UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЯВЛЕНИЕ ГРИВНИ НАРОДУ

Существует множество легенд о том, как рождалась новая национальная валюта Украины, какие меры бе...

Автор: Леонид Горлач

Существует множество легенд о том, как рождалась новая национальная валюта Украины, какие меры безопасности предпринимались для того, чтобы доставить массу готовых банкнот из заморской Канады, где они печатались на первых порах, пока в Украине не была создана собственная полиграфическая база.

Прошло довольно длительное время, пока в нашей печати начали появляться первые робкие публикации о поистине легендарном многомильном путешествии гривен через моря, к тому же грешившие неточностями. Люди, конкретно занимавшиеся этим делом, старались или отмалчиваться в силу служебной тайны, или не догадывались об исторической важности факта. А Вадим Петрович Гетьман, в то время возглавлявший Национальный банк Украины и временный штаб по доставке валюты, уже, к сожалению, ничего не сможет рассказать современникам.

О последнем морском этапе путешествия сверхценного груза писала одна из популярных газет. Тот маршрут заканчивался в Николаеве. Но даже во внутренних водах страны нужна была особенная осторожность, поскольку валюта может чувствовать себя спокойно лишь на специально оборудованных складах.

Известно, что по решению Кабинета министров Украины в штаб вошли представители СБУ, МВД, Нацбанка, Черноморского пароходства и АСК «Укрречфлот». Два последних ведомства привлекались потому, что после длительных дискусcий был выбран именно водный путь доставки гривен - ведь груз оказался довольно солидным, и авиация, которая тоже подвержена всевозможным авариям, была отклонена. Речникам надлежало поработать на завершающем этапе сложного сверхсекретного пути.

В судоходной компании речников о предстоящей работе знали буквально считанные люди - сам президент АСК «Укрречфлот» Николай Антонович Славов, его ближайшее окружение и те, кому поручалось подготовить суда и Днепр для безопасного и оперативного продвижения.

И вот наступила золотая осень 1992 года. Иван Коваленко, возглавлявший в то время один из важных участков в АСК «Укрречфлот», получил задание срочно выехать в Николаев для встречи груза. Он уже знал в общих чертах все детали будущей операции, но практика всегда вносила свои весомые поправки. Едва устроившись, начал изучать в то время полностью военный портовый пункт «Октябрьский», встречаться с оперативниками.

Как вспоминает И.Коваленко, перегрузка контейнеров на первый же теплоход «Славутич-17», который стоял у причала военщиков, прошла гладко.

Закончив погрузку первого теплохода, он срочно уехал в Киев, где должен был вместе с другими коллегами подготовить все для такой же четкой встречи.

«Славутич-17» шел полным ходом против течения, а в Киеве в это время собралась оперативная штабная группа, которой предстояло в деталях разработать последний этап перевозки. Во второй грузовой район столичного речного порта прибыл В.Гетьман. Речники продемонстрировали главному банкиру страны складские возможности, портовую технику. Банкиры предложили тут же, на грузовой стенке, вскрывать тяжелые контейнеры и банкноты загружать в автотранспорт для отправки в государственные хранилища. И тут насмелился вмешаться в разговор Иван Коваленко:

- Извините, но я лучше знаю особенности работы портов, поэтому не удивлюсь, если после такой перегрузки на второй день на Подоле будут продавать из-под полы новенькие гривни. Лучше бы всю эту валюту перевезти в закрытых контейнерах.

Аргумент речника подействовал. В хлопотах и тревогах незаметно пролетел теплый осенний день, и вот уже в поздних вечерних сумерках появились сигнальные огни «Славутича-17». На причале собралась представительная группа встречающих, подъехал и Н.Славов, среди портовых зданий почти незаметно рассредоточились охранники из СБУ, «Беркута», обычной милиции. Событие было воистину волнующим - ведь с прибытием гривен начинался новый этап государственного строительства, обретения Украиной полной финансовой независимости от Москвы. Купоны сделали свое дело и могли улетать в небытие, как увядшие осенние листья.

Едва теплоход успел привязаться концами к береговой стенке, заработали портовые специалисты. Открылись широкие ворота ближнего склада, по береговой кромке почти неслышно покатились новенькие электрокары, полученные накануне из Японии, и начался последний этап длинного путешествия полноценной украинской валюты. А через некоторое время груз был спрятан и опечатан, окружен солидной охраной с тем, чтобы на следующий день отправиться в государственные тайники...

Иными глазами видел все капитан «Славутича-17» Иван Степанович Сурменко. Почему именно ему был поручен флагманский маршрут, сказать трудно: то ли теплоход был относительно новым и находился в отличном техническом состоянии, то ли биография бывалого судоводителя не вызывала никаких сомнений. Ведь у бывшего подольского парня за плечами остались и учеба в столичном речном техникуме, и служба в армии на далекой Новой Земле, где в те времена производились ядерные испытания, что само собой требовало от каждого солдата умения держать язык за зубами, и длительные нелегкие рейсы по рекам и морям.

Как бы то ни было, ему приказали подогнать теплоход к причалу бывшего военного порта. На борту появились семь человек довольно внушительного вида. Один из них представился и назвался: Василий Васильевич Крутов, сотрудник СБУ. Он попросил показать теплоход, его вооруженные люди обшарили каждый уголок, каждую щель. Лишь после этого началась загрузка контейнеров непосредственно с морского судна. Капитан насчитал их ровно 52.

Конечно, он догадывался, что повезет не обычный груз - всякие там шмотки или станки сотрудники службы безопасности не будут сопровождать, но старался не надоедать расспросами молчаливым сопровождающим, а тем было не до рассказов. Едва перегрузив тяжелые окованные железом ящики, они сразу же вышли на свободную ходовую воду.

Теплоход шел, что называется, при сплошных зеленых огнях, при подходе к ГЭСам шлюзы открыты, вода свободная, только лишь на прибрежных мелких заводях появлялись иногда юркие катера и тут же прятались в кустах, повинуясь чьим-то приказам. На мостах виднелись фигуры гражданских лиц, но почему-то с явно военной выправкой. А через сорок четыре часа непрерывного хода теплоход причалил к киевскому берегу.

И.Сурменко узнал, конечно, что за груз в тех контейнерах, но на любопытные вопросы долго отвечал:

- Да бананы перевозил...

Так речники известной судоходной компании помогли завершить сложный сюжет явления гривни украинскому народу, вписав и свой штрих в историю укрепления молодого государства. Все участники первой перевозки продолжают трудиться в речфлоте, а гривна... о ее работе лучше судить читателю.