UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВЫЖИВЕТ ЛИ РАДИОЛЮБИТЕЛЬСТВО?

Современная эпоха компьютерной техники, мобильных телефонов и других электронных «наворотов» несколько размыла в нашем сознании понимание термина «радио» в его первоначальном значении...

Автор: Юрий Зиненко

Современная эпоха компьютерной техники, мобильных телефонов и других электронных «наворотов» несколько размыла в нашем сознании понимание термина «радио» в его первоначальном значении. Не каждый даже может сказать точно, кто изобрел радиосвязь. Но есть в Украине люди, которые посвящают радиосвязи львиную долю своего свободного времени. Называются они радиолюбителями. За последние десять лет их количество сократилось в несколько раз, до 12 тысяч.

Прежде чем попытаться отыскать причины такого сокращения, следует уяснить для себя, кто такие радиолюбители. Речь идет о лицах, которые имеют разрешение на работу в том или ином диапазоне радиоэфира и занимаются этим не ради материальной выгоды, для них это исключительно увлечение на досуге.

Радиолюбители нашей страны являются членами Лиги украинских радиолюбителей (UARL). Она создана в 1991 году и с апреля 1994-го входит в Международный радиолюбительский союз (IARU).

Почему же так поредели ряды любителей радиодела? Причины необходимо искать прежде всего в экономике. Распался Советский Союз, а вместе с ним растаяла и общественная стабильность. Экономику лихорадит, люди вынуждены думать не об увлечениях, а о том, как прокормить семью. А это привело, во-первых, к резкому сокращению свободного времени (из-за поиска заработка), а во-вторых, даже те средства, которые удалось раздобыть, не всегда решают проблему.

Если, скажем, раньше каждая простая радиодеталь (резистор или конденсатор) стоила до 5 копеек, при зарплате в 150 — 200 рублей, то теперь — около гривни. Радиолампы еще дороже (вопреки распространённому мнению, они все-таки необходимы). Нетрудно подсчитать, что увлечение стало обходиться радиолюбителям дороже в среднем в 150 (!) раз. Конечно, не всем им непременно нужны детали для конструирования радиоаппаратуры. Современное производство предлагает уже готовую аппаратуру высшего класса (например, японские KENWOOD, ICON). Однако качество стоит недешево. Вот и получается замкнутый круг, из которого не выберешься без финансовых средств.

Проблема иного сорта — требования к потенциальным членам UARL. Существуют четыре категории радиолюбителей, квалификацию которых определяет специальная техническая комиссия. Согласно Регламенту лиги, они должны знать не только принципы распространения радиоволн, радиотелефонию, но и хорошо разбираться в схемотехнике, конструкции радиоаппаратуры, уметь правильно пользоваться радиолюбительским кодом, фонетической азбукой, азбукой Морзе (для высшей категории — не меньше 100 знаков в минуту), знать английский в объёме, достаточном для приема сигналов бедствия и просьбы о помощи.

Со всем перечисленным возникают проблемы. Законы физики, конечно, можно «вызубрить» по вспомогательной литературе. Но, например, с «морзянкой» ситуация намного сложнее. Даже в Вооруженных силах теперь не всегда учат радистов пользоваться кодом Морзе. А в домашних условиях изучить его — вообще архисложная задача. Поэтому неудивительно, что в эфире полно «липовых» радиолюбителей. Профаны разочаровывают мастеров незнанием азов, без чего невозможно даже представить себе настоящего радиолюбителя. А при переходе в режим телеграфирования такие горе-любители сразу садятся в лужу, ибо не знают морзянки. Очевидно, свою «высокую квалификацию» они получили незаслуженно.

Еще одна причина упадка радиолюбительского движения — отсутствие поддержки со стороны государства. Наверное, мало кто из нынешних украинских политиков слышал о радиолюбительстве, хотя раньше было иначе: открывались радиокружки, появлялись коллективные радиостанции, проводились спортивные соревнования.

За границей, где условия для радиолюбительства намного лучше, этим занимались и занимаются даже короли и президенты, например король Испании Хуан Карлос де Бурбон (позывной EA0JC), султан Омана Бин Саид Ал Саид (А41АА), покойный премьер-министр Индии Раджив Ганди (VU2RG) и т.д.

Многих в этом деле привлекает конструирование техники. Но все же главное в радиолюбительстве — общение, возможность поговорить в эфире с собратьями по интересам, поделиться опытом, услышать полезный совет. При благоприятных погодных условиях и на достаточно мощной аппаратуре радиолюбители Украины поддерживали связь даже с украинской научно-исследовательской станцией «Фарадей», что в Антарктиде. Не говоря уже об американцах и японцах.

Стремительное развитие современной техники тоже поспособствовало оттоку людей из радиолюбительства. Молодые, как правило, отдают предпочтение другим хобби: компьютеры, Интернет, телевидение. Верными давнему увлечению остаются больше представители старшего поколения. Некоторые из них в молодости (в 60 — 70-х гг.) занимались радиопиратством (работа в эфире без разрешения), а потом поумнели, получили официальный позывной и работают легально.

Несмотря на массу трудностей, в Украине все же работают радиоклубы, 39 отделений Лиги. Проявляют они разную степень активности. К примеру, Полтавское отделение уступает Кременчугскому, хотя они находятся в одной области. Одни из самых активных — радиолюбители из
г. Кривого Рога: регулярно устраивают «круглые столы», печатают литературу, помогают друг другу.

В целом радиолюбительство — показательный пример того, как можно с пользой организовать свой досуг. Но без внимания и поддержки государственных структур массовое увлечение радиоделом может превратиться лишь в факт истории. Кто от этого выиграет?