Этим людям не сооружают памятники. Их именами не называют улицы и скверы. Но именно они выполняли ту опасную работу, благодаря которой действовало украинское подполье и приближалось время восстановления государственности Украины. Одно из таких имен - краевой руководитель подпольного Украинского Красного Креста, связная главнокомандующего УПА Романа Шухевича Галина Дидык.
Она родилась 17 апреля
1912 года в селе Шибалин около Бережан. На малую родину Галина вернулась уже как наставник учеников сельскохозяйственной школы. Ведь после окончания учительской семинарии ей не удалось получить должность учителя: тогдашняя польская администрация направляла на такую работу преимущественно поляков.
Националистическое мировоззрение Галины формировалось под влиянием Национальной революции 1917-1921 годов, когда у жителей Восточной Галичины были еще свежи воспоминания о Сечевых стрельцах и воинах УГА, которые с оружием в руках воевали за независимость Украины. Отец Галины - Фома - тоже воевал в рядах УГА. Во время обучения в Бережанской гимназии девушка вступила в «Пласт». Военную подготовку в этой патриотической организации прошли многие руководители и активные деятели ОУН, в частности Богдан Кравцив, Степан Охримович, Степан Бандера, Роман Шухевич, Ярослав Старух, Екатерина Зарицкая. Просветительскую работу среди женщин Галина Дидык вела по линии Союза украинок.
Работать ей пришлось с разными подопечными - в семье священника в селе Верхомля (Польша), в детских садах, упомянутой сельскохозяйственной школе... Чтобы поддержать кооперативное движение западных украинцев, которое помогло им выжить в условиях чуждого государства, Галина Дидык перешла на работу в систему кооперативов, работала инструктором в городах Подгайцы, Зборов, Бережаны на Тернопольщине.
После «золотого сентября» 1939-го НКВД арестовало Галину Дидык - за связь с подпольной ОУН и активную националистическую пропаганду среди работников Бережанского рыбсоюза. Но в мае 1940-го ее освободили из-за отсутствия доказательств. «В связи с арестом Галина Дидык была вынуждена оставить родные места и переехать во Львов, где училась на курсах медицинских сестер. К июню 1941 года она работала в областном отделе народного образования на должности секретаря. В первые три месяца оккупации работала директором фабрики мармелада во Львове, а затем инструктором в сельскохозяйственной комендатуре», - листает страницы жизнеописания исследовательница Леся Онышко.
В марте 1944 года руководитель Тернопольского областного провода ОУН Иван Шанайда (псевдо - Данило) предложил уже официальному члену ОУН Галине Дидык возглавить подпольный Украинский Красный Крест на территории современной Тернопольской области. За год деятельности ей удалось организовать в различных селах курсы для санитарок. Осенью 1944-го по рекомендации Екатерины Зарицкой (Монеты) Г.Дидык создала аналогичные курсы для врачей УКК. Под ее непосредственным руководством был организован ряд подпольных больниц, функционировало пять госпиталей в Тростянецком лесу.
В феврале 1945 года референт УКК Галицкого краевого провода ОУН Екатерина Зарицкая предложила члену провода ОУН Дмитрию Маивскому провести курсы по советоведению для бывших проводниц подпольного Красного Креста. Цель? Краевые референтуры пропаганды ОУН надо было усилить новыми кадрами. Военная подготовка началась в начале марта 1945 года в селе Конюхи (ныне Козовского района). 92-летняя львовянка Ольга Илькив (Роксолана), которая на курсах представляла Станиславскую область, а затем была связной Р.Шухевича, вспоминает, что именно тогда познакомилась с Галиной Дидык (Анной). «Это была интеллигентная женщина с широкими интересами. Она производила впечатление очень доступной и обходительной в поведении женщины», - рассказывает ее названая сестра.
После досрочного, вызванного облавами НКВД, завершения военной подготовки в село Бышки прибыл главнокомандующий УПА генерал-хорунжий Роман Шухевич. Галина Дидык и Екатерина Зарицкая были направлены в его личное распоряжение и назначены связными.
