UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВРЕМЯ ВПЕРЕД

14 октября состоялось расширенное заседание Совета профессиональной футбольной лиги. Форум специ...

Автор: Григорий Суркис

14 октября состоялось расширенное заседание Совета профессиональной футбольной лиги. Форум специалистов национального футбола прошел как никогда остро, ибо вопросы, рассмотренные на нем, можно смело назвать для украинского футбола судьбоносными.

Предлагаем вашему вниманию изложение выступления на Совете президента ПФЛ Григория Суркиса, в котором он, кроме детальной оценки многих проблемных явлений в украинском футболе, также полемизирует с Владимиром Платоновым, опубликовавшем в «ЗН» в июне сего года статью под названием «Труден путь к истинному профессионализму».

Кризис ударил по слабейшим звеньям нашего футбола. Финансовая несостоятельность вывела из розыгрыша команды второй лиги «Факел» (Варва), «Славутич-ЧАЕС» (Славутич), «Славянец» (Конотоп), «Нива» (Бершадь), «Локомотив» (Смела), «Карпаты» (Мукачево), «Беркут» (Бедевля), «Тисменница»; влачат нищенское существование ривненский «Верес», белоцерковская «Ригонда», ФК Калуш, шаргородская «Фортуна». В первой лиге не имеют гарантированных средств на содержание команд черниговская «Десна», одесский «Черноморец», никопольский «Металлург», алчевская «Сталь», черновицкая «Буковина». И даже в высшей лиге, где 14 из 16 участников представляют областные центры, происходят непостижимые явления. Принципиальное нежелание руководства Николаевщины содержать нелюбительский футбольный клуб привело к тому, что вслед за Евгением Кучеревским и тренером первых чемпионов Украины Анатолием Заяевым уехал из города и Анатолий Коньков. Сидят «на чемоданах» 5 игроков, арендованных у других клубов, - платить за них нечем. Когда они уйдут, николаевская команда будет представлять собою безликого участника первенства области. О чем думали местные умы, заявляя команду в высшей лиге?

«Разменной монетой» в каких-то нефутбольных спорах стал донецкий «Металлург». Команда принимает гостей на деревенском стадионе, в то время как новехонький в Донецке пустует. Кто с кем не дружит - дело и впрямь частное. Но на каком стадионе играть: комфортабельном или полуразваленном - вопрос не приватный.

Главным образом по причине плохого финансирования снизился класс «Днепра», кировоградской «Звезды», не растут клубы в Тернополе, Ивано-Франковске.

Приходится искать пути решения задачи, как выжить в условиях экономического кризиса. Обстоятельства внутренней и внешней конъюнктуры похоронили былые мечты о покупателе прав на телетрансляцию наших матчей. Нереальна и совместная производственно-коммерческая деятельность на манер колхоза. Жизнь показывает: там, где к руководству клубом приходят разумные хозяева, зарождаются конкурентоспособные команды с устойчивыми тенденциями повышения уровня классности. Таким клубом был и остается донецкий «Шахтер»; по его пути пошли «Кривбасс», мариупольский «Металлург», «Карпаты», «Металлург» и «Торпедо» из Запорожья, ЦСКА. Неплохие условия для создания боеспособной команды сохраняются в Полтаве, где к финансированию «Ворсклы» привлечена самая могучая в области производственная структура, перспективно организовано дело в Харькове.

Результат не заставил себя ждать. Невиданно обострилась конкуренция за призовые места в чемпионате страны. Уже нет и речи о гегемонии киевского «Динамо». За два тура до окончания первого круга турнирную таблицу возглавляет донецкий «Шахтер», а динамовцы - в плотной группе преследователей лидера, где равные с ними шансы на медали сохраняют «Кривбасс», «Карпаты» и мариупольский «Металлург». Прогресс мариупольской команды просто удивителен: за каких-то полгода «Металлург» проделал путь от безнадежного аутсайдера до соискателя наград.

Боевой дух чемпионата, развенчание мифа о незаменимости первых номеров в списке лучших футболистов страны благотворно влияют на психологический климат в национальной сборной. Команда на волне душевного подъема победила сборные России, Андорры и Армении.

Жизнь сама дала ответ, каким образом должен выживать футбол в тяжелые времена. Содержание нелюбительских клубов оказалось по плечу тем негосударственным структурам с деньгами, которые возглавляют люди, неравнодушные к футболу. Ни о каких бюджетных средствах не может быть и речи хотя бы потому, что на этот счет существует строгое распоряжение правительства. К властям на местах может быть только одна просьба - находить футболу истинных хозяев и помогать им. Так это произошло уже в бытность ПФЛ в Кривом Роге, Харькове, Львове, Черкассах. Если правильно названо решающее условие успеха, то было бы логично расчистить ему дорогу организационными мерами.

