UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВСЕ ЛИ РАВНЫ ПЕРЕД БОГОМ?

Все ли равны перед Богом? Однозначно ответить на этот вопрос, как и на любой другой, имеющий непосредственное отношение к религии, трудно...

Автор: Оксана Приходько

Все ли равны перед Богом?

Однозначно ответить на этот вопрос, как и на любой другой, имеющий непосредственное отношение к религии, трудно. И все же составителю электронной базы данных «Мировые религии» Джону Стельзеру неравенство полов в вопросах религии так сильно бросилось в глаза, что в характеристике каждой отдельной религии он даже выделил специальный параграф, в котором освещалось место, отводимое женщине.

Как оказалось, единственной религией, не ущемлявшей права женщины, была самая древняя. Более 40 тысяч лет назад возникла первая из известных нам религий - шаманизм, получивший свое распространение среди народов Северо-Восточной Азии. Приверженцы шаманизма верили в существование добрых и злых духов, в контакт с которыми могут вступать только шаманы. Матриархат, характерный для общественного уклада жизни первобытно-общинного строя, нашел свое отражение и в религиозных верованиях. Охотничьи и земледельческие племена высоко чтили женское созидающее начало в природе, приписывая женщинам способность благотворно влиять на плодородие земли и своим колдовством привлекать животных под удары копий охотников, причем последние воспринимались лишь как инструменты служения высшим силам. В произведениях искусства того времени преобладают женские изображения, причем если для всех остальных периодов истории человечества присуще если не воспевание, то хотя бы любование красотой женского тела, то в первобытном обществе обожествлялись женщины пожилые, отдавшие всю свою молодость и красоту сохранению своего рода.

Однако времена менялись, на смену первобытно-общинному строю пришел рабовладельческий, шаманизм сменили политеистические религии. Самые известные среди них - религии древних египтян, народов Месопотамии, индо-европейских народов, а также ведическая. Рабовладельческое общество было агрессивным по своей природе, и в социальном его укладе, в религиозных убеждениях все большее распространение получал культ силы. Конечно, такое изменение произошло не сразу, и этапы замещения божеств, олицетворявших силы природы и животных, богами-героями, богами-победителями, богами-воинами можно проследить на примере становления религии Древнего Египта. Вначале (около 6 тысяч лет назад) чуть ли не каждое поселение поклонялось своему божеству, но по мере завоевания чужих земель захватчики распространяли свои религиозные убеждения на новые районы, и так возникала иерархия божественных начал. Так, культ бога Амон-Ра распространялся с усилениями могущества города Фивы, покровителем которого считался бог-герой Амон, который постепенно вобрал в себя черты древнеегипетского бога плодородия Мана и бога Солнца Ра. Олицетворением умирающей и возрождающейся природы стал бог Осирис, и вот тут-то и появляется наконец божество в женском обличье - Исида. Сестра, мать, жена, выходящая на сцену божественных представлений в строго отведенное для нее время, теперь уже она воспринимается как вспомогательный инструмент для решения тех немногих задач, которые по каким-либо причинам мужчины решить не смогли: родить, воспитать, оживить.

В укладе семейной жизни тоже произошли разительные перемены. Власть в семье от матери перешла к отцу, и по своему характеру стала мало чем отличаться от власти господина над своими рабами. Жена приобреталась путем купли, ее можно было бить, даже калечить, и это не только не каралось законом, но даже воспринималось как само собой разумеющееся. После смерти мужа жена переходила к его брату или отцу или даже к собственному пасынку. Лишь в том случае, когда в семье мужа отсутствовали мужчины старше 10 лет, женщина получала возможность стать «вдовой». Правда, у «свободных» женщин была привилегия, которая отличала их от «настоящих» рабынь - им разрешалось ношение покрывала.

По материалам ММЦ Интерньюз

(Продолжение следует)