UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВСТРЕЧА СО СЧАСТЛИВЫМ ЧЕЛОВЕКОМ

В конце семидесятых годов появился в Киеве, где спортивных знаменитостей не перечесть, перспективный молодой штангист...

Автор: Владимир Маевский

В конце семидесятых годов появился в Киеве, где спортивных знаменитостей не перечесть, перспективный молодой штангист. Супертяжеловесы всегда привлекают особое внимание болельщиков и журналистов - ведь среди них определяется абсолютно сильнейший в стране и в мире. Молодой офицер Анатолий Писаренко выделялся среди традиционно располневших гигантов исключительно стройной фигурой гимнаста, изяществом, с которым он поднимал чудовищную штангу. Ему прочили олимпийские победы и количество рекордов, соизмеримых с невероятными достижениями Василия Алексеева. У него был шанс выступить на Московской Олимпиаде, но тяжеловесы Султан Рахманов и Василий Алексеев прошли в команду без особого отбора. Как выяснилось впоследствии, выступить на Играх Писаренко так и не было суждено. В 1981 году в Лиле он становится чемпионом мира, Европы, а перед этим на известной подмосковной базе в Подольске устанавливает свой первый мировой рекорд, поднимая в рывке 201,5 кг. В следующем году - новая победа на чемпионате мира и Европы, только в Любляне. А дальше - катастрофа. 26-летний, полный сил и энергии атлет безжалостно выброшен из спорта. Председатель Всесоюзного спорткомитета Марат Грамов, «спущенный» на эту должность из ЦК КПСС, настоял на пожизненной дисквалификации Писаренко. А дело было всего лишь в том, что во время поездки Анатолия на чемпионат супертяжеловесов в Канаде у него и Александра Курловича на границе были отобраны запрещенные для ввоза в эту страну медикаменты. При этом Международная федерация тяжелой атлетики вообще не собиралась наказывать спортсменов, а когда стал известен «приговор» Спорткомитета, канадцы опубликовали извинение за доставленные неприятности. Но было уже поздно...

Мы сидим с Анатолием Писаренко в его офисе на Печерске. Даже сейчас, через тринадцать лет после дисквалификации, он все еще самый сильный человек на планете - его рекорд в толчке - 265 кг - только повторен, но не побит до сих пор. Писаренко сейчас занимается бизнесом, часто ездит в США, консультируя там штангистов. В Украине он избран президентом Федерации тяжелой атлетики и, по мере сил, помогает подняться молодым спортсменам, поддерживает ведущих атлетов и тренеров.

- Анатолий Григорьевич! как вы считаете - когда в тяжелой атлетике началась эра анаболиков и когда она закончилась?

- Я думаю, что началась она с Юрия Власова, но не закончилась и никогда не закончится. Просто периодически эта проблема вроде бы затухает, а потом вновь поднимается. Я должен сказать, что борьба с анаболиками очень сильно подкосила весь спорт, интерес к нему пропадает. Тяжелая атлетика практически с 1985 года не прогрессирует, никаких достижений, все потухло. Вы же знаете, что мой рекорд до сих пор держится.

- Сейчас за анаболики положена пожизненная дисквалификация, люди боятся...

- Знаете, никто мне не докажет, что анаболики вредны!

- Но ведь это установлено и есть масса трагических примеров.

- Давайте разберемся. Человек спускается в шахту, где он рискует умереть от силикоза. Водитель гибнет в машине, летчик разбивается. Это входит в условия игры. Если ты профессионал, то идешь на риск. И не надо трогать профессионалов. Кому какое дело, что он принимает, как тренируется? Можно сделать ограничения для любителей, не надо рекламировать анаболики, как водку или сигареты. Но существуют мои профессиональные возможности, мои методы. Я хочу показать миру свою силу. Это же вызывает огромный интерес, борьба на помосте накаляется. На сегодняшний день вся тяжелая атлетика, легкая атлетика загнаны в угол. Мне, как специалисту, скучно смотреть на эти потуги. Вот прошел чемпионат Европы - и ни одного рекорда. Чемпионом в супертяже стал Леонид Тараненко, который со мной выступал, - ему же пятый десяток пошел! Это же деградация спорта!

