UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВСЯ ЖИЗНЬ — ИГРА?

Мы любим наблюдать за играющими детьми. Нас умиляет подросток, продолжающий спать со своей любимой плюшевой игрушкой...

Автор: Ольга Михайлицкая

Мы любим наблюдать за играющими детьми. Нас умиляет подросток, продолжающий спать со своей любимой плюшевой игрушкой. Мы с уважением относимся к шахматам как к игре интеллектуалов, снисходительно — к шашкам и домашнему «подкидному», с опаской — к царству азартных игр казино. Игра никогда не уходит из нашей жизни, она просто взрослеет вместе с нами. Ведь процесс игры — это не только развлечение, но зачастую и возможность посмотреть на многие вещи под иным углом зрения, открыть что-то новое в себе и окружающем нас мире. Но для ребенка его реальная жизнь и игра, тесно переплетаясь, переходят друг в друга, и грань между ними практически стирается, к взрослому же человеку жизнь предъявляет иные требования. И если, повзрослев, человек неосознанно продолжает играть в своей реальной жизни, однажды она может ему не простить столь легкомысленного отношения.

Во что же играют взрослые?

Игрушками для «неповзрослевших» взрослых людей могут стать машины и компьютеры, меха и драгоценности… Но все мы родом из детства. И то, какие установки заложены в нас родителями и воспитателями, во многом определяет наше отношение к своим «взрослым» игрушкам. Ваш друг в течение года поменял шесть машин? Это вполне может означать, что в детстве от него не требовали, чтобы он берег игрушки, их было много, на смену сломанным или надоевшим покупались новые. Ребенок, которому приходилось мечтать о чем-то долгое время, став материально независимым, покупает только «самое-самое» — например, ту же машину, но последней модели, — бережет его и расстается только в самом крайнем случае. Чем эти две модели отличаются от модели поведения «нормального» взрослого человека? Тем, что последний вообще относится к машине исключительно как к средству передвижения (каковым она, собственно, и является), покупает ту, которая соответствует его требованиям, и без лишних эмоций меняет ее в случае объективной необходимости.

Есть взрослые, любящие и верящие в сказки. Это они с упорством, достойным лучшего применения, участвуют во всевозможных розыгрышах, лотереях и акциях, искренне веря в то, что однажды им обязательно повезет. Это они рассказывают вам очередную идеальную историю о гадком утенке, превратившемся в белого лебедя, о Золушке, вышедшей замуж за заморского принца, напрочь забывая об упорном труде, как правило, предшествующем «чудесному» превращению, о языковом барьере, придворных интригах и тоске по родине, которую сегодняшняя принцесса испытает, возможно, сразу же по окончании медового месяца. Общение с такими людьми будет весьма полезным, если в вашей жизни наступила «черная полоса», вы чувствуете приближение депрессии или, как говорится, «все валится из рук» — они вполне способны заразить любого своим неуемным оптимизмом и верой в «светлое будущее». Но в нормальном состоянии все же следует смотреть на мир с известной долей реализма, памятуя о том, что пословицы о рыбке и пруде, воде и лежачем камне, бесплатном сыре и мышеловке актуальны во все времена, а история Емели и его печки — все-таки сказка.

Но если вышеназванные проявления инфантильности, по большому счету, безобидны и окружающие, пусть и скрепя сердце, могут с ними мириться, то человек, в реальной жизни увлекающийся «ролевыми» играми, может нанести вполне ощутимый вред тем, кого ему удастся увлечь в свою игру. Сознательно или нет, такой человек берет на себя роль «режиссера-постановщика» жизни — хорошо, если только своей… Он распределяет роли между родными и близкими, между коллегами и малознакомыми людьми. Он подстраивает ситуации, в которых людям приходится действовать согласно его сценарию, и они вынуждены играть свои роли, даже не подозревая об этом. Если все идет по его плану, такой человек получает удовольствие сродни восторгу рыбака после удачной рыбалки или коллекционера, заполучившего в свою коллекцию вожделенный предмет.

«Что же в этом страшного? — удивятся многие. — Ведь весь этот театр имеет место лишь в его воображении!» Страшно то, что вы-то живете настоящей жизнью, и когда роль будет сыграна и занавес опустится, режиссер потеряет к вам всякий интерес. Его поведение резко изменится, а вам останется лишь недоумевать — что же, собственно, произошло? Становясь героем его водевиля, мелодрамы, комедии или, не дай бог, трагедии либо даже триллера, вы, находясь в полном неведении относительно планов «режиссера», можете стать куклой-марионеткой в его игре. Если вы хотя бы раз были свидетелем или жертвой интриги, на первый взгляд бесцельной и не приносящей никакой очевидной выгоды ее «автору», вам легко будет представить себе такого человека. Его стоит поостеречься, ведь, реализуя свой, пусть даже безобидный на первый взгляд замысел, он может таким образом обрести над вами власть, которой позже еще не известно как воспользуется. Поэтому самое лучшее — почувствовав, что вам навязывают какую-то роль или определенный способ поведения, вовремя сделать «ход конем», постараться уйти со сцены и посмотреть на ситуацию со стороны.

Есть постановщики и другого рода — те, которые искренне верят в безупречность некоего сценария, плана, составленного ими для других, как правило, близких людей. Ими движут благие намерения, это даже не режиссеры, а скорее капризные зрители, желающие увидеть вашу жизнь именно такой, какой они ее для вас придумали. Если эти люди для вас — авторитет и вы им доверяете, возможно, и стоит прислушаться к их советам. Но при этом все же не забывать, что ваша жизнь — только ваша, и в рамках своей собственной жизни вы имеете право на все — даже на ошибки.

Глядя на некоторых современных молодых бизнесменов, можно подумать, что они продолжают играть в «Царя горы» или в «А ну-ка, догони!». В жертву быстрой победе приносится время, отведенное для общения с близкими, все силы, ресурсы и в конечном итоге — даже собственное здоровье. И все для того, чтобы иметь возможность с гордостью сказать: «Сегодня я — лучший!» А завтра? Завтра на продолжение борьбы может не оказаться ни средств, ни возможностей, ни желания. В конечном итоге пострадает дело, ради которого, собственно, и нужны были все эти жертвы. А ведь занятие бизнесом, иногда действительно предполагающее способность рискнуть или подчиниться форс-мажорным обстоятельствам, в целом все же требует взвешенного отношения к делам и спокойной рассудительности. И в этом случае поговорка «Тише едешь — дальше будешь» вспоминается без улыбки.

Конечно, в семейной жизни не обойтись без определенной доли игры. Часто приходится прибегать к дипломатии или игре «в поддавки», то есть уступать в малом, чтобы сохранить большое — покой в семье и добрые отношения между ее членами. Но это не имеет отношения к обычному инфантильному поведению, поскольку происходит сознательно и преследует благородную цель.

И все же самое лучшее — посвятить игре свое свободное время и чаще посещать театр, чтобы насладиться игрой как искусством, не наполняя свою жизнь неискренними чувствами и бессмысленными поступками.