Какая мать откажет себе в удовольствии похвастаться, что ее чадо раньше «положенного» сделало первые шаги и пролепетало первые слова, тем самым сделав серьезную заявку на явление миру следующего юного гения! А зафиксировав еще один рекорд по «скоростному» обучению чтению или счету, молодые родители обычно уже не проходят мимо всевозможных рекомендаций по раннему развитию ребенка и штурмуют ближайший филиал клуба родителей одаренных детей. Обычно более насущные проблемы достаточно быстро отвлекают их внимание, и большинство наполеоновских планов остаются нереализованными. И, как выяснили недавно американские психологи, к счастью для детей и их родителей.
К этой теме внимание журналистов в очередной раз привлекла неудавшаяся попытка самоубийства 10-летнего Джастина Чепмена, который в восьмилетнем возрасте был признан абсолютным рекордсменом, продемонстрировав коэффициент умственного развития, равный 298. В два года он уже играл на скрипке, в три — добивался убедительных побед в шахматы. Правда, теперь уже никто не сможет выяснить, какие из его достижений были действительными, а какие сфальсифицированы его матерью Элизабет Чепмен.
На недавнем судебном заседании по поводу суицидальной попытки Джастина Элизабет была признана виновной в «создании травмирующей ситуации» для своего ребенка, который сейчас находится на государственном попечении. А ведь она хотела предоставить ему максимальные возможности для реализации всех недюжинных способностей, надеясь, что таким образом откроет ему дорогу в лучшую жизнь.
В действительности же ученые так и не смогли определить, какова взаимосвязь между ранними проявлениями способностей в детском возрасте и одаренностью и успешностью взрослых людей. Сплошь и рядом повзрослевшие вундеркинды не могут похвастаться никакими достижениями и, наоборот, величайшие умы человечества впоследствии вспоминают, с каким трудом им в детстве давалось обучение. Лишь одно остается несомненным: дети с ранним развитием сталкиваются со множеством психологических проблем, с которыми без помощи и поддержки взрослых справится не могут. Именно на это и должны быть направлены основные усилия родителей, чьи дети демонстрируют незаурядные способности.
О том, какие феноменальные успехи демонстрировал Майкл Кирни, американцы узнали лишь из книги «Случайные гении», которую недавно опубликовали его родители. Первые свои слова Майкл произнес в 4 месяца, а уже в 6 месяцев проинформировал педиатра о «наличии инфекции в левом ухе». В школе Майкл так и не учился, зато Алабамский университет закончил в возрасте 10 лет. Обеспечивая Майклу возможность для стремительного интеллектуального развития, его родители заботились также и о том, чтобы у него всегда были друзья среди ровесников, чтобы он успевал вдоволь наиграться и повеселиться. И главное, чтобы он сам себя не принимал уж слишком всерьез.
Сейчас Майклу 18 лет. Он готовится к получению своей второй магистерской степени, однако не скрывает, что более важным для себя считает создание семьи. Никаких проблем с коммуникабельностью у него нет, он производит впечатление счастливого, уравновешенного человека. А это, по мнению Элен Виннер, профессора психологии, автора книги «Одаренные дети: мифы и реальность» встречается среди вундеркиндов крайне редко.
По словам Марло Райса, школьного психолога и директора Брумфилдской школы для одаренных детей, деятельность сотрудников этой школы направлена не столько на максимальную реализацию способностей их учеников, сколько на нейтрализацию того вреда, который уже причинен им окружающими. «Большинство этих детей имеют серьезные психологические проблемы, многие страдают от депрессии». Осознавая, что их способности и знания сплошь и рядом возвышают их над учителями и родителями, не говоря уже о сверстниках, эти дети очень часто чувствуют себя лишенными поддержки, которая нужна им не меньше, а значительно больше, чем «нормальным» детям.
по материалам International Herald Tribune