UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВЫХОД ОДИН — ГОВОРИТЬ

Наркотики - бич не только нашего времени. Это бич всех времен и народов. Просто мы, в стерильности сохранявшиеся за «железным занавесом», до поры до времени этого не знали...

Автор: Алла Феофанова

Наркотики - бич не только нашего времени. Это бич всех времен и народов. Просто мы, в стерильности сохранявшиеся за «железным занавесом», до поры до времени этого не знали. Или почти не знали. Сегодня в Украине уже сложился большой рынок наркотиков, и никто не гарантирован от того, что найдутся желающие предложить их вашим детям, даже если они еще учатся в младших классах. Поэтому, считают психологи, родители просто обязаны говорить с детьми на эту тему, даже если и нет поводов для беспокойства - лучше перестраховаться.

Альтернатива откровенному разговору - молчание. Что означает: с вашими детьми на эту тему рано или поздно поговорят другие. В том числе и те, кто употребляет наркотики и (не дай Бог!) сможет убедить ваших детей их попробовать.

Подросткам свойственны нигилизм и отрицание жизненных и культурных ценностей, присущих родителям. Невообразимые прически и «дикая» косметика, оглушительная музыка и «марсианский» язык, на котором они разговаривают, - все это лишь различные проявления одного стремления: выразить себя иначе, чем другое поколение. И в этом нет ничего страшного. Вы тоже были такими. Стремление освободиться от воли и вкусов родителей - болезнь роста и самоутверждения в этом мире. Каждое новое поколение приносит новое восприятие мира и свои способы самовыражения. Проблемы начинаются тогда, когда, идя по этому пути, молодые люди избирают средства, которые их разрушают и убивают.

Наркотики и есть такое средство.

Как же начать и вести подобный разговор? Об этом беседа с Натальей Подлесной, директором психологических программ благотворительного Фонда профилактики химических зависимостей и СПИДА (SAAPF).

- Что вы можете сказать о распространении и употреблении наркотиков среди молодежи Украины сегодня?

- На первое июля 1999 года у нас было зарегистрировано 67227 наркоманов, из них 3700 - в Киеве. По данным исследований, обычно регистрируется только один из восьми потребителей наркотиков. Следовательно, чтобы получить реальную цифру, нужно имеющуюся умножить на восемь. Молодежь от этого числа составляет примерно 95%. Самая плохая картина в южных и восточных регионах Украины - Николаеве, Одессе, Крыму, Донецке, Днепропетровске.

Среди молодежи в группу риска автоматически попадают дети из семей, где либо большой доход, либо, наоборот, безработица и нищенское существование. Я бы даже сказала, что первое - опаснее.

- Каким образом ребенок может попробовать наркотик?

- Чаще всего это происходит из любопытства. Сам он искать наркотик, скорее всего, не будет: его найдут приятели, соседи, одноклассники его же возраста или чуть старше. И не всегда нужно иметь для этого деньги. Я разговаривала с ребятами, которые, например, на крыше дома выращивают марихуану. Ходят с ведрами, поливают.

- ?!

- Они заявили: «Если мы не будем сами выращивать, нужно же будет где-то брать деньги, воровать». Знаю случаи, когда дети дома просто в цветочных горшках выращивали коноплю: она такая красивая, развесистая - целые кусты. А родители ни о чем не подозревали.

- Но ведь ребенок может и отказаться попробовать. Или нет?

- Большую роль тут играет социальное давление. И то, насколько ребенок уверен в себе, насколько умеет сказать «нет». Как правило, дети из очень интеллигентных семей гипертрофированно зависимы от группы, значимой для них. Но эти семьи, как правило, бедны и у детей нет денег. Поэтому они могут попробовать, но к дорогим наркотикам переходят редко. Дети из богатых семей рискуют больше. Ну и из тех семей, где дети просто заброшены. Наркотик - это удовольствие. Ему нужно найти альтернативу - научить ребенка получать удовольствие от своего существования, от всего на свете.

- А как можно этому научить?

- Во-первых, ребенка нельзя постоянно ругать. Во-вторых, очень сильно опекать. Он должен получать удовольствие от своих самостоятельных действий, от того, что может взять на себя ответственность за что-то и сделать ошибку, а потом, может быть, ошибку исправить, а может, и нет, но никто его за это не будет без конца «пилить». И потом он получит удовольствие от того, что, опираясь на приобретенный опыт, избежит новой ошибки. Ребенок должен иметь возможность получать удовольствие от развития собственных мыслей, идей и их последующего воплощения. Наркотик - это способ избежать любого давления, например родительского. Если ребенка чрезмерно опекать, он будет пребывать в угнетенном состоянии, и тогда ему скорее захочется расслабиться.