И совершенно недопустимо искусственно поддерживать на плаву обанкротившиеся клубы. Участие в соревнованиях хронически не восстанавливающих моральные и физические силы футболистов сильно снижает квалификационный уровень турнира, причиняет громадный вред подготовке лучших команд и игроков к испытаниям на международной арене. Клубы, мучающие своих футболистов безденежьем, сами умирают и тянут нас всех в могилу.

Тут я целиком согласен с тезисом о необходимости разобраться, не слишком ли велико у нас число участников нелюбительских соревнований. Собственно, это не тезис, а одно из соображений, высказанных на совещании рабочей группы по подготовке совместного заседания коллегии Госкомспорта и исполкома ФФУ. Планируется провести заседание в конце этого месяца, в повестке дня один вопрос - «О ходе выполнения целевой комплексной программы развития футбола в Украине». Заслушивать намерены только нас, ПФЛ. И вот под каким углом зрения.

Проводивший совещание рабочей группы зампред Госкомспорта господин Костенко подверг сомнению корректность для Украины построения футбольного сезона на западноевропейский лад по принципу «осень-весна». По его мнению, в своем нынешнем виде вторая лига не нужна. Также господин Костенко не усматривает в ПФЛ наличие профессиональных клубов, так как, по его утверждениям, основная масса клубов себя не окупает, пользуется поддержкой местных бюджетов, тем самым оставляя на голодном пайке другие виды спорта. А посему такие клубы не могут претендовать на статус профессионального. В этом плане у него не вызывает сомнений только киевское «Динамо», но динамовцы не испытывают конкуренции со стороны соперников и к тому же им созданы тепличные условия.

В таком духе неприятия всего, что происходит на футбольных полях и вокруг них, выдержано все выступление зампреда Госкомспорта. Нас ожидает «веселенькое» заседание коллегии. Удивляет заявление господина Костенко о том, что, мол, купля-продажа игроков тормозит развитие футбола. Из этого следует: спортивное министерство жаждет вернуть времена, когда оно скажет каждой спортивной организации: «Все ваше - это наше!».

К счастью, устав ПФЛ, принятый и зарегистрированный государственными органами на основании конституционных норм, ограждает нас от такой агрессии. Ни наших прав и полномочий, ни собственности клубов Костенко отнять не может. Ошибается он и относительно степени ответственности ПФЛ за все, что происходит в футболе. Мы только подразделение национальной федерации, уполномоченное проводить соревнования нелюбителей.

Тем не менее следует явиться на заседание с отработанным коллективным мнением. Нам полезно поучаствовать в этой «игре». Она укладывается в учебную программу под названием «Как выжить».

Итак, система соревнований «осень-весна». ПФЛ застала ее в действии - национальная федерация перешла на этот принцип построения сезона буквально на следующий день после обретения независимости. Весомые плюсы этой системы кроются не только в том, что таким образом мы определяем своих участников еврокубков едва ли не за месяц до старта предварительных соревнований. Тут соображения посерьезнее. Наша традиционно не вполне режимная футбольная публика, заканчивая чемпионат в ноябре, за месяц-полтора способна так наотдыхаться, что привести ее в порядок иногда не удавалось до конца первого круга нового чемпионата. Размагниченными уходили в долгую, непродуктивную для футбола зиму и тренеры, руководители. Чего рвать на себе рубашку, если впереди четыре месяца отдыха?

Иной настрой ныне. Футболисты расходятся на зимний перерыв с сознанием необходимости закрепиться в составе, улучшить командный результат. Тренеры гораздо ответственнее планируют методическую работу в подготовительном периоде. Да и руководителям некогда бить баклуши. Вместо прежней всеобщей расслабухи - всеобщая мобилизация сил.

Впрочем, горькая правда заключена и в том, что переход на организацию соревнований по принципу «осень-весна» будет оставаться формальным до тех пор, пока мы не станем играть календарные матчи в декабре и феврале. Благодаря более мягкому климату и великолепным инженерным сооружениям футбольный сезон в странах Западной Европы длится до 280 дней в году. У нас пока не получается играть более тридцати одной недели.

В общем, вопрос дискуссионный. Прошу учесть, что не мы с вами дали «зеленый свет» принципу «осень-весна» и не нам отменять его. Мы можем только бросить на чашу весов свое коллективное мнение.

Не должно вызвать сомнений утверждение о том, будто вторая лига не решает задач подготовки резервов, так как она перенаселена великовозрастными игроками. Но это не так: из 1026 футболистов, выходивших на поле в нынешнем сезоне в составах команд второй лиги, только 97 прожили на свете 30 и более лет. Это 9 процентов от общего числа. Средний показатель возраста всех участвовавших в календарных матчах игроков - 23,7 лет. Так что у господина Костенко не было резона обзывать этот футбольный дивизион «лигой дедов». Помощники подложили ему что-то не то.

