UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВЫШИБЛИ ИЗ-ПОД СЕДЛА

Девочек звали Инна, Жанна, Лена и Женя. У лошадей не менее звучные имена: Прохлада, Миграция, Ева, Заморск...

Авторы: Владимир Фоменко, Илья Хоменко

Девочек звали Инна, Жанна, Лена и Женя. У лошадей не менее звучные имена: Прохлада, Миграция, Ева, Заморск. Заморск был самым старшим в компании. Восемнадцать лет непростой даже по человеческим меркам жизни давали ему право называться дедом. Так девочки и говорили между собой о нем: «Дедуля». Блестящая родословная жеребца буденновской породы и успешная спортивная карьера не сделали его заносчивым, служба в конной милиции не ожесточила. Списанный вчистую после нескольких травм, он мирно щипал траву. Слегка прихрамывал: давали знать порванные во время прыжков через высокие препятствия связки. Еще в компании подвизался пес Чиф. Бездомный волонтер, живущий в крепости детского городка неподалеку от городского сада. Он изо всех сил помогал юным наездницам пасти лошадей - из одного удовольствия почувствовать себя при деле.

Горел костерок. И, если повернуться спиной к урбанистическому пейзажу, нахально выпиравшему из-за деревьев, чем-то нынешним и нездешним веяло от сада шестнадцатой школы и старинного парка, принадлежавшего когда-то помещику Глебову, где повстречали мы молодых спортсменок и гривастых ветеранов конного спорта.

Разговорились. Оказалось, что Инна и Жанна Любенко, Лена Глушак и Женя Дешко занимаются в конноспортивном клубе «Гудмен и К». Лошадей любят, и увлечение это не мимолетное: ведь конный спорт - не только азартная красота скачек, а помимо прочего, уход за животными. И только находящий истинное удовольствие в общении с конем способен заниматься конным спортом много лет. Удовольствие это по нынешним временам не дешевое. Но в трех с небольшим десятках гривен ежемесячного взноса - залог того, что Миграцию, Еву, Заморска и остальных из разномастных собратьев будут хорошо кормить. Это нам понравилось: в свое время на двери той же шестнадцатой школы висело объявление, призывавшее детей проявить милосердие и помочь едой нескольким голодающим пони. По всем меркам - тот же Дедуля заслуживал пенсию, а не милостыню.

Один из нас, кто помоложе, попросил разрешения прокатиться верхом. Ему долго объясняли, с какой стороны на лошадь садиться и какую ногу для этого вдеть в стремя. Всадницы отнеслись к уроку со всей серьезностью. Лошадь снисходительно проигнорировала все неумелые попытки ею управлять.

Конный спорт относится к числу тех увлечений, которые дают практически полезные навыки, обучают держаться в седле не только в прямом, но и переносном смысле слова. Наши собеседницы очень хотели бы в будущем получить работу, связанную со скаковыми лошадьми. Скажем, на ипподроме. А если не выйдет на ипподроме - то в конной милиции. Конная милиция создана в Чернигове недавно. Как и все новое, служба в ней окружена пока романтическим ореолом.

Было странно видеть посреди современного города мирно пасущихся расседланных лошадей, жеребенка по имени Виктор (ударение на французский манер, на «о»), бегающего наперегонки с Чифом, лежащую на траве сбрую. Мы сфотографировали девочек и коней на память. Через несколько дней выпал снег. Нынешняя зима началась очень рано, отхватив изрядную долю осени. Пейзаж переменился. И мы решили отложить написание небольшой зарисовки до весны. А на днях поняли, что весной можем своих новых знакомых больше в школьном саду и не увидеть. Местные газеты запестрели сообщениями: по области прокатилась волна конокрадства. Уводят лошадей не на старинный благородный манер, по-цыгански, а чтобы убить. В одном Бобровицком районе два десятка скакунов уже кончили свою жизнь так - были прибиты у дороги, разделаны. Отходы брошены, мясо погружено ворами в автомобиль... Мрачное время. Этак, чего доброго, выгуливать коней и под фонарями бывшего помещичьего парка станет небезопасно.

Кстати, местные жители утверждают: в семнадцатом «пролетарии», за что-то не любившие дворянина Глебова, сожгли принадлежавших ему лошадей вместе с конюшней.

...Глаза у Дедули - Заморска были живыми и влажными, как не сорванные маслины. Глядя в них, понимаешь: времена меняются. Люди и лошади - нет.

P.S. Готовя к печати эту заметку, мы созвонились с одной из ее героинь, чтобы уточнить некоторые детали. И выяснили, что Деда больше нет. Экономические трудности, проблемы с кормами не обошли клуб «Гудмен и К». Старого коня сдали на мясо. И Миграции, на которой один из нас пытался ездить верхом, тоже больше нет. Девочки к этим животным очень привыкли, и слов нет, до чего им их жалко.