Галина Дидык должна была наладить надежную связь между Р.Шухевичем и другими членами провода ОУН - Дмитрием Маивским (Тарасом), Яковом Бусало (псевдо - Галина) и Василием Куком (Лемишем). Кроме передачи поручений, связная должна была обеспечивать Р.Шухевича литературой, информировать о событиях в крае, обустраивать безопасные бункеры.
Связные организовали для командира УПА в разных местах «дома»: сперва - в селе Заболотовка Чортковского района, потом - в селе Рай Бережанского района (оба - Тернопольской области), в селе Пуков Рогатинского района Ивано-Франковщины, на квартире пенсионеров во Львове. Подготовили новые бункеры в селе Княгиничи Рогатинского района и в Лисиничах (Львовщина).
Последнее место пребывания главнокомандующего УПА было устроено в селе Билогорща около Львова. Галина Дидык по поддельным документам переселившейся из Польши Антонины Кулик легально проживала в качестве домашней прислуги в доме, принадлежавшем местной учительнице Анне Конюшик. Она часто отлучалась в разные города. Выполняла поручения Шухевича, доставляла продукты, заботилась о здоровье командира УПА - если было надо, сама делала уколы, массаж, доставала лекарства... Летом 1948-го и в 1949 году организовала поездки Романа Шухевича в Одессу. Там, кроме лечения и морских ванн, связная и ее шеф свободно общались с разными людьми, зондировали общественно-политическую ситуацию на Юге Украины.
5 марта 1950 года, услышав выстрел Шухевича, Галина Дидык приняла яд (после 1946 года все ведущие члены ОУН должны были иметь при себе цианистый калий и оружие). «Я, лежа, начала доставать яд, положила между зубами и начала жевать. Вдруг почувствовала, что теряю сознание. У меня было ощущение, словно какая-то резина стянула меня, все пошло в горло. Я полностью потеряла сознание. Что потом со мной было, я не знаю, потому что пришла в себя уже в тюрьме на Лонцкого», - вспоминала потом связная.
«Над Галиной Дидык полгода каждый день и каждую ночь издевались. На протяжении следствия, которое завершилось 18 октября 1951 г., Галина Дидык выдержала 129 допросов, часто продолжительностью 15-16 часов. 31 октября 1951 г. «тройка» при МГБ СССР осудила ее заочно к 25 годам концлагерей», - писал во «Львовской газете» старший научный сотрудник Института украиноведения имени И.Крипякевича НАН Украины Юрий Зайцев.
Мужественная женщина испытала много страданий в Верхнеуральской тюрьме, отбывала срок во Владимирской, а также в мордовском лагере.
После освобождения в 1971 году в связи с болезнью сердца Галина Дидык, не получив права прописаться в Западной Украине, временно поселилась в Караганде. В течение года тайно жила в селе Бибрка, что на Львовщине. Следующее ее место жительства - в селе Христиновка (Черкасчина). Это была не жизнь, а прозябание, потому что пенсии не получала, существовала с помощью небольшого огорода и помощи людей, в частности из-за границы, - от членов Международной амнистии в Германии, с которыми состояла в переписке до последних своих дней. Но большую часть помощи раздавала, как ей казалось, еще более нуждающимся, посещала репрессированных, поддерживала с ними переписку. Эта мужественная женщина не согласилась на предложения кагебистов раскаяться в обмен на пенсию и право вернуться доживать век в родные места. Она умерла от инфаркта 24 декабря 1979 года, а вечный покой нашла в Бережанах.
За добросовестную работу во главе подпольного Красного Креста Тернопольской области президиум УГОС наградил Галину Дидык Бронзовым Крестом Заслуги. А Серебряного Креста Заслуги женщина была удостоена весной 1948 года - по инициативе Романа Шухевича, который издал специальный приказ.
В Украине власть не почтила ее память никакими отличиями. Неужели непоказные герои, которые ценой собственной жизни и здоровья боролись за нашу независимость, достойны упоминания только на небольших собраниях в дни юбилеев?