- Если попробовал, значит ли, что автоматически становится наркоманом?

- Одно дело пробовать, другое - систематически употреблять. Но все равно это очень опасно, потому что все - индивидуально. Вообще в европейской популяции стойко насчитывается 8% зависимых людей (от наркотиков) - что во Франции, что в Германии, что в Италии, что в Украине сегодня. Это не зависит от уровня цивилизованности общества, это - часть нашей жизни. Наркотики будут существовать столько, сколько будет существовать человечество. Поэтому нужно просто делать все, что в наших силах, чтобы бороться с наркоманией.

А в наших школах ничего не делается. Пишутся какие-то отчетные бумажки о том, что с детьми поговорили на уроке валеологии. Но разговор идет в основном на таком уровне: «Наркотики детям трогать нельзя: от них умирают». А ребенок сидит и смеется, потому что он уже попробовал и не умер. Другой же если не попробовал, теперь точно попробует, потому что ему запрещают в категорическом тоне, что сразу вызывает у ребенка протест.

- А как нужно разговаривать?

- Задавать детям вопросы. Провоцировать на то, чтобы они размышляли на эту тему. Нужно просто уделять своему ребенку внимание - вот универсальный рецепт. Это не означает «водить его за руку». Нужно просто любить своего ребенка, доверять ему и уважать его. И понимать, что он живет не в тех реалиях, в которых когда-то жили мы. И знать, что наркотики очень близко, они не выбирают худшие семьи, как мы всегда думали, они выбирают любые семьи.

- Может, как аргумент стоит привести, что ребенок губит свое здоровье…

- А когда вам было 15, 18 лет, вы вообще думали о здоровье? Человеку в таком возрасте непонятно, что такое тяжело болеть или умереть. Подросток не верит, что с ним это может случиться. И объяснять, что такое потеря здоровья, ему тоже не стоит - это нельзя понять теоретически. Нужно просто разговаривать о том, что происходит с самим ребенком, вокруг него. Спросить, как ты думаешь, почему Петя, Вася, Света стали употреблять наркотики? Что с ними случилось? Как ты это оцениваешь?

- Это может помочь?

- Ребенок начинает думать. Задавая вопросы, мы перекладываем на него ответственность за его действия. Заставляя принимать наши готовые решения - отучаем от этого. Другое дело, что ребенок иногда не умеет пользоваться инструментом выбора решений. Нужно дать ему этот инструмент, дать информацию: если происходит то-то, ты можешь обратиться туда-то. А вот на всякий случай телефон доверия, вдруг ты не обо всем можешь мне рассказать. Почитай вот эту статью, когда у тебя будет время, и потом обсудим ее. И так далее. Давай поговорим о том, умеешь ли ты отказывать, и что ты при этом испытываешь. Может быть, тебе неприятно, может быть, тебе нужно учиться этому, а может, ты не всегда понимаешь, когда следует сказать «нет», а когда «да»?

- Как это ни крамольно звучит, наверное, ребенок должен научиться говорить «нет» в первую очередь своим родителям…

- Если родители этого не позволяют, потому что взрослый всегда прав, то ребенок уже не сможет отказать никому, даже тому, кто чуть-чуть старше, когда тот скажет: «Так, малявка, взял в рот и кури!» Очень плохо также, когда родители отправляют детей в соседнюю комнату, если пришли гости, и они таким образом не получают возможности учиться общаться с посторонними людьми. Интересуйтесь проблемами своего ребенка, но при этом делитесь и своими. Иначе нечестно: выведать все о нем и ничего не рассказать о себе. Приводите примеры из своей жизни или расскажите о чем-то, произошедшем на работе. Просто объясните, почему вы поссорились с папой. Ведь ребенок не улетал же в это время на Луну - он все видел! Если в семье есть доверие, то ребенок вас выслушает - для него это важно. И тоже раскроет вам душу. Ведь у детей такие бывают трагедии! Девочка переживает, что она толстая, и потому стала курить под лестницей с мальчишками, чтобы они ее считали своей. Или мальчик очень маленького роста начинает курить марихуану, чтобы стать своим в компании, которая его не даст в обиду. И так далее. А узнай родители вовремя об этих переживаниях, может быть, ситуация сложилась бы иначе. Мальчика можно было бы отдать в баскетбольную секцию, занятия спортом тоже придали бы ему определенный статус, да он бы и подрос; девочку научить правильно питаться, отдать в спортивную секцию, в танцевальную группу.

