UA / RU
Поддержать ZN.ua

Все в дом, или Офисный скарб на память

Искоренить «совковую» привычку присваивать себе рабочее, то есть чужое, имущество практически невозможно.

Автор: Александра Тимощук

Известно ли вам, что практически каждый из нас 75% времени, то есть большую часть жизни, проводит на работе? Взамен мы получаем заработную плату. Но поскольку денег никогда не бывает много, большинство «добытчиков» пытается сознательно или подсознательно компенсировать свои временные затраты присвоением офисного (рабочего) имущества.

Об этом свидетельствуют результаты социологического опроса, проведенного сайтом comments.ua совместно с международным кадровым порталом hh.ua среди 45 тыс. 853 жителей Украины (53% мужчин и 47% женщин), работающих во всех сферах бизнеса. Таким образом удалось выяснить, что чаще всего офисные работники (58,5%) злоупотребляют доверием своих работодателей, используя на работе в своих целях оргтехнику. Причем самым популярным является рабочий принтер. Для решения собственных задач его эксплуатируют практически все респонденты. Менее чем в 10% случаев это становится невозможным из-за строгого контроля работодателя. С другой стороны, 33% респондентов работают в компаниях, где использование служебного принтера разрешено или никак не контролируется, а 25% - пользуются им раз в неделю и чаще, столько же - реже раза в неделю. Еще 46% респондентов умудряются прихватить домой канцтовары и туалетную бумагу.

При этом большинство из них уверены, что не совершают кражи (58,8% опрошенных). Ведь под воровством почти 80% респондентов подразумевают, в первую очередь, присвоение чужих вещей и денег (78,6%), офисных принадлежностей (68,1%) и готовой продукции предприятия (66,4%). Помимо этого, 59,5% респондентов причисляют к нему нецелевое использование бюджета компании, разглашение коммерческой тайны (58,8%) и, что самое интересное, употребление чужой еды из холодильника (57,5%). «Хотя любое хищение имущества компании, даже самое мелкое, можно назвать воровством», - уверена руководитель юридического департамента международного кадрового портала Анна Воеводина.

Почему же этого не осознают наши граждане? Ответ на этот вопрос, скорее всего, кроется в менталитете большинства украинцев, формировавшемся еще во времена Советского Союза, когда из государственных, как тогда считалось, ничейных предприятий выносилось домой все, что плохо лежит. Плоды такой бесхозяйственности мы пожинаем и сегодня, во времена рыночной экономики и развития частной собственности. И искоренить «совковую» привычку присваивать себе рабочее, то есть чужое, имущество практически невозможно.

На такой вывод меня натолкнул один случай, произошедший лет 10 назад, правда, не в Украине, а в Германии. Там судьба свела меня с бывшим нашим соотечественником - теперь уже доктором наук, преподавателем колледжа в Израиле. Так вот, он как-то на полном серьезе рассказывал мне о том, что, стажируясь в одном из немецких институтов, умудрялся ежедневно (!) выносить оттуда домой рулоны туалетной бумаги, кофе, сахар, сухое вино и даже жидкое туалетное мыло. На вопрос, как такое возможно, он не без гордости ответил, что экономит на мелочах, а потом покупает новую машину бизнес-класса, добротный дом и т.п. Короче говоря, чего только ни сделаешь ради экономии…

Как ни странно, но в мошенничестве (завладении чужим имуществом путем обмана или злоупотребления доверием) можно обвинить и тех, кто, пользуясь своим рабочим положением, берет «откаты». «Ведь в данном случае сотрудник вводит в заблуждение свое начальство, предлагая подрядчику сделать выбор якобы на самых выгодных условиях, получая, таким образом, определенную выгоду для себя», - считает юрист Анна Воеводина. Правда, таких работников, согласно результатам опроса, немного - до 10%. Чаще всего берут «откаты» в сфере оптовых продаж, недвижимости, услуг для бизнеса и рекламы. Пятая часть таких сотрудников запрашивает до 20% от суммы (закупочной цены продукции или договора подряда).

Интересно, что руководители многих предприятий знают о таких принципах работы своих подчиненных, но закрывают на это глаза. Тех, кто пытается с этим бороться путем дублирования или дробления функций сотрудников, принятия коллегиальных решений, осложняющих жизнь дающему и берущему «откаты», на самом деле немного. Довольно спокойно относятся украинские работодатели и к использованию служебных ресурсов подчиненными в личных целях. Согласно опросу, всего 6% из них строго преследуют сотрудников за такие действия, еще 22% могут просто сделать замечание, зато почти половина работодателей разрешает пользоваться офисными ресурсами в пределах разумного, а четверть - вообще не устанавливает лимитов и не контролирует этот процесс.

Что же касается способов борьбы с растратами на предприятии, то самым популярным из них является определение лимита на расходы по определенным статьям бюджета. К такому методу прибегают более половины работодателей (61,2%). Также часто устанавливают камеры наблюдения (36%). Значительно реже проводят мониторинг переписки сотрудников (13%) и прослушивание их разговоров (9%). Ведь это является куда более серьезным нарушением, чем использование сотрудником в личных целях офисного телефона или принтера. Так, установка видеонаблюдения на работе противоречит нормам трудового законодательства. Поэтому «бережливому» работодателю нужно быть готовым к тому, что обделенные им сотрудники могут навлечь на него беду в виде инспекции по охране труда или даже работников прокуратуры. В результате, если не получится с ними договориться, придется отдать немалый штраф. А несанкционированное прослушивание телефонных разговоров подчиненных, просмотр их переписки в Интернете и вовсе подпадает под уголовную ответственность.

Дабы не рисковать своей безопасностью, предприимчивые юристы предлагают более гуманные и, что самое важное, законные способы контроля за подчиненными. «Речь идет о психосемантическом методе исследования, разработанном на основе психоанализа Российским институтом психологии, - рассказывает юрист, глава Независимого института судебной экспертизы Геннадий Пампуха. - Такие экспертные заключения дают возможность работодателям точно определить отношение трудового коллектива к выполнению профессиональных обязанностей, к офисному имуществу, к употреблению алкоголя и т.п. Более того, проведение такого рода экспертизы дает возможность воссоздать точный социально-психологический портрет любого сотрудника фирмы».

По словам Геннадия Пампухи, таких результатов не может дать даже проверка на полиграфе, во время которой опрашиваемый человек, благодаря целенаправленным тренировкам, способен скорректировать свой ответ. «В нашем же случае такой возможности нет, - продолжает он. - Ведь ответ на поставленные вопросы человек дает на подсознательном уровне. В результате удается получить 20 точных ответов на 20 поставленных вопросов. Считаю применение такого метода психологической экспертизы незаменимым в крупных финансовых компаниях: банках, страховых фирмах, поскольку он позволяет быстро и эффективно выявлять недобросовестных работников, имеющих доступ к счетам или коммерческим тайнам, что немаловажно. Ведь главное - предотвратить совершение кражи или мошенничества на предприятии, а не бороться с их последствиями».