UA / RU
Поддержать ZN.ua

Время новых тенденций на рынке труда

Наше общество неуклонно стареет. В этой связи социологи предрекают в недалеком будущем неизбежный кадровый дефицит...

Авторы: Анна Яценко, Мария Кириленко

Наше общество неуклонно стареет. В этой связи социологи предрекают в недалеком будущем неизбежный кадровый дефицит. И в выигрыше окажутся те из работодателей, кто вовремя успеет перестроить свою кадровую политику с учетом изменяющихся реалий. Пресловутая вилка «от 20 до 35» уже сейчас во многих случаях кажется необоснованной. Настало время повнимательнее присмотреться к претендентам в возрасте — насколько обоснованно они сейчас дискриминированы на рынке труда?

Эйджизм на марше

Нельзя сказать, что в этом отношении Украина изобрела что-то новое. Для данного социального явления есть даже специальный термин — эйджизм (ageism, от англ. аge — возраст), который означает любое предубеждение против или в пользу определенной возрастной группы. Чаще всего подобной дискриминации подвергаются люди в возрасте. Никто не спорит, что существуют отрасли, в которых востребованность исключительно молодых работников вполне объяснима и обоснованна, но очень часто подобное ограничение свидетельствует лишь о нерадивости и некомпетентности рекрутеров или менеджеров по персоналу. Ограничи­вая поток соискателей, «кадровики» облегчают себе работу, не пытаясь выработать системный подход к набору персонала, провести тщательный анализ требований к соискателю на каждую конкретную должность. Не исключено, что руководство мелких фирм таким образом просто бездумно копирует крупные компании.

И все же попытаемся понять логику тех, кто нанимает на работу исключительно молодых людей. Пере­чис­лим наиболее часто упоминаемые аргументы. Итак, претендент в возрасте от 20 до 35 лет легко обучаем, не обременен семьей, здоров, с азартом включается в конкурентную гонку, энергичен, способен генерировать новые идеи и обладает высокой работоспособностью. Имеет силы и возможность задерживаться на работе, ездить в длительные командировки, способен расти вместе с фирмой и с чес­тью представлять ее «лицо». По­добный сотрудник крайне эффективен и вместе с тем согласен работать за более скромную плату, чем опытный профессионал.

И наоборот, те, кому перевалило за магический рубеж тридцати пяти, всенепременно испытывают энергетический спад, обременены вредными привычками, семейными неурядицами, а также имеют проблемы со здоровьем. Они не инициативны, не решают проблем, не растут вместе с фирмой, плохо адаптированы к бизнес-среде в силу «совкового» мышления. К тому же наличие семьи формирует более высокий запрос относительно оплаты своего труда.

Стереотипам — бой!

Абстрагируясь от вопросов профессионализма, специфических способностей, а также специальных навыков и умений, давайте разберемся, насколько справедливы стереотипы, бытующие на рынке труда.

Энергичность. Не факт, что молодой человек непременно будет энергичнее. Ведь нельзя игнорировать классическое деление людей на психологические типажи: 40-летний сангвиник всегда даст фору 20-летнему меланхолику.

Работоспособность. Категория, связанная не столько со здоровьем и молодостью, сколько с выносливостью и умением эффективно организовать рабочий процесс. У людей постарше и то, и другое на высоте: они лучше изучили себя и свой организм, поэтому умеют рассчитывать свои силы, чередовать нагрузки и отдых или же разные виды работы. Более того, они умеют терпеть, перебарывать себя, делать «через не могу». Если кто-то сомневается, предлагаем обратить внимание на картинки в общественном транспорте. Сидят все больше молодые? Не спешите судить их — они просто менее выносливы и еще не умеют заставить себя бороться со своей усталостью.

Здоровье. Часто повторяют, что у каждого следующего поколения здоровье хуже, чем у предыдущего. В этом есть доля здравого смысла. Предыдущие поколения гоняли в детстве мяч, играли в скалки, прятки и прочие подвижные игры, а современное поколение сиднем сидит у экранов и мониторов, тусуется на душных прокуренных дискотеках. Добавь­те к этому ухудшающуюся экологию, последствия Чернобыльской катастрофы, нерациональное питание, низкий уровень физической культуры, неумение вести здоровый образ жизни. Не станем отрицать, что люди среднего возраста чаще обременены хроническими заболеваниями. Но они уже сжились с ними, имеют опыт самостоятельного выхода из периодов обострения, не драматизируют свое состояние. Молодой же человек еще не научился мирно сосуществовать со своими недугами и в итоге попадает на больничный не реже, чем его пожилые коллеги. Наблюдения также показывают, что у молодых выше показатели нетрудоспособности из-за несчастных случаев: человек в возрасте более осторожен, осмотрителен и в меньшей мере склонен к неоправданному риску, безрассудным поступкам и всякого рода экстриму.

