UA / RU
Поддержать ZN.ua

Я СМОТРЮ В МЕРЦАЮЩЕЕ НЕБО

Лауреату Государственной премии Украины имени Т.Г Шевченко и премии имени Павла Тычины «Чуття єди...

Автор: Борис Стативка

Лауреату Государственной премии Украины имени Т.Г Шевченко и премии имени Павла Тычины «Чуття єдиної родини» русскому поэту, поэту-лирику, поэту-философу Леониду Николаевичу Вышеславскому исполнилось восемьдесят пять. Именем этого удивительного человека названа неотъемлемая частица Солнечной системы - малая планета №2953. Отныне и навсегда она зовется Вышеславия.

Приверженность к космической теме поэта в свое время отмечена первым космонавтом Земли (книга «Звездные сонеты» вышла с предисловием Юрия Гагарина).

- 37 лет миновало с той поры, когда увидели свет «Звездные сонеты», но они и поныне находят широкий отклик в сердцах не только последующего поколения покорителей Вселенной, астрономов, но и многомиллионной армии читателей. Что же побудило вас, Леонид Николаевич, обратиться к космической теме?

- Звездное небо привлекало меня буквально со школьной скамьи: увлечение астрономией было безграничным. И свои первые стихи я посвятил звездам, планетам, Солнцу. А в пору проникновения человека в космос устремление это лишь усилилось. Мне кажется, что для выражения этой темы очень подходит лаконичная, испытанная веками форма сонета. Но выбор формы - вопрос специальный. Главное же - устремленность человека в таинственные просторы Вселенной, в звездные выси. Гагарин ведь существовал во все времена. Он жил в убеждениях Джордано Бруно, в видениях Леонардо да Винчи, в формулах Кеплера и Ньютона, в открытиях Коперника и Галилея, в чертежах Циолковского, в свершениях Королева... «Музыка небесных сфер» всегда была для человека образцом гармонии. Космос будил мечты о счастье на земле, о гармоническом устройстве земного бытия.

Сегодня я открыл окно и замер:

из края в край все небо в поздний час

не звездами сверкает, а глазами

людей, туда стремившихся до нас.

Горят созвездья выпукло и четко -

пригвождены к ним испокон веков

глаза провидцев,

взоры звездочетов,

скитальцев, мореходов, пастухов...

Глазами фантазеров

и влюбленных,

и мудрецов, годами умудренных,

не смаргивая, смотрит небосвод,

сверлит зрачками,

в душу проникает,

нас приворотным взглядом привлекает,

притягивает, кличет и зовет.

Это один из «Звездных сонетов». Да, звезды смотрят на нас «глазами фантазеров и влюбленных», глазами мудрецов и провидцев лучшего будущего. Именно в такой космос первым проложил дорогу Юрий Алексеевич Гагарин, осуществив вековечную мечту человечества. Он приблизил звезды к земле для того, чтобы земля была еще прекраснее.

И уж никак не предполагал первопроходчик космоса, что маньяков ядерного планетоубийства обуяет преступный замысел «звездных войн», безумное стремление превратить звездное небо в арену сверхземных катастроф.

Думая обо всем этом, я невольно вспоминаю, как еще в школе, где я посещал астрономический кружок, учитель говорил о планетах, в том числе и о Марсе, вокруг которого вращаются две его Луны, два спутника. Мне запомнились их названия:

Две Луны над Марсом вечно кружат,

две Луны летят в иных мирах -

Деймос, что по-русски значит - ужас,

а другая - Фобос,

то есть - страх.

И в нутре их стылом, и снаружи,

в их долинах мертвых и горах

Мирозданья огненная стужа

тьмы веков перетирает в прах.

Я смотрю в мерцающее небо...

Пусть они кружатся там, вдали,

пусть они в мирах

блуждают слепо, -

лишь бы страх, а с ним

и ужас не был

вековечным спутником Земли.

- В одном из сонетов вы прекрасно сказали, что человек поворачивает космос лицом к Земле, к ее мирным нуждам, помогая этим и геологам, и медикам, и химикам, и физикам, и мелиораторам, и агрономам, способствуя развитию многих наук. В «Звездных сонетах» есть такие строки:

Как бы ни были звезды

от нас далеки,

но их сила вливается

в мышцы руки,

человечеству звезды

расти помогают!

А как помогают они вам в вашей поэтической деятельности?

- Я вижу свою задачу, как работник Поэзии, прежде всего в том, чтобы стихи мои были не столько звездными, сколько земными, то есть чтобы моя поэтическая деятельность была неразрывна с жизнью моего современника, с его интересами, думами, свершениями.

У каждого - своя звезда.

Об этом

давным-давно от бабки слышал я

и, всматриваясь в звездные края,

я думал:

и моя там светит где-то...