Все эти порывы омолаживать футбольные команды низших лиг путем введения возрастного ценза, знакомые нам по физкультурному прошлому нашего футбола, воспринимались и раньше как посягательство на естественные права спортсменов и хозяев команд. Сегодня это выглядит как свидетельство инфантильности руководящих кадров. В малых наших городах и больших поселках люди с громадным трудом находят средства для содержания футбольных команд, защищающих спортивную гордость приунывшего населения, а дяди, у которых не выпросить пары гетр, кричат из столичного далека в отсыревший мегафон: вы этого здоровяка не выводите на поле, он нам не подходит, а ставьте вон того, синего в пупырышках, у него, простите, сопли с привкусом прекрасного будущего!

Смех и грех. Нет, дорогие «дяди из министерства», вы не затащите нас участвовать в ваших спартакиадах. Другое дело, что клубы высшей лиги, а по возможности и первой, должны выставлять дублирующие составы. Сегодня многие имеют клубные команды во второй лиге. Такое положение и замышлялось как начальный этап перехода к соревнованиям резервистов. Теперь, кажется, ситуация созрела, клубы привыкли к расходам на молодежь, настает время предложить собственно турнир дублеров. Вероятнее всего, он окажется дешевле участия команды во второй лиге.

В деле подготовки резервов молодых квалифицированных футболистов сложилась аховая ситуация не только и даже не столько потому, что мельчают школы при клубах. Осталась без средств некогда густая сеть минпросовских учебных заведений во главе с могучими интернатами в Киеве, Львове, Харькове, Луганске. Вот это - невосполнимая потеря. А клубы при всей своей бедности обязаны выполнять требование регламента об учебных группах от двух до четырех возрастов. И выполняют. Лидеры же пытаются восполнить недостаток минпросовских выпускников. «Динамо» имеет школу на тысячу учащихся, «Шахтер» финансирует училище олимпийской подготовки, ЦСКА и харьковский «Металлист» поддерживают интернаты. Только киевское «Динамо» пораздавало в аренду другим украинским клубам 55 своих воспитанников. Ну а то, что такая аренда и сами футболисты стоят денег, заламывать руки поздно. Проницательные люди еще при развитом социализме предсказывали, что наступят времена, когда бесплатных футболистов не будет.

Господин Костенко утверждает, что в ПФЛ отсутствуют профессиональные клубы и требует установить критерии для получения профессионального статуса. Мы для себя давно определились, каким требованиям должен отвечать клуб-участник всеукраинских соревнований нелюбителей, каковы нормы и порядок взаимоотношений между клубами. Но наш регламент чем-то не устраивает Госкомспорт, и тут мы ничего не можем поделать. Насильно мил не будешь. Не возвращаться же к прошлому бедламу только потому, что руководители Госкомспорта на дух не принимают никакой другой собственности, кроме государственной. Добро бы дали ПФЛ на развитие хоть какие-то средства. А то ведь обращают в свою веру совершенно «за так».

Кто читал в еженедельнике «Зеркало недели» статью Владимира Платонова «Труден путь к истинному профессионализму», тот услышал в речах зампреда Госкомспорта знакомые перепевы. Краеугольным камнем министерских построений стало следующее утверждение Платонова: «Назвать футбол профессиональным, строго говоря, можно лишь тогда, когда все его расходы покрываются доходами от основной деятельности».

Автор не приводит примеров доходности бразильского, итальянского, английского или какого-либо иного преуспевающего футбола, равно как этот тезис не проиллюстрирован примером из экономической деятельности какого-нибудь клуба. Утверждение подается априори.

А зря. По роду профдеятельности мне доводилось беседовать на эту тему с коллегами из разных стран, в том числе с президентами «Барселоны», «Баварии», «Ювентуса». Я давно коллекционирую публикации в открытой печати об экономической деятельности клубов. И, представьте себе, не могу назвать счастливчиков, которые решали бы проблемы финансирования исключительно за счет доходов от футбола и сопутствующей ему коммерческой деятельности. Такое случается только в результате массовой распродажи игроков, что, впрочем, означает отказ от честолюбивых помыслов. И это притом, что почти во всех странах Западной Европы футбол пользуется различными льготами при налогообложении, установлении нижнего и верхнего порогов заработной платы и тому подобного. Набор протекционистских мер европейских государств в отношении футбола довольно разнообразен.

Снимаю шляпу перед титулами автора статьи; у меня не вызывает и тени сомнения, что звание академика, степень доктора педагогических наук, должность ректора Университета физического воспитания и спорта достались ему за безупречные труды. Правда, господин Платонов, насколько известно, никогда не писал о футболе. Раз уж его потянуло на эту стезю, я готов еще расширить информативный блок академической библиотеки некоторыми наблюдениями практика.

