UA / RU
Поддержать ZN.ua

Высокая миссия элиты

Мы надеемся на молодежь — она ищет себя, ищет лучшего и остро чувствует, что такое хорошо. Ей нужен пример и мудрое воспитание. У нее есть желание учиться и ей нужны учителя.

Автор: Любомир Гузар

Мы надеемся на молодежь - она ищет себя, ищет лучшего и остро чувствует, что такое хорошо. Ей нужен пример и мудрое воспитание. У нее есть желание учиться и ей нужны учителя. Но кто может стать учителем?

Надо, чтобы мы воспитали настоящую государст­венную элиту. То есть людей, которые знают и определенно хотят того, что будет хорошо для народа. Выращивать элиту - нелегкий процесс. Впрочем, мы не лишены возможностей - у нас достаточно людей, искренне заинтересованных в том, чтобы обес­печить общее благо. Им только надо организоваться. Мы, собственно, и находимся в фазе первичной организации гражданского общества - общества, где община действительно мудро решает насущное.

У нас есть хорошая традиция такого общества. Я помню своего родственника, который учился на агронома и был тесно связан с жизнью в селах в начале ХХ в. - он рассказывал о сильном влиянии и силе сельских общин. И это было не только на Правобережной, но и на Левобережной Украине, которая была под царской Россией. В украинских селах был войт и самоуправление на высоком уровне. То есть самоорганизация общины нам присуща.

Другое дело, что этих людей истребили. Но потому и истребили, что они оказывали положительное влияние на народ. Они были зажиточные и свободные, они заботились о своей общине и о своем достоинстве. Они защищали свои интересы и имели авторитет. Как можно было терпеть такие кричащие проявления демократического сознания в тоталитарной стране? Не забывайте, что в конце 20­х годов в Украине - именно в восточных областях - были восстания сельских общин. Голодоморы и другие способы уничтожения были направлены на подавление этой воли к свободе. То есть она - была! А если она была, у нее есть шанс возродиться, вернуться. Только дайте время.

Сегодня наша самая первая задача - возродить элиту. В наше время в странах без монархических структур элита - это люди, у которых есть знание, но больше, чем знание, есть мудрость, умение видеть широко, у которых есть настоящее понимание общего блага. Воспитание элиты требует времени - должно пройти несколько поколений, чтобы выросла, наконец, настоящая элита. Нельзя сказать: он получил докторат в таком-­то университете, и он теперь - элита. Нет, он прос­то образованный человек. Потому что остает­ся вопрос: есть ли у этого человека солидные моральные устои, есть ли у него мудрость, в том числе государст­венная мудрость? Ведь существует большое разли­чие между политиками и государственными мужами.

Элита - это не просто те люди, которые умеют увидеть проблему и найти быстро решение. Это люди, умею­щие смотреть далеко вперед. Например, мы видим проблему в определенной группе населения страны. Так, может, нам от нее избавиться каким­либо способом, чтобы не мешали? Например, Гитлер. У него была высокая задача - сохранить и укрепить немецкий народ, сделать его сильным, здоровым, мощным. Разве не благородная цель для государственного деятеля? Но как он решал эту проблему? Он начал с того, что избавился от всех психических больных - их просто ист­ребили. Потом решили - нехорошо, что есть калеки: какой толк от того, кто только ест и ничего не делает? Уничтожили и калек. Тогда нашлись евреи, которые не делали чистой их расу. Взялись за уничтожение евреев. Если бы это не остановили, то и нас истребили бы. В нацистской литературе нам отводили довольно неблаговидную роль - мы должны были уметь считать до ста и не слишком размножаться, мы должны были быть исключительно рабочей силой в селе.

Надо смотреть дальше, значительно дальше вперед, чтобы понимать последствия собственных решений. Путь, которым пошел Гитлер, был недопустим. Тот, кто смотрит далеко, прежде всего сохраняет главное - человеческое достоинство. Даже если нужно сейчас смириться, перетерпеть некоторые неудобства. То же с экономикой - она должна быть запланирована на длительное время. И множество других вещей требуют такой же дальновидности. Потому что есть высшие, важнейшие вещи, которые надо сохранить и утвердить. Элита - это люди, которые видят эти вещи, понимают их и воплощают по мере своего знания.

Мы сегодня должны пытаться воспитывать элиту. Искать молодых, способных, владеющих мудростью видеть немного больше, и их утверждать, дать им возможность увидеть мир - чтобы научились сравнивать и приносили домой самое лучшее. Так сделали японцы в минувшем веке. В то время Япония была довольно отсталая, замкнутая на себе страна, она остановилась в развитии. И тогда японское руководство начало посылать своих студентов по всему миру - смотреть и все самое лучшее везти домой. Вследствие этого в течение двух поколений Япония стала передовой страной. То есть, японское руководство поступило мудро и спасло таким образом страну. Но и у нас, мне кажется, много мудрых людей - они, возможно, не при власти, но они могут воспитывать других.

Мы говорим, что наше нынешнее руководство не слишком эффективное. Это так. Но вспомните, какая по счету эта власть за последние десять лет, сколько уже у нас их было, этих властей? И нынешняя не задержится так же, как и предыдущие. Это все временно - эти люди долго не выдержат, они неспособны. Только элита может выдержать долго, воплотить долгосрочные программы в жизнь и достичь успеха. А власть, так сказать, сугубо политическая, скованная прежде всего собственными интересами, не имеет шанса на длительное существование. Приходят следующие выборы - и их уже нет.

Проблема только в том, кто придет на смену - такие же, или немного лучше? Хорошо было бы, если бы - лучше. Для этого не нужны сила, власть, кулаки - нужен ум. Нужны люди, - а они есть у нас даже сегодня, - имеющие элитарный ум, видение, понимание своей истории, умение думать, рефлексировать. Они должны быть учителями, воспитывать следующее поколение, которое будет чувствовать общественную ответственность. Тогда через два, три, четыре поколения мы придем к эффективной демократии.