UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВРЕМЯ СОБИРАТЬ

Так устроена природа, что многие виды живых существ, в том числе и хищные звери, живут стаями, прайдами и колониями...

Так устроена природа, что многие виды живых существ, в том числе и хищные звери, живут стаями, прайдами и колониями. Не стал исключением и вид, называющий себя Homo sapiens. Однако оправдание второй части собственного названия пришло к человечеству позже, во времена расцвета ремесленничества. Лишь человек способен создавать союзы и группы, объединенные не только родственными связями, но и разделенной спецификой труда.

Профессия автомобильного журналиста появилась, как только автомобильная промышленность смогла назвать себя массовой, благодаря естественному техническому прогрессу и извечному желанию людей двигаться быстрее и удобнее. Политические изменения строя будоражат все общество, в том числе и профессиональные интересы людей, работающих далеко от политики. Безусловно, корни украинской автомобильной журналистики ведут свою славную историю еще с довоенных времен. С началом же перестройки, а далее с выделением государства в отдельную единицу жизнь автожурналистов изменилась также. Появилась потребность объединения, причем не только словом, но и реальным делом.

Слава Богу, инициативных людей в стране, несмотря на традиционное «моя хата с краю», все же всегда хватало. Примеров для подражания в ближайших странах также было предостаточно. И вот в 1994 году регистрируется Автомобильный клуб журналистов Украины (АКЖУ). Зачинателям было не легко, но все-таки клуб превратился в достаточно известную в своем кругу организацию. Одним из самых значительных дел клуба была организация «Ралли журналистов». За руль допускались только работники пера, камеры и микрофона. И здесь-то они делом демонстрировали себе, друг другу и своей аудитории, что не зря учат словом. Похожие объединения и соревнования достаточно развиты в Прибалтике, Польше и во многих других странах. Естественно, что со временем акции АКЖУ выросли в достаточно широкомасштабные мероприятия, на которые стали регулярно приезжать гости и участники из клубов других стран. Акции стали по праву носить статус международных. Последнее девятое по счету ралли журналистов прошло в городе Ривне, где и располагалась штаб-квартира АКЖУ, в октябре 98 года. Однако уже летом всем стали видны противоречия в руководстве АКЖУ. Очевидность разногласий на ралли «Осень-98» ощущалась в разности подходов АКЖУ и Федерации автоспорта Украины, которая впервые официально проявила себя в подобных соревнованиях. С одной стороны, «крыша» ФАУ внешне говорила о возросшем престиже журналистских покатушек на официальном уровне. С другой стороны, бюрократизм регламентации активных тусовок автожурналистов чиновниками от автоспорта иногда шел вразрез с демократичностью самого принципа соревнований непрофессиональных спортсменов. Однако главный конфликт назревал в основном между киевскими и ривненскими организаторами самого клуба. Смысл происходящего был странным и не совсем понятным рядовым участникам акции.

Новый год принес с собой кульминацию процесса. В конце января в Киеве в помещении клуба Кабинета министров, где часто, что символично, проходят заседания, конференции, а также церемонии похорон высокопоставленных чиновников, прошло учредительное собрание Всеукраинского автомобильного клуба журналистов. Понятно, что от перемены мест слагаемых смысл организации не меняется, но глубина изменения вывески АКЖУ на ВАКЖ была принципиальна для реформаторов.

Честно говоря, ситуация здорово смахивала на февральскую революцию 1917 года. В роли свергаемого императора был президент АКЖУ Степан Родич, но дворцовый переворот, оказывается, имел далеко не только личные амбиции. «Временное правительство» наконец-то объяснило собравшимся природу конфликта. АКЖУ юридически был зарегистрирован как общество с ограниченной ответственностью, то есть фактически частная фирма. Основной лейтмотив реструктуризации в ВАКЖ заключался в создании клуба в статусе общественной организации. Кроме того, с расширением деятельности АКЖУ спонсорский бюджет мероприятий возрастал и, по мнению вице-президентов, контролировался слишком единолично. «Император» Степан Первый, выступая, долго приводил достаточно веские аргументы и даже пообещал переехать в столицу, в случае переизбрания его кандидатуры. Однако аргументы и авторитет оппозиции, в составе которой находились многие, кто стоял у истоков основания АКЖУ, в том числе и зам. главного редактора журнала «Сигнал» Алексей Леканов, сыграли доминирующую роль. Довольно затянувшиеся прения порой напоминали, по выражению Алексея Мочанова, «простирку чужого белья». Но все-таки путем долгих голосований, дотошно соблюдая партийный регламент комсомольских собраний, подавляющим большинством голосов переизбрали руководство и объявили миру о создании нового автомобильного объединения страны. Почти единодушно господа заседатели избрали того, кто будет командовать парадом. Председателем Всеукраинского автомобильного клуба журналистов избрана исполнительный директор Ассоциации средств массовой информации Людмила Григорьевна Мех, женщина обаятельная, представительная и чем-то даже похожая на Маргарет Тэтчер. Видимо, в пику судьбе Керенского, Людмила Григорьевна заверила, что когда будет нужно, переоденется в спортивные одеяния и в качестве штурмана будет непосредственно участвовать в будущих соревнованиях.

Следующее собрание ВАКЖ прошло почти через месяц, 18 февраля, в том же помещении. Собственно внутреннее собрание клуба было приурочено к пресс-конференции руководителя ГАИ Украины. Однако подобная обоюдная презентация для вновь сотворенной журналистской организации, которая, по выражению Людмилы Григорьевны, «выросла из штанишек», действительно жизненно необходима. Сидящие за одним столом президиума руководители ВАКЖ и высшие чины ГАИ страны официально заявили о своем взаимоуважении и взаимосотрудничестве.