- А вы можете припомнить свои лучшие результаты в тренировочных упражнениях, например в приседании со штангой?

- У меня приседания были специфические, темповые. Скажем, 330 кг по три раза. Жима лежа не применял - тогда жим уже отменили.

- Штангисты обычно очень сильны в легкоатлетических прыжках с места...

- Да, с нами легкоатлеты в этом соревноваться не могли. В длину с места я прыгал что-то в районе 3 метра 60 см. В высоту на результат не приходилось прыгать, а вот при измерении простеньким таким приборчиком высоты подъема центра тяжести с места выпрыгивал на метр.

- Вы, конечно, знакомы с вечным конфликтом Юрия Власова и Леонида Жаботинского. кто из них победил на Олимпиаде в Токио в 1964 году?

- Я считаю, что все эти разговоры выеденного яйца не стоят. Тот, кто выиграл, кому вручили золотую медаль, тот и должен был выиграть, тот и победитель, а победителя не судят. О чем тут может идти речь? Жаботинский вышел, толкнул рекордный вес, толкнул совершенно нормально. Если ты сильный - иди и ты толкай, кто тебе мешает? А получилось, что когда нужно, Жаботинский оказался в норме, а у Власова нервы сдали. Значит, ты проиграл. Победил сильнейший, о чем тут рассуждать?

- А не ошибся ли Власов раньше, когда накануне Олимпиады побил в Подольске все мировые рекорды?

- Это тоже нервы. Хотел показать, что он сильнее. Показал, но сжег себя. Получилось, что к Олимпиаде ему нужен был второй пик формы. А на Олимпиаде сгорел, Жаботинский его поджег. В штанге всякое бывает. Перед чемпионатом мира в Москве Курлович на тренировке подымал 212 в рывке и 262 в толчке. А у меня соответственно 200 и 250. Кажется, все ясно? Я еще и палец сломал при игре в волейбол. А на чемпионате я у Курловича выиграл в одни ворота. Он плакать начал. Или был у нас тяжеловес Володя Марчук. Он приседал с весом 420 кг - на штанге просто больше нельзя поставить, это все 50-килограммовые «блины», крайние еле держатся. Ну и что, это значит, что он сильнее меня? Чепуха! Как только подходят соревнования, он начинает усиленно бегать в туалет и кричать, что его нарочно отравили. На этом все и кончается. Впрочем, у меня тяга была хорошая. Я те же 420 кг от помоста отрывал.

- Припомните, как вы начинали заниматься штангой.

- К помосту я шел долго. Сначала увлекался всеми видами борьбы, легкой атлетикой, боксом, плаванием. Тяжелая атлетика мне даже не нравилась, и в зале я появился, чтобы фигуру подкачать. Так вот и стал постепенно многократным чемпионом и рекордсменом мира. Трудолюбие сохранилось большое и сейчас. Работаю по 10 - 11 часов. Но и отдыхать умею. Люблю охоту, по воде прокатиться, вот горные лыжи собираюсь попробовать на свои 120 кг веса.

- Что вы цените в людях?

- Порядочность - в душе, в мыслях, не на словах. Это очень важно, но и надежных людей очень мало. Главное - это отношения между людьми, независимо от того, какие деньги за этим стоят. И самое страшное, как мне кажется, - потерять лицо. Меня создал спорт, и если бы вернулся к истоку жизни - занимался бы спортом, а не бизнесом. Все же в бизнесе есть вещи, которые мне не очень нравятся. Я верю в своих друзей, в свою семью, верю в своих детей, в человеческие отношения. С женой мы живем 31 год. Не удивляйтесь - это я считаю с первого класса, когда мы вместе сидели за партой.

- Немного личной статистики.

- Родился 10 января 1957 года. С утра рост 185 см, к вечеру - 183, вес от 108 до 112 кг. Когда выступал в соревнованиях, весил 123 - 125 кг. Жена, двое детей. Чувствую себя счастливым человеком.