Очень важно, общаетесь ли вы с ребенком на равных. Ведь у него тоже есть свое мнение. Другое дело, что он не может вам его навязать, как и вы часто не можете навязать ему свое. И никогда не говорите ребенку: «Я сделала то-то ради тебя, ты сделай то-то ради меня, ты должен». Никто никому ничего не должен. Он сделает это ради себя, а не ради вас, но потому, что учтет ваше мнение, потому что вы ему дороги. Это правильная постановка вопроса.

- Можно ли перечислить личностные факторы, провоцирующие ребенка к употреблению наркотиков?

- Неуверенность в себе. Чувство одиночества. Неумение общаться (когда он плохо контактирует с окружающими либо не умеет знакомиться, разговаривать). Либо гипертрофированно нуждается в общении, зависит от него и готов покупать его любой ценой - это, как правило, компенсация недостатка внимания в семье. Недостаточная самостоятельность либо, наоборот, полная беспризорность (когда родители совсем не контролируют его действия). Плохая наследственность (любая зависимость в роду от алкоголя или наркотиков. Если, к примеру, свекор алкоголик, то ребенок в 50% может стать наркоманом). Перенесенные в детстве черепно-мозговые травмы. Тяжелая беременность, роды. Социальное окружение (если прекрасного ребенка отправить в школу, где почти все наркоманы, то, скорее всего, и он начнет употреблять наркотики. Либо если он окажется в школе, где всех детей привозят на иномарках и дают по 30 гривен в день на карманные расходы, а у него ничего этого нет, то он будет себя чувствовать неуверенно и найдет альтернативную компанию, чтобы утвердиться). Неумение структурировать свое время (когда его слишком много и непонятно, чем заняться). Наличие излишних денег. «Бегство в болезнь» (а наркотик - это болезнь) вследствие того, что человек сталкивается с неприятной ситуацией в своей жизни или вокруг себя, которую он не может изменить (подсознательно он стремится таким образом уйти от ответственности). Недостаток красок в жизни (есть люди, которым просто серо жить. И никто на это не обращает внимание: ему скучно и серо, он идет куда-то на дискотеку, рок-концерт, вечеринку, пробует наркотики - и оказывается, что мир прекрасен). Серо жить может быть и в бедной семье, где всего не хватает, и в богатой, где уже все есть.

* * *

Ни экономическая, ни социальная ситуации, сложившиеся в нашем обществе, не способствуют снижению распространения наркомании. К сожалению. Поэтому основная задача по спасению своего ребенка ложится на ваши плечи, уважаемые родители.

Позвольте дать вам несколько советов. Ни в коем случае не раздражайтесь, если вам покажется, что ребенок ваши слова игнорирует. Что он их не слышит:

- во-первых, это не так;

- во-вторых, уже тот факт, что вы разговариваете об этом, обращаете свое внимание, придает определенный вес вашим словам;

- ваши усилия могут дать свои плоды не сразу. Возможно, дети и не станут делиться с вами своими мыслями и чувствами при первой же беседе. Вам следует воспринимать это спокойно. И непременно возвращаться к разговору, пока наконец почувствуете, что с вами начинают говорить откровенно.

Самое трудное - начать разговор. Начните, к примеру, так:

- Ты знаешь кого-нибудь из ребят, кто употребляет наркотики?

- А что это за наркотики?

- Ну, и что ты думаешь по этому поводу?

- Как ты думаешь, почему они это делают?

- Но ведь не все, кому предлагают наркотики, соглашаются. А тебе предлагали?

Возможны и другие варианты. Важно лишь, чтобы ваша позиция по поводу употребления наркотиков была выражена предельно ясно и убедительно. Ни в коем случае не угрожайте. Следует быть доброжелательными, дать понять вашему ребенку, как много он для вас значит, как сильно вы его любите и каким ударом было бы для вас, если бы с ним что-то произошло.

- Наркотики причиняют человеческому организму необратимый вред. Хочешь, я расскажу тебе, как это происходит?

- Те, кто продают наркотики, обещают тебе массу приятных ощущений, но это бывает только вначале, затем приходят невыносимые страдания. Ты разрушишь свой организм.

- Я слишком люблю тебя, чтобы безучастно наблюдать, как ты пытаешься себя убить.

Залог вашего успеха - искренность. Научитесь слушать своего ребенка и читать между строк. Таким образом вы начнете постигать, как он мыслит. Что думает о себе. Наркотиках. О мире вообще. И о вас конкретно.

Если же, к несчастью, самое страшное произошло и ваш ребенок начал регулярно употреблять наркотики, тогда вам нужны уже другие советы: помощь врачей и психологов. И немедленно.