Выступление на брифинге главного действующего лица начальника УГАИ МВС Украины генерал-майора милиции Анатолия Николаевича Подоляки сводилось к следующему. В начале речи были обнародованы конкретные цифры, демонстрирующие рост эффективности работы этой широко любимой в народе организации. Среди самых интересных фактов такие: в 1998 году зарегистрировано 36 299 ДТП, что на 4,3% меньше уровня 97 года. Погибло в «дорожной войне» на территории страны 5 522 человека, что на 7,8 % меньше предыдущего года. Задержано 360 400 нетрезвых водителей, к административной ответственности привлечено 50 000 должностных лиц дорожных и коммунальных служб. Только работниками ГАИ страны раскрыто 16 400 преступлений, изъято 1113 (!) единиц огнестрельного оружия и 16 500 (!) патронов (вроде, живем не на Северном Кавказе). А также изъято 2900 кг наркотиков и наркотического сырья.

Далее генерал в подробностях рассказывал журналистам о новом подходе к работе ГАИ с населением. Более казенным и сухим языком все это изложено в указании № 4/ДЧ-6 от 14 января 1999 года. Этот документ, адресованный начальникам УГАИ областей, фактически моментально растиражировался в народе. Смысл нашумевшего указания в первых его строках: «Остановить практику наращивания вала обнаружения незначительных нарушений ПДД, которые практически не влияют на состояние аварийности и оценку результатов работы инспекторов только по количественным показателям». В случае мелких нарушений теперь следует ограничиваться устными замечаниями (хотя, заметьте, право оценивать ситуацию как аварийную или пустяковую все равно остается всегда за конкретным инспектором). Далее указание по подразделениям предписывает закрепить состав инспекторов дорожно-патрульной службы за строгими участками дорог, что также наводит на мысль об упорядочивании действий людей, имеющих власть на дороге.

Кроме того, инспекторам вменяется в обязанность помогать участникам дорожного движения, обязательно интересоваться проблемами и оказывать необходимую помощь остановившемуся на трассе транспорту. Понятно, что водители не могут нарадоваться такому подходу, причем в указательной форме сверху вниз. Народ учит наизусть текст документа, а некоторые вкладывают его в права над талоном нарушений. Сами же сотрудники ГАИ разных уровней, от которых я пытался услышать мнения по этому поводу, от публичных интервью отказываются. Возможная причина кроется еще в таких пунктах указания: «организовать изучение общественного мнения о деятельности Госавтоинспекции, обеспечить надлежащее реагирование на негативное проявление при несении дорожно-патрульной службы», «организовать изучение общественного мнения о деятельности ГАИ». Видимо, пока изучают.

Вернемся в зал заседаний. По окончании своего выступления генерал-майор А.Подоляка предложил журналистам задать интересующие их вопросы. Эта часть брифинга началась немного странно. Выскочивший из первого ряда какой-то представитель Сумщины произнес пламенную речь о немеркнущей будущей дружбе ГАИ и водителей и почему-то от имени целой области преподнес руководству ГАИ … бутылку водки. Честно говоря, столь неккоректно-провинциальный жест, достойный разве что тамады на свадьбе дочки председателя колхоза, но уж никак не уровня пресс-конференции начальника УГАИ Украины, вызвал молчаливое недоумение у журналистов и тактично-сдержанное молчание президиума. Далее спрашивающие простирались от профессиональной конкретики до размытых вопросов типа «когда закончится это безобразие?» и вплоть до дифирамб новому подходу.

Ваш покорный слуга в конце брифинга позволил себе лишь один вопрос. Признав, что январское указание «о гуманизации взаимоотношений между работниками ГАИ и гражданами» является беспрецедентным и уникальным в истории ГАИ Украины, со свойственным себе пессимизмом я спросил, можно ли быть уверенным, что в дальнейшем оно не сведется к нулю внутренними инструкциями, поправками, дополнениями, что, увы, часто бывало на практике, и не останется просто продекларированным. На этот вопрос генерал-майор милиции А.Подоляка дал достаточно красноречивые и обнадеживающие цифры: за январь 1999 года количество фиксированных нарушений уменьшилось на 20 %.

Философы утверждают, что все в этом мире двигается по спирали, то есть периодически повторяется, только на новом уровне. Автомобильная общественность получила свой новый официально объявленный и признанный на высшем уровне журналистский бомонд. Но сами журналисты, прекрасно зная цену словам, теперь ждут реальных действий и соревнований на не меньшем уровне, кстати, они уже планируются на май. В свою очередь руководство ГАИ страны объявляет о «гуманизации» отношений между ее сотрудниками и гражданами. Здесь возникает, правда, резонный вопрос - до чего же нужно было дойти, чтобы теперь официально «гуманизировать» отношения. В любом случае сам факт «ходьбы в народ», начиная от ленинских ходоков и вплоть до горбачевского панибратства с простыми тружениками, хоть никогда не был долгосрочным, но всегда был реальными шагами к цивилизованности исторических процессов от «оттепели» до «перестройки». Собственно, и от любви до ненависти, говорят, тоже один шаг. Правда, в обратном направлении несколько больше, но радует одно. Общество, в данном случае на четырех колесах, на месте не стоит, а движется. Движется, значит живет. И пусть кто-то попадает во время разбрасывания камней, но кто-то обязательно попадет во время строительства из этих же камней жилища для хищника под именем Homo sapiens.