Дурные привычки. У людей постарше набор прост: спиртное да курение. Эти пороки (в случае их наличия) чаще всего носят застарелый характер и легко определяются по внешнему виду. У нашей же молодежи набор вредных зависимостей куда разнообразнее и экзотичнее, причем их намного сложнее определить на глазок. Помимо упомянутых, можно назвать наркоманию, игроманию, привычку к постоянному шумовому фону (музыка и пр.), пристрастие к бесконечным телефонным разговорам. О большинстве этих зависимостей можно узнать только после приема на работу.

«Лицо фирмы». Длинноногими красавицами и шустрыми мальчиками уже никого не удивишь. А вот наличие в штате работников старше 35 создает ощущение основательности и прочности. Ухоженные дамы под 50, импозантные солидные мужчины создают впечатление стабильности, надежности и долговечности фирмы.

Обучаемость. На первый взгляд первенство должно оставаться за молодежью. К сожалению, из-за высокой степени коррумпированности системы образования сложилась ситуация, при которой можно «купить» зачеты, экзамены и даже сам диплом. Кроме того, нынешняя молодежь не всегда умеет учиться, не обладает навыками системного саморазвития и самообразования, не умеет работать со специальной литературой. Подыскивая информацию в Интернете, молодые люди «скользят по верхам», не углубляясь в тему.

Неумение овладевать современными технологиями. Этот параметр чаще всего связан с умением работать с конкретными компьютерными программами, что очень легко проверяется на практике и не может служить определением целой возрастной категории. Наблюдения показывают, что в рамках своей профессиональной деятельности с ПК весьма успешно работают люди не только 40, но и 60—70 лет. Понятно, что человеку после 40 нередко приходится при­ложить больше усилий, чтобы овладеть новыми навыками и умениями, но зато в итоге его знания бывают более основательными и системными.

Тяжелое «совковое» наследие. Весьма спорный тезис, поскольку при всей очевидной несостоятельности советского режима многое в те времена было лучше, чем сейчас. Образование было более добротным, молодежь в массе своей грамотней. Многие были дисциплинированны, терпеливы, ответственны, не слишком амбициозны; не ставили в зависимость степень добросовестности от размера заработка. Понятно, что все эти качества совсем не лишние и для современного работника.

Обремененность семьей. Возрастная вилка от 20 до 35 — это примитивная калька с запросов зарубежных кадровых агентств. Возраст, когда люди вступают в брак и заводят детей, в развитых странах давно уже перевалил за 35-летний рубеж, т.е. тогда, когда уже заложены основы карьеры. У нас же сильны традиции раннего вступления в брак. Таким образом, получается, что рекрутеры работают в основном с претендентами, которые находятся в наиболее конфликтогенном и сложном периоде, чреватом наибольшей эмоциональной нестабильностью: активный поиск партнера; женитьба/замужество; формирование семейных отношений; рождение первенца (детей), детские болезни, параллельное решение проблем с жильем и прочее.

Можно было бы продолжить, но и так понятно, что речь идет именно о стереотипах, а не о системном анализе качеств претендентов разных возрастных групп.

Сфера обслуживания

Старение общества неминуемо повлечет за собой и сдвиги в сфере обслуживания. В выигрыше, в частности, будут те, кто вовремя сообразит, что пора формировать рынок специализированных товаров для пожилых людей. Но всякому ли старику захочется, чтобы его обслуживал молодой человек? Ведь речь может идти о немощах и специфических особенностях фигуры (деформированные стопы, прогрессирующая сутулость, болезненная тучность и так далее). Уже сейчас стоило бы иметь разновозрастных менеджеров по продажам с тем, чтобы у клиента всегда был выбор, к кому обратиться.

