UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВОЗВРАЩЕНИЕ К ХРАМУ ДУШИ

Нужна ли кому-то дорога, не ведущая к храму. Т.Абуладзе. Фильм «Покаяние» Этими словами начинается научно-познавательный фильм из цикла «Тайны Киево-Печерской лавры» Николая Ильинского...

Автор: Валентина Люля

Нужна ли кому-то дорога, не ведущая к храму.

Т.Абуладзе. Фильм «Покаяние»

Этими словами начинается научно-познавательный фильм из цикла «Тайны Киево-Печерской лавры» Николая Ильинского. В творчестве известного кинорежиссера это первый нехудожественный фильм. И как сказал он сам: «Художественный кинематограф — очень интересен, но он не трансформирует человека, трансформирует его только религия. Поэтому этот фильм я считаю стержневым во всем моем творчестве, эта тема вызревала всю мою жизнь». Темой фильма является религия и вера. Не просто толкование христианских догматов, а поиск ответов на вопросы, которые возникают в душе человека, сопровождают его в течение всей жизни и на которые он сам не способен дать ответ. Фильм состоит из трех частей: «Этика древних монахов», «Атеизм и его разрушительные последствия», «Научные доказательства существования во Вселенной космического Разума».

Первая часть фильма посвящена Киево-Печерской лавре, истории ее возникновения, ее храмам, деяниям монахов. Через объектив камеры зритель познает Киево-Печерскую лавру, «блуждает» ее тропками, «входит» в храмы и пещеры, узнает о монашеской жизни. В течение многих веков монахи-пещерники создавали традиции, существующие и по сей день. Разные поработители в разные времена неоднократно пытались уничтожить Лавру, но она, словно феникс, каждый раз возрождалась из пепла и вновь проповедовала святое и вечное. Нетленные мощи, хранящиеся в Лавре, являются настоящей загадкой для ученых. Как это возможно, чтобы тело умершего в течение веков оставалось нетленным? Почему к захоронению одного из монахов невозможно добраться? Неужели и впрямь его могила находится под охраной Высшей Силы? Почему монахи, населяющие Лавру, не ощущают душевного беспокойства, не ведают страха перед днем грядущим, не боятся смерти? Именно на эти и другие вопросы пытается ответить автор фильма Николай Ильинский. Киево-Печерская лавра в течение многих веков была духовным центром Украины. Сюда приходили не только монахи, стремившиеся в уединении найти дорогу к Богу. Сюда на прощу отовсюду шли простые миряне, здесь просили о помощи и благословении могущественные князья, также ищущие покоя для души. Перед Богом все становились равными.

Вторая часть — это рассказ об атеизме и его последствиях для общества не только украинского, но и всего мирового сообщества. Разрушительные плоды атеизма мы пожинаем до сих пор — деградированное общество, которому безразлично, что будет не только с его потомками, но и с ним самим. Деморализованный человек не может найти дорогу, способную привести его к истине. Именно об этом рассказывает второй фильм. Автор не только констатирует факт, он, прибегая к историческому анализу, указывает на первопричины упадка человеческого духа. Творцы фильма делают акцент на тех идеях, которые на первое место ставят не дух, а материю. В частности, речь идет о религиозно-философском учении деизме, представители которого провели четкую границу между духовным и материальным. Появляется «механический» человек, равнодушный ко всему, что его окружает. Со временем таких утверждений становится все больше и больше. Вольтер, Дарвин, Маркс, Ницше и другие убеждены: религия не является столь необходимой для человека, как это проповедует церковь. Духовные знания, которыми пользовалось человечество в течение многих веков, теряют свою незыблемость. Появляются сомнения относительно божественного происхождения человека, подрывающие веру, а со временем вообще пытающиеся ее уничтожить. Человек ставит на первое место себя. Что из этого вышло, и демонстрирует вторая часть фильма. Человек становится существом, для которого нет ничего святого, который, стремясь возвеличить себя при жизни, уничтожает все вокруг. И в первую очередь уничтожает себе подобных. Только таким образом он пытается доказать всем, и себе в первую очередь, свое «всемогущество». Но на самом деле такой человек является не «всемогущим правителем», а просто демоническим существом, за маской равнодушия прячущего свой страх. Автор вспоминает Ленина, Сталина, Гитлера, Мао Цзэдуна. В душе жестокого богоборца остается один лишь страх, страх перед встречей со смертью, страх перед неизвестным.

Документальные кадры, в которых запечатлено разрушение Успенского храма Киево-Печерской лавры, — это символ разрушения храма человеческой души. Что может сотворить человек, в душе которого пустота? Какой след оставит он после себя на Земле? Безбожный богоборческий режим породил все ужасы и преступления ХХ столетия на просторах бывшего СССР, он разрушил и осквернил православные храмы предков, искоренил из человеческих душ святость и набожность. Поэтому люди и ищут «спасение» в алкоголе, наркотиках, преступлениях и прочих грехах. Но забвение длится недолго и возвращение к реальности порождает еще больший страх.

В третьем фильме «Научные доказательства существования во Вселенной космического Разума» Николай Ильинский ссылается на утверждения, так или иначе доказывающие, что во Вселенной существует Высшая Сила, Творец всего сущего. Лишь религиозное сознание человечества способно сберечь земную жизнь, и именно поэтому попытка создать цивилизацию без веры, без Бога и нравственности привела к разрушению не только общества в целом, но и к разрушению человеческого естества. Соблазненный гордыней человек считает себя совершенным и самодостаточным и не задумывается над тем, что он всего лишь маленькая частичка высшего и более совершенного организма. «Уже не Библия, а квантовая физика доказывает, что религиозная истина является отображением вечных истин, рожденных в тонких мирах. Они закодированы в матрицах волновых полей Вселенной. За иллюзорным миром действительности скрывается единственная реальность — Бог», — так утверждает автор.

Если же рассматривать фильм с сугубо «технической» точки зрения, то он, безусловно, во многом проигрывает научно-популярным фильмам Англии, Франции, Германии или даже России и Польши. Но это только первые шаги в области просветительского кино. Кризисное состояние украинского кинематографа не позволяет пока что создавать видеопродукцию более качественного уровня. Использование в фильме компьютерной графики, кадров из художественных и документальных фильмов несколько разнообразит освещение материала и усиливает его эмоциональную сторону. Фильм снимался в течение трех лет, хотя съемочных дней было всего 20. И причина, как всегда, —отсутствие средств.

Старшее поколение хорошо помнит научно-познавательные фильмы, на которых не только выросло, но и воспиталось не одно поколение. Сегодняшняя молодежь не может этим похвастать. Заграничные фильмы, транслирующиеся на телеканалах украинского телевидения, формируют у зрителей не всегда правильное представление о тех или иных вопросах. И это неудивительно. Ведь принципы, по которым живут «там», не совсем отвечают тем принципам, к которым привыкли мы.

Автор акцентирует внимание на том, что фильм является одной из первых попыток «заполнить духовную пустоту, призывает к милосердию, стремится отвлечь человека от жадности и жестокости, преступлений, сформировать культуру мысли».

Николай Серафимович утверждает: без религиозного сознания, на котором базировалось Украинское государство, невозможно говорить о созидании нового украинского сообщества. К сожалению, в последнее время многие веру воспринимают как дань моде. Многие ходят в церковь, придерживаются всех постов, но достаточно ли этого, чтобы действительно стать верующим человеком? Человеком, на первое место ставящем не себя, а любовь к Богу и ближнему своему...