UA / RU
Поддержать ZN.ua

Вслед за Гераклом

— О, наконец-то! А я уж заждалась... Заходите, заходите, дети мои! — приглашает маленькая улыбчивая женщина...

Автор: Павлина Семиволос

— О, наконец-то! А я уж заждалась... Заходите, заходите, дети мои! — приглашает маленькая улыбчивая женщина. Алифе Ханум Яшлавская — так зовут хранительницу одного из уникальных историко-архитектурных памятников Евпатории — ансамбля Текие-дервиш: единственной на территории бывшего СССР обители дервишей суфийского ордена Мевлеви, сохранившейся в первозданном состоянии. Здесь до сих пор можно увидеть ритуальный обряд мистических плясок, которые, к слову, нельзя показывать на сцене. Полюбоваться работами золотошвеек, восстанавливающих дивные древние узоры. И даже узнать свое магическое число. А сколько всего занимательного расскажет Алифе Ханум! О философии дервишей, их способе жизни, знаменитых суфиях... Словом, место — удивительнейшее. Впрочем, разве в Евпатории подобным эпитетом может похвастать оно одно?..

Евпатория похожа на шкатулку для драгоценностей с весьма впечатляющим содержимым. Причем шкатулку очень древнюю, антикварную — шутка ли, городу целых 25 веков! Первыми «ювелирами» были греки, основавшие здесь в V—IV в.в. до н.э. колонию и назвавшие ее Керкенитида. Кстати, одним из первых местных «туристов» был сам... Геракл — герой древнегреческих мифов! Оказывается, именно на здешнем гостеприимном берегу он обрел долгожданный отдых. Такая умиротворенная сцена и изображена на барельефе работы неизвестного мастера — сегодня его можно увидеть в экспозиции евпаторийского краеведческого музея.

В ХІІ столетии на берегу Евпаторийской бухты возникло татарское поселение Гезлев. Оно довольно быстро превратилось в крупный общественно-политический, торгово-ремесленный и культурный центр причерноморского региона. Изделия гезлевских мастеров высоко ценились в странах Средиземноморья, с которыми этот крупнейший крымско-татарский порт всегда поддерживал тесные связи. Также Гезлев прославился своей отлично отлаженной системой подземных и наземных гидротехнических сооружений — фонтанами, водопроводами и т.п. — бесперебойно снабжавшими горожан чистой питьевой водой. К концу ХVI в. Гезлев достиг такого расцвета, что хан Гази Герай намеревался перенести сюда столицу государства. Правда, до конца своего правления замысел так и не осуществил.

О древнем Гезлеве сегодня напоминает знаменитая мечеть Хан-Джами, отмечающая в этом году свое 455-летие, и в целом вся старая часть Евпатории. Между прочим, являющейся единственным городом Крыма, сохранившим внутреннюю планировку площадей, улиц и переулков периода средневековой восточной крепости. Прокален­ные солнцем узкие улочки-лабиринты, мощенные булыжником... Старинные татарские домики, крытые черепицей... Арки ворот, увитые плющом... Все так «сочно», колоритно, по-настоящему...

Свое третье, современное, название в честь понтийского царя Митридата VI Евпатора город получил после присоединения Крыма к России. В переводе с греческого название города означает «благородная». И Евпатория оправдывает его сполна. Хотя бы потому, что только по-настоящему благородный город способен на такую межконфессиональную толерантность. Как известно, здесь на территории в два квадратных километра расположены святыни восьми разных религий: мечеть Хан-Джами, Свято-Николаевский собор, Ильинская (бывшая греческая) церковь, армянская церковь Святого Нико­лая, лютеранский молитвенный дом, караимские кенасы, еврейские синагоги, Текие-дервиш. А с недавнего времени гости Евпатории смогут не только осмотреть эти чудесные памятники, но и узнать о них множество интересной информации: в городе начал работать уникальный экскурсионный маршрут «Малый Иерусалим».

«Я люблю Евпаторию», — писал очень уважаемый евпаторийцами городской голова Семен Дуван. Во многом именно благодаря его стараниям в начале ХХ века город превратился в фешенебельный курорт. Нынешнему курорту Евпатория скорее подойдет эпитет «универсальный»: здесь могут отдыхать, оздоравливаться и эффективно лечиться люди всех возрастов. И, что немаловажно, любого социального статуса.

О таких же сокровищах причерноморского города, как его уникальный климат, превосходные пляжи и чудесное море, напоминать лишний раз не нужно. Отмечу только, что сегодня в Евпатории, являющейся не только климатическим, бальнеогрязевым и питьевым курортом, работает 65 санаторно-курортных учреждений, восемь гостиниц, десятки частных пансионатов и мини-отелей, 57 турфирм. Мест­ные здравницы располагают самым современным лечебно-диагностическим оборудованием, а работающие там врачи — профессионалы высочайшего уровня.

В Евпатории эффективно лечат заболевания сердечно-сосудистой системы, верхних дыхательных путей, опорно-двигательного аппарата, центральной и периферической нервных систем, кожи, нарушения обмена веществ, заболевания органов слуха, зрения, ДЦП. Ну и, конечно же, славится курорт тем, что действенно помогает женщинам с гинекологическими проблемами и страдающим бесплодием. Даже королевам! Так, в начале ХХ века на лечение от бесплодия в Евпаторию приезжала королева Афганистана. Благодаря курсу грязевых процедур, который она прошла здесь, у нее вскоре родился сын Мухаммед Захир Шах — будущий король этой страны. Вот она — сила лечебной грязи из евпаторийского чудо-озера Мойнаки!

Еще одним если не чудом, то как минимум изюминкой «грозятся» стать новехонькие аквапарк и развлекательный центр, которые должны заработать аккурат к началу нынешнего летнего сезона. Значит, евпаторийскую «шкатулку» ждет пополнение: рядом с бесценными древними, мистическими «драгоценностями» поселятся новички — модерновые, динамичные в стиле хай-тек. А что, фьюжн всегда в моде. По крайней мере в туристической — точно.

За организацию пресс-тура в Евпаторию автор благодарит главное управление инвестиционной политики и внешнеэкономических связей Евпаторийского горсовета и Туристический пресс-клуб Украины.