Точно так же, как и в седую старину, когда города и селения Древней Греции стали содержать будущих участников Олимпийских игр, владельцы современных клубов тоже мало интересуются, доходна ли их всепоглощающая страсть к футбольному меценатству. Главное в этом, несравнимо притягательном, азартном деле - создать условия для повышения спортивного мастерства и достижения нужного результата. Неразъемный комплекс этих условий - организационных, правовых, материально-технических, финансовых, научно-методических, медико-биологических - и является основой профессионального футбола, предметом забот и гордости хозяев, магнитом для желающих стать профессиональными игроками. И утверждать, как это делает Владимир Платонов, что основой профессионального спорта является маркетинг, рискованно даже для теоретика. Особенно имеющего опыт тесного общения с профессионалами советского спорта, которые трудились на износ буквально за пару мешков муки и своим организациям не приносили денежных доходов, однако били рекорды и профессионалов западного толка по причине очень приличных условий для всесторонней подготовки.Тут постулат Платонова просто не работает. Но и в рыночной стихии владельцы футбольных клубов не рассчитывают разбогатеть от продажи билетов на матчи или сувениров. Классная команда, регулярно попадающая в обойму призеров еврокубков и под юпитеры телевидения, не бедствует. А чтобы выйти на уровень такой классности, в условиях Запада надо тратить не менее сотни миллионов долларов в год, нередко и более. Никакой клуб не в состоянии заработать столько, даже если с маркетингом все в порядке. Дефицит покрывается из нефутбольных источников.

Можно было частным образом рассказать все это «академику от физвоспитания», чтобы не создавать лишнего ажиотажа вокруг его неспровоцированной вылазки на футбольную тропу. Если б не обстоятельства, придавшие суждениям Платонова фактически официальный статус; меч недоверия занесен над Профессиональной футбольной лигой. И я просто вынужден заявить публично: отождествление профессионального спорта с доходностью неверно исторически и фактически, а в футболе вообще владельцы клубов не ставят цели извлечения прибыли. Уходящая корнями в древность идея спортивного профессионализма заключается прежде всего в создании оптимальных условий для обеспечения наивысших спортивных результатов. Исключение составляют цирковые ответвления профессионального спорта, где стремление к наживе является признаком жанра.

Я остановился подробно на главной посылке статьи, легшей в основу череды претензий к ПФЛ со стороны государственного органа. Остальные доводы автора сводятся к тому, что в Соединенных Штатах Америки организация и все виды обеспечения профессионального спорта на несколько порядков выше, чем в Украине. Тут я аплодирую проницательности академика и прекращаю дискуссию.

Что касается решения Госкомспорта отчитать ПФЛ с позиций господина Платонова, то, на мой взгляд, в этом случае разыгрывается типичная для нынешней жизни сцена. Иные аппаратчики с навыками работы в государственных структурах социализма не в состоянии понять, что их нынешние полномочия не простираются дальше функций контроля за соблюдением норм законодательства и требований правительственных постановлений. Вот когда государство оплачивало все расходы по содержанию спорта напрямую или через бюджеты ведомств, чиновники спорткомитетов строго следили за соответствием распределения средств политике, принятой на государственном уровне, а также за эффективностью капитальных вложений и расходования каждой выделенной суммы. Государство платило, а значит, и контролировало продвижение собственных средств. Но с некоторых пор казна не выделяет на развитие нелюбительского футбола ровным счетом ничего. Вам-то не надо рассказывать, где и как добывают ваши клубы средства для существования и обеспечения тренировочного процесса. В основном это «измордованный» частный капитал, в данном случае являющийся чистой воды пожертвованиями.

Поэтому разговор с комитетчиками пойдет у нас в другой тональности, а не так, как они привыкли разговаривать с исполнителями директивной воли. За свои деньги мы можем быть партнерами, но не ответчиками.

Кстати, о деньгах. С глубоким удовлетворением сообщаю: нам удалось оградить от коррозии сумму взносов, собранную перед началом летне-осеннего сезона, когда доллар стоил 1,86 гривни. В долларовом исчислении мы имеем все те же необходимые для проведения соревнований средства. Это значит, что ПФЛ выполняет свои финансовые обязательства перед Национальной федерацией, клубами, арбитрами, инспекторами. Между прочим, тот факт, что арбитры и инспектора ничуть не пострадали от финансового кризиса, позволяет поддерживать на прежнем высоком уровне требования к их квалификации и форме.

Два года работы по развитию нелюбительского футбола научили нас многому, оснастили эффективными приемами деятельности. Для полного профессионального удовлетворения немножко не хватает успеха в соперничестве с лучшими командами мира и Европы. Но живет уверенность, что мы на верном пути - успехи национальной сборной Украины и киевского «Динамо» второй год подряд играющего в «святая святых» - Лиге чемпионов - тому убедительное подтвержение.