UA / RU
Поддержать ZN.ua

Выученная беспомощность новогоднего чуда

Украинцы готовы щедро и от души жертвовать на помощь детям-сиротам. Но есть другие, более эффективные способы помочь им.

Автор: Дарья Касьянова

Перед новогодними праздниками настроение меняется. Хочется радоваться и радовать. Все чаще в социальных сетях собирают "всех неравнодушных" ехать в детские дома с подарками. И многие отзываются.

Результаты исследования фонда Загорий подтверждают эту тенденцию. На "сиріт и сиротинці" украинцы готовы жертвовать и считают эту помощь необходимой.

Но так ли это?

Многочисленные попытки специалистов по семейному устройству и психологов объяснить, почему лучше так не делать, вызывают в основном обиду и агрессию. Взрослые люди в детском порыве делать добро искренне не понимают суть проблемы. А она очевидна. Паломничество с подарками чужих людей, вторгающихся в жизнь ребенка, который пережил травму разрыва или потери родной семьи, непростую адаптацию в интернате (дом ребенка, детдом, приют), ему совсем не на пользу. Он не готов развлекать незнакомых людей, приехавших "дарить праздник".

Шестилетняя Оля с двумя младшими братьями попала в детдом накануне новогодних праздников. Их папа избил маму на глазах у детей. Мама попала в больницу в тяжелом состоянии и через некоторое время умерла. Отца забрали в полицию. Единственная бабушка - папина мама, намучившись с сыном-алкоголиком, не захотела забирать внуков к себе, сама привела их в службу по делам детей.

Дети вначале были в больнице, потом - немного в приюте, и вот теперь - в детдоме. Все разучивают стихи и песни. А Оле совсем не хочется петь, она пытается забиться подальше в угол, чтобы поплакать, не показывая слез другим детям. Воспитательница Валентина дает Оле стих про маму, чтобы девочка выступила с ним на празднике перед гостями…

Горы подарков, на которые тратятся миллионы гривен, везут детям, после чего соцсети завалены душевными постами и фотоотчетами щедрых и добрых теть и дядь на фоне милых несчастных "деток". И так из года в год.

Дарение подарков обязательно сопровождается концертом. За зимние праздники детям иногда приходится давать до трех таких концертов в день в течение месяца, начиная со Дня Святого Николая и до Крещения. Чтобы все успели приобщиться к добру.

Каждый ребенок встречает много новых людей, дарящих улыбки и подарки в обмен на стих или песню. При этом ни один из этих людей не становится тем значимым взрослым, которого каждый ребенок продолжает ждать.

16-летняя Оксана - выпускница интерната. В детдом она попала в четыре года вместе с двумя старшими сестрами и братом. Потом они оказались в разных интернатах. После интерната Оксану отправили учиться в училище на маляра, хотя девушка не знала, кем хочет быть. Оксана признается, что до сих пор ненавидит новогодние праздники: "Нам выдавали нарядную одежду, которую мы не выбирали. Заставляли учить песни, танцы. Мы, как дрессированные обезьянки, улыбались чужим людям, которым до нас особо не было дела. Но еще больше я ненавидела младших детей. У них еще был шанс вырваться, найти новую семью. Мне же сотрудники интерната говорили: "С таким "паровозом", как у тебя (по закону братьев и сестер разделять нельзя. - Д.К.), и в таком возрасте тебя вряд ли усыновят". Но в глубине души я все равно этого очень ждала".

Тонны подарков взращивают чудовищное потребительство. Ребенок привыкает к тому, что ему все время что-то дают, дарят; что в определенный период приезжают разные люди, которые пытаются оптом обогреть всех за пару часов и уехать. Надо лишь надеть костюм зайчика или снежинки, спеть песенку и рассказать стишок…

А потом ребенку исполняется 18 лет, и он выходит в реальный мир, где к нему уже никто не едет, никто не помогает, никому нет дела до проблем "взрослого здорового парня, который должен сам зарабатывать себе на жизнь и на подарки". Но ведь мы научили его только просить…

Многие удивляются, когда узнают, что выпускники интерната не знают, как заварить чай или сварить макароны. Да, это правда, в интернате все делали вместо них.

Выпускник интерната Леша вспоминает, как помогали выжить новогодние конфеты. Их можно было обменять на сигареты, позже - на пиво. Интернат он характеризует как учреждение, в котором дети вынуждены находиться из-за плохого поведения своих родителей. Но в чем виноват ребенок?

Все сборы для детей в детдома (под ними я имею в виду все интернатные учреждения - государственные и частные, где дети живут без родителей, по правилам жесткой, бесчеловечной системы) базируются на жалости к бедным и несчастным. И это лишь усугубляет ситуацию.

Детям дарят подарки и проводят мастер-классы по анимации или лидерству. Малыши обнимают красивых добрых женщин и нежно спрашивают: "Ты моя мама? Ты за мной приедешь?". Дети постарше уже не верят, что это сработает. У этой женщины на заставке телефона - свой собственный улыбающийся малыш.

Волонтеры пожелают удачи в новом году. Сделают классные селфи и уедут в следующий детдом. Часть подарков отберут старшие дети, так положено. Еще часть затеряется, обменяется на что-то другое. Еще часть останется в кабинете директора. Не проблема. Скоро - Международный день защиты детей, приедут новые добрые волонтеры и спонсоры с новыми подарками. До выхода на свободу еще есть время. Но за это время ребенок так и не научится принимать собственные решения, планировать бюджет, строить отношения, доверять и ценить. Зато теперь он точно знает, что все ему должны.

И только некоторые благотворительные фонды и организации сражаются за социализацию детей, пытаются вернуть им мотивацию жить, учиться, создавать и достигать цели, помогают найти новые семьи или создавать собственные.