Отличительной особенностью пожилых людей является желание не просто купить вещь, но и посоветоваться, пообщаться, успеть перекинуться несколькими фразами «за жизнь». Потеря времени? Но при столь бурно развивающемся рынке, совсем не за горами битва за каждого клиента. А вышколенные девочки и мальчики слишком торопливы, подчеркнуто деловиты, не всегда умеют поддержать разговор с пожилым клиентом. Они вроде бы и безупречны, формально вежливы, но им не хватает душевности и искренней симпатии к старикам. А вот человек «под» и «за» сорок относится к пожилым людям совсем иначе — ведь он видит в них свое ближайшее будущее. Да и они с большим доверием относятся к тем, кто ненамного моложе их. Но самое интересное, что и многие молодые люди также предпочитают, чтобы их обслуживал кто-то постарше. Если не полениться и хоть какое-то время понаблюдать за покупателями в магазине, то счет тех, кто, придя за покупкой, так и не решился поговорить, расспросить, а в итоге и купить, пойдет на десятки. Специалисты подсчитали, что сорок процентов (почти половина!) людей испытывают трудности в общении из-за своей застенчивости. Чтобы не «спугнуть клиента», важно обладать психологической культурой, уметь прогнозировать реакцию каждого отдельного покупателя. При нынешнем патологическом разрыве между поколениями молодым это далеко не всегда под силу.

Что говорят по этому поводу специалисты?

Существует так называемая большая пятерка человеческих свойств, которые в наибольшей мере характеризуют личность. Это — добросовестность, контактность, открытость ко всему новому, готовность к компромиссам и невротичность. Согласно результатам исследования профессора Стэнфордского университета Санжая Сриваставы, в среднем люди становятся с возрастом более ответственными, организованными и способными к концентрации внимания. Начинаются эти положительные сдвиги примерно с тридцатилетнего возраста. Перешагнув этот порог, люди становятся более открытыми, мягкими, заботливыми и сговорчивыми (покладистыми). Это в равной степени относится к представителям обоих полов. А женщины к тому же еще и приобретают более высокую эмоциональную стабильность.

Понятно, что такое понятие, как зрелая личность, далеко не всегда механистически связано с возрастными параметрами. И все же гораздо чаще зре­лость, в том числе психологическая, приходит с годами. Люди «после 40» в отличие от молодых гораздо лучше понимают, чего хотят от этой жизни, спо­собны наметить пути реализации своих планов и добиться поставленной цели. Они меньше склон­ны к метаниям в поисках особенно денежной или же суперинтересной должности. Почти исключено, что они бросят работу «просто так», из желания новых впе­чатлений или уйдут «в никуда», потому что «все достало». Они цепко дер­жатся за работу, отдавая себе отчет, насколько сложно будет найти новую, у них более серьезная мотивация к добросовестному труду и профессиональному росту. Им в большей мере присущи чувство ответственности, обязательность, дисциплинированность.

Люди старшей возрастной группы трезвее, проще, приземленнее и реалистичнее в своих планах. Им уже не кажется, что жизнь бесконечна и можно успеть сделать все, что пожелаешь. Зрелый человек умеет во многом себе отказывать, спокойно откладывать «на потом» приобретение каких-либо благ. Ведь с возрастом очень часто происходит переоценка ценностей в пользу духовных и душевных радостей и достижений. В зрелом возрасте люди более адекватно реагируют на нестандартные жизненные ситуации, философски относятся к неудачам. Обладают интуицией, которая, как известно, развивается вследствие знания жизни и наличия опыта.

Подобные работники, не включаясь в конкурентную гонку, могут быть стабильными исполнителями и при этом служить основой коллектива, быть носителями корпоративных традиций и играть важную роль в обучении молодых работников. Не стремясь к заоблачным карьерным успехам, способны щедро делиться своим опытом, идеями и наработками с молодежью, у которой больше сил и куража для их реализации.

Понятно, что это несколько идеализированный образ человека после 35. Но разве не на основании такой же идеализации молодежи, людям постарше отказывают в праве выступать соискателями на ту или иную должность? Более чем смешно было бы утверждать, что все люди после 35 обладают полным набором вышеперечисленных качеств. Однако их неоспоримое преимущество в том, что все пороки и недостатки находят свое отражение либо во внешнем виде, либо в трудовой книжке. Уже понятно, что к сорока годам люди прошли многие испытания, выстояли в борьбе с разного рода соблазнами, не потеряли голову от наличия или отсутствия материальных благ. Молодой же человек — это чаще всего «темная лошадка», порой даже для самого себя.

Подытоживая сказанное, хочется подчеркнуть, что данная статья никоим образом не призывает отдавать предпочтение людям в возрасте, ущемляя тем самым право молодых искать и находить свою дорогу в жизни. Просто хотелось чтобы работодатели задумались о том, всегда ли оправдан возрастной ценз, который нередко не более чем дань моде.