Седьмой класс, тринадцать лет. Возраст тинейджеров, гадких утят и забияк. В этот период многие девочки уже вытянулись, оформились и расцвели, а их одноклассники еще остались мальчишками, порой они даже ниже ростом своих соседок по парте. В этот период разногласия между ними накаляются, непонимание и взаимные претензии растут, как на дрожжах.
«А что если дать ребятам высказать свое мнение о том, какими они хотят видеть своих одноклассников? Может быть, это поможет им посмотреть друг на друга новыми глазами? — подумала Елена Галущенко, классный руководитель 7-А класса харьковской школы № 51. И попросила своих питомцев написать анонимное сочинение. Девочки должны были изложить, какими они хотели бы видеть своих одноклассников, а мальчики представить портрет идеальной одноклассницы.
Кто-то написал целое эссе, кому-то хватило трех строчек на криво вырванном из тетрадки листике, а кто-то приложил даже рисунок. В принципе эти ответы, наверное, достаточно типичны.
Я хочу,
чтобы она была…
Несколько неожиданным оказалось, что сочинения мальчиков были более пространными и интересными. Они не просто перечисляли желанные качества одноклассницы, но и философствовали, пускались в исторические аналогии, рисовали портреты своего идеала:
«Как говорил Джордж Байрон, главное в человеке — ум и честь. Я могу добавить к этим качествам еще и доброту. Без этих качеств любой человек проживет очень трудную и тяжелую жизнь. Не помешает девочкам и скромность. Нужным качеством, бесспорно, является и воспитанность. Ну и какая девочка будет хорошей девочкой без умения готовить? Хотя лучшие повара все-таки мужчины!»
«Многие писатели воспевали девушек как нежных, добрых, хрупких существ, требующих мужской заботы и опеки. Сейчас таких принято называть женственными — хорошо одетых, с ясной улыбкой на лице. Но большинство представительниц слабого пола нашего времени далеко не такие. Они переняли от мужчин вредные, неприсущие женщинам манеры — курят в подъездах, возле киосков, пьют спиртные напитки, некрасиво одеваются. О характере вообще лучше помолчать — они ругаются нецензурными словами, издеваются над другими. Так пусть же это все прекратится, пусть девушка станет, как сотни лет назад, красивой, доброй, женственной».
«Прежде всего, она должна быть в одно время серьезной, а в другое — веселой. Она должна быть понятливой, а не переспрашивать каждое слово по сто раз. Должна быть доброй, душой компании, находить ко всем подход. Она должна быть красивой как снаружи, так и внутри. Должна быть умной и воспитанной. Разделять некоторые мои интересы, а некоторые игнорировать и говорить, что ей эти привычки не нравятся. Всегда учить меня остановиться, когда я «перегибаю палку». Она должна быть не очень сдержанной, но и не распущенной. Она должна быть настоящим другом, который поможет в беде».
Это качество идеальной одноклассницы — «поможет в беде», «выручит в критической ситуации» — встречалось очень часто. Честно говоря, эти ясно высказанные ожидания вызвали у меня некоторую тревогу. Почему пацан уже в 13 лет ждет в случае чего поддержки «слабого пола»?! Откуда у него эта жажда помощи? И в то же время создается впечатление, что при этом мальчики одноклассниц побаиваются:
«Желательно, чтобы она была не вспыльчивого характера».
«Она не должна хамить и орать на всех пацанов. Она должна помогать в трудных ситуациях».
И, конечно, абсолютно все будущие Ромео желают видеть одноклассниц очень-очень красивыми. Некоторые представляют этот идеальный образ весьма конкретно:
«Девочка должна быть: без ногтей, с длинными косичками, с закрытым ртом, без дырок в ушах, брюнетка, приветливая, без жира, с талией, умная, с голубыми глазами».
«Она должна быть умной, суперкрасивой, сексуальной и с чувством юмора. Добрая, может помочь в трудную минуту. Желательно из состоятельной семьи с хорошими родителями, которые уделяют внимание своей дочери».
Один из мальчишек нарисовал схему девичьей фигуры, где стрелочками и цифрами указал, что именно нужно, чтобы быть хорошей одноклассницей. Первая стрелочка указывает на голову, вторая — на губы, третья на грудь, четвертая на талию и пятая на ноги. Внизу он еще добавил:
«Девчонка должна быть умная, красивая, остроумная, порядочная, должна чистить зубы и красиво одеваться. И чтобы обязательно присутствовали пункты 3,4 и 5».
И только один не расписывал, какими должны быть его одноклассницы. Он написал просто и благожелательно:
«В седьмом классе почти все девчонки замкнуты только на своих подружках и не обращают на нас внимания. Хотелось бы больше друзей среди девчонок. А вообще хочется видеть их постоянно в хорошем настроении, счастливыми, красивыми, сияющими, как маленькие звездочки».
Я хочу,
чтобы он был…
Девочки в своих ответах гораздо суше. Чаще всего они просто перечисляют целый набор качеств, из которого трудно «слепить» какой-то зримый портрет:
«Чтобы не курил, не пил, был добрым, красивым, хорошим, мечтательным, чистосердечным, послушным, умным, элегантным, общительным».
«Он должен быть высоким (2 метра), остроумным, симпатичным, умным, аккуратным, интеллигентным, преданным другом, сильным, галантным, с многими талантами, не злопамятным».
Хотя свои претензии к одноклассникам имеют и девочки:
«Хочу, чтобы они хорошо относились к девочкам, не «прикалывались». И влюблялись во всех девочек нашего класса, а не в одну».
«…чтобы давали «скатывать» и ни к кому не приставали».
«…добрыми, чтобы они никого не запихивали в ящик, не разбивали никому очки, поздравляли с праздниками, делились учебниками. Чтобы никого не обзывали, никого не «подставляли», не прятали и не рвали чужие вещи».
Девочки не желают то и дело помогать одноклассникам выходить из трудных ситуаций. Они хотят видеть рядом с собой только джентльменов, а в это понятие как-то не входит привычка чуть что прятаться под крылышко дамы:
«Я бы хотела видеть своего одноклассника настоящим джентльменом, чтобы он защищал девчонок. Хочу, чтобы мальчики любили девочек, а девочки мальчиков и мы были одна большая семья».
«…чтобы они были не такими забияками, как они есть. Мы, девочки, конечно, понимаем, что они еще не выросли. Но им нужно учиться проявлять свой интерес как-нибудь по-другому, а не подножками или ударом учебника по голове, после которого голова болит целый день. Мальчики должны быть джентльменами даже в таком возрасте. Нет чтобы вместо подножки сказать: «Ты сегодня хорошо выглядишь». Нужно просто-напросто элементарное уважение, которое у наших одноклассников отсутствует».
Знакомый психолог, просмотрев эти сочинения, бодро сказал: «Нормальная для этого возраста и нашего времени расстановка сил. И классная руководительница прекрасно придумала, что попросила ребят написать эти сочинения. Ведь самое главное, чтобы ребята попытались друг друга понять».