"Ну, каждый помогает, как может! Или лучше вообще не помогать?", - часто мне отвечают именно так. Я вовсе не против помощи детям в детдомах и точно знаю, что каждый человек может помочь. Подарки и концерты - совсем не помощь, а вред.

И еще важно: не все должны и могут помогать детям в интернатах. Если человек находится в состоянии личностного кризиса - большая вероятность быстрого выгорания в детдоме ему обеспечена. Если таким образом человек хочет повысить собственную значимость - дети в детдоме это сразу чувствуют, они опытные психологи. Если вы просто никогда ничего не слышали про сиротство и детей в интернатах - найдите время, поищите в Интернете и почитайте.

Это не значит, что помочь ребенку в интернате невозможно. Есть много разумных и эффективных способов. Основная задача - поддержать ребенка и дать ему представление о будущем.

Лучшая помощь - это, конечно, семья: усыновление, опека и попечительство, приемная семья, детский дом семейного типа. Но не каждый может и должен усыновлять. Вы можете поддержать программы обучения для приемных родителей в разных регионах Украины; образовательные программы для детей из таких семей; специализированные услуги психологов, логопедов, психотерапевтов. Диагностику и лечение детей, качественный досуг, профориентацию. Это очень нужно, и не всем доступно.

Есть организации, которые специализируются на такой поддержке, имеют прекрасную репутацию и хорошие результаты:

- sos-ukraine.org

- hopeandhomes.org.ua

- p4ec.org.ua

- childfund.org.ua.

Сделать качественную фотографию ребенка в детдоме или поделиться историей ребенка, который ищет семью, - тоже важная помощь:

- sirotstvy.net/ua

- changeonelife.ua/videopassport

- msp.gov.ua/children/motherhood.php.

И, конечно, самое важное - задумайтесь о тех детях, которые живут в семьях, но реально нуждаются в помощи. Это дети с инвалидностью, дети в многодетных семьях, воспитывающиеся одним из родителей; талантливые дети из малообеспеченных семей. Часто это заботливые и любящие семьи, нуждающиеся в краткосрочной поддержке. И здесь ваша помощь будет крайне необходима.

За годы войны у нас появилась еще одна группа детей, которых на праздники задаривают подарками, - это дети, живущие вдоль линии фронта. Их, по оценкам международных организаций, - до 20 тысяч. Они живут там с родителями или близкими родственниками. Привыкли к выстрелам, а кто-то с трудом представляет как это - жить без войны. Кто-то из детей переезжал с родителями в поисках более спокойной жизни, но семья вернулась. Чаще всего потому, что не за что ехать, и нигде не ждут. Эти семьи были в сложных обстоятельствах и до войны. За эти годы ситуация усугубилась, и теперь они живут в состоянии постоянного ожидания гуманитарного набора: продуктов, одежды, обогревателей - чего угодно. Работать негде, да уже и незачем. Бесконечная война и щедрые дарители. Дети привыкают к подаркам. Со всей Украины им везут фрукты, соки, смартфоны, наушники. Хотя они нуждаются в таких же простых и понятных вещах, как и другие дети, - в безопасности, образовании, будущем.

Ника (14 лет) живет в селе в Донецкой области возле линии соприкосновения: "К нам часто приезжают волонтеры, привозят подарки, книги, продукты. Я бы хотела научиться красиво рисовать, до войны у меня получалось, но к учителю нужно ехать 30 км. По нашим дорогам это нереально. Больше всего нам нужен отдых от войны. Просто отвлечься. Четыре года назад я была в лагере "Лесная застава". До сих пор вспоминаю эти 10 дней и переписываюсь с друзьями".

Задаривание детей, живущих в войне, стало таким же атрибутом нашей жизни, как сбор помощи в интернаты. И последствия для ребенка - такие же. Мы формируем потребительское отношение, ребенок не чувствует ценности подарка. Некоторые родители осознанно или неосознанно этим пользуются, дети - это возможность выжить в условиях войны. Война - агрессивная внешняя среда, которую невозможно контролировать. В тот момент, когда внешняя среда становится чрезмерно агрессивной, и мы полностью теряем над ней контроль, мы становимся беспомощными и совершенно бессильными.

Сидя где-то в безопасном месте, собирая подарки и теплые вещи на Восток Украины, люди не могут понять, как же эти семьи с детьми там выживают, почему они осознанно рискуют жизнями собственными и своих детей. Еще в начале войны, в 2014 г., обучавшие нас международные специалисты и психологи объясняли этот феномен выученной беспомощности. Состояние человека, при котором он не делает попыток улучшить свое состояние (хотя такие возможности существуют), появляется, как правило, после нескольких неудачных попыток повлиять на негативные обстоятельства внешней среды, что-то поменять. Многим волонтерам и представителям общественных организаций это знакомо. Чтобы спасти от войны, ищут деньги, покупают семьям дома в безопасном месте, обустраивают их, но дома остаются пустовать…

Чем дольше человек находится в ситуации войны и отсутствии контроля над собственной жизнью, тем беспомощнее и зависимее он становится от внешних проявлений заботы волонтеров и гуманитарных миссий. К сожалению, человек, долго находившийся в подобных условиях, получает опыт выученной беспомощности. Это надо понимать и учитывать.

Люди, долгое время находившиеся в условиях войны, жизни в интернате, где от них мало что зависит, нуждаются в квалифицированной психологической помощи, переобучении и долгосрочной поддержке.

Казалось бы, при чем здесь подарки и праздники?

У 90 тысяч детей в интернатах, которым вы сейчас собираете подарки, есть родители. Просто им вовремя не помогли или не научили заботиться о себе и собственных детях. Не повторяйте ошибки!