Но где же? Любопытства не тая,

ищу: вон Лев, Телец,

вон Рыбы в сетке света.

Созвездия молчат

и не дают ответа.

В лицо Вселенной смотрит жизнь моя.

Вон от звезды падучей борозда

сверкнула и - исчезла навсегда.

Как много их

в потоке звездопада!

И я опять, как птица из гнезда,

смотрю на небо.

Где ж моя Звезда?

Чтоб увидать ее -

взглянуть на Землю надо.

А вот еще, об этом же:

Мне снова снится: я живу давно

в космопоселке

под скалой высокой.

Как яблоко, пропитанное соком,

висит Земля, и все озарено

ее лугами и ее лесами,

морями, слившимися с небесами,

и сердце только к ней обращено.

И вижу ясно я не океаны,

а ручеек на дне лесной поляны

среди наполненной

щеглами тишины.

На киевские липы и каштаны,

на жизнь свою смотрю со стороны

и вижу свет ее

и все ее изъяны,

как тени

от базальтовой стены.

- Это, Леонид Николаевич, прекрасная лирика - она звучит в «Звездных сонетах» и в других ваших книгах. Кстати, не является исключением и последний сборник этого года - «Лирика». Свою задачу, как поэта, вы видите в воспитании чувств. Это тема, волнующая всех. Очевидно, получаете немало писем от читателей, слушателей - ведь стихи передают по радио и телевидению, печатают в периодике...

- Да, письма получаю отовсюду, из самых разных мест ближнего и дальнего зарубежья... Их авторы высказывают свое мнение о прочитанном, услышанном, дают советы, делятся мыслями. Молодых, да и не только их, особенно волнует тема любви. Им мог бы ответить строками, которые написал как заповедь не только для других, но и для себя.

Какой ты есть, как ты живешь

на свете,

такою будет и твоя любовь!

Всегда слова продуманные эти

я повторить хотел бы

вновь и вновь.

При каждом

сердца радостном ударе

себе отныне так я говорю:

моя любовь

мне счастья не подарит,

коль я любимой счастья не дарю.

Создав себя,

создашь любовь - иначе

ее не будет, сколько ни зови.

Рванись вперед,

всю жизнь переиначив,

ты - человек,

творец своей любви!

Тема любви - безгранична, как Вселенная. Я считаю, что большая, высокая любовь стоит целой жизни.

- Многие критики, писавшие о ваших книгах, указывали, что основная тема вашего творчества - Человек и Природа...

- Я много пишу о природе - общечеловеческом достоянии. Но, мне кажется, главную линию моей поэзии точнее выразить словами: человек и Человек. Человек с большой буквы - разумный хозяин богатств природы. У него, как говорил Максим Рыльский, есть равных два крыла: красивое и полезное, иными словами - поэтическое и научное познание мира.

Человек - часть природы, и если он борется за жизнь растений, животных, за чистоту окружающей cреды, то тем самым он борется за свою собственную жизнь.

Мир природы - деревьев, трав, животных, птиц, рыб - тоже целая Вселенная. Он меня всегда влек к себе и завораживал.

- Да, все это тоже космос. Но вернемся к тому, с чего начали. К Гагарину. Как случилось, что первопроходец космоса написал предисловие к вашим сонетам? «Леонид Вышеславский малым количеством слов сказал многое: в его сонетах все на месте, надежно и прекрасно и нет ничего лишнего, все как на космическом корабле. Ю.А.Гагарин».

- Об этом уже неоднократно писалось. Я не буду повторяться. В книге Ю.Гагарина «Дорога в космос» напечатано стихотворение, посвященное пулеметчику тогдашней нашей армии. Я написал его тогда, когда наши войска освобождали от гитлеровцев Чехословакию. Курсант летного Оренбургского училища Юрий Гагарин выступал с ним на вечерах художественной самодеятельности. А после полета в космос он прочел его корреспондентам центральных газет: позабыв, правда, имя автора. Я поблагодарил первого космонавта через газету «Правда» за внимание к моему творчеству. Вскоре в газете появилась подборка «Звездных сонетов» с приведенным выше предисловием Юрия Алексеевича. Это предисловие потом было предпослано книге «Звездные сонеты».

Хочется отметить многогранность личности Юрия Гагарина. Казалось бы, человек он был сугубо технической профессии, летчик-космонавт, а какая осведомленность была в области искусства и литературы, в частности поэзии. Вот уж у кого действительно было два крыла: наука и искусство! И эта характерная черта первопроходца передалась последующему поколению покорителей космоса.

Пусть же далекие звезды окрыляют человеческий дух, говорят нам о мире, а не о войне, о жизни, а не о смерти. О любви, а не о ненависти. О процветании нашей планеты, а не о ее гибели.