UA / RU
Поддержать ZN.ua

Воспитанный, удобный, послушный

Склонность к бесцеремонному вторжению в личную, интимную жизнь детей свойственна нашим соо­течественникам.

Автор: Алевтина Шевченко

Глядя на откровенные неудачи украинского гражданского общества в самоорганизации, поневоле задумаешься: может быть, причина провалов демократических начинаний лежит вовсе и не в плоскости общественно-политической? Дисциплина, понимаемая как подавление личности, требование послушания, культ традиционной зависимости детей от родителей - привычные принципы воспитания в основе и «мажорской» философии вседозволенности, и рабской философии терпения.

Уважать ребенка

В современной западной традиции воспитание направлено на раннюю социализацию. Плюс соблюдение полно­ты гражданских прав ребенка. Прин­ци­пы протестантской этики, непреклонное правило «подрос - уходи из родительского дома», опора на собст­венные силы - основа родительско-детских отношений в нормальных странах. Мы пока только научились го­во­рить об уважении к личности ребен­ка. Но это очень общее понятие. А в каких формах оно осуществляется?

Многие родители, воспитанные в системе принуждения, даже не предполагают таких простых вещей, как право детей на выбор - какую сказку прочесть, какую футболку надеть, какую кашу есть, какой краской картинку раскрасить, где погулять или вообще сегодня дома остаться. Любить ребенка зачастую даже не предполагает видеть в нем индивидуальность.

Склонность к бесцеремонному вторжению в личную, интимную жизнь детей свойственна нашим соо­течественникам, для которых понятие святости личного пространства, права на приватность не существует - так уж исторически сложилось. А какую только роль не отводят ребенку: заложника родительских амбиций и комплексов, орудия для сведения счетов. Он «должен» оправдать надежды родителей... На самом деле все это проявления неуважения к личности другого, отказ ему в праве самому решать, как жить.

В то же время во всем мире констатируют: супружеские, брачные ценности потеряли свое главенствующее место в семейных отношениях. Теперь дети - главная семейная ценность. Ребенок и его интересы открыто заявляются как смысл жизни родителей, смысл существования семьи и основной способ самореализации личностей родителей, условие гармонии семейных отношений. Ребенок символизирует счастье и смысл жизни, побуждает супругов к развитию семейных отношений. С другой стороны, любая ценность, которая слишком настойчиво насаждается общественным мнением и тем более поддерживается административно, неизбежно утрачивает привлекательность и духовное обаяние. И начинает нуждаться в обновлении. Так сейчас происходит с идеей деторождения и воспитания.

Детоцентризм - воспитательная концепция, согласно которой интересы семьи концентрируются исключительно на ребенке. В свою очередь и ребенок - повышающее статус супругов явление. Детоцентризм серьезно влияет на родительско-детские отношения в семье.

Интенсивное участие родителей во взрослении своего чада имеет оборотную сторону - стремление родителей привязать его к себе, сохранить вдохновляющее чувство собственной «нужности», востребованности. Декларируя желание воспитать в детях самостоятельность, на деле родители подсознательно уклоняются от выполнения этих обязательств. В свою очередь молодежь пытается освободиться от тесных любовных объятий родителей, но удается ей это только в том случае, если зависимая структура личности не успела сформироваться.

В нашей культуре детей положено любить. А если любить не умеем, то это принято скрывать за чрезмерно выраженной заботой. Культ хороших родителей достаточно молод в истории человечества. Он стал доминирующим подходом буквально меньше ста лет назад.

Давайте договоримся: если у родителей нет заинтересованности в общении с ребенком, они не преступники. Имитировать или демонстрировать несуществующий интерес не нужно - это вредно для психического здоровья и рано или поздно проявится. Каждый может отдать столько любви, заинтересованности, времени и внимания, сколько у него есть. Принуж­дать не стоит ни ребенка, ни себя. Честнее отдать в детский сад, чем из-под общественной палки заставлять себя имитировать «хороших родителей». Лучше бы вам, дорогие изподпалочно хорошие родители, не слышать, что - и это после всех ваших нечеловеческих воспитательных усилий! - говорят о вас подросшие дети на психологической консультации.

Родили, заботитесь - уже достаточно хороши. А идеальных не бывает. Ни детей, ни родителей. Жить жизнью ребенка означает не жить своей собственной жизнью.

Хороший ведомый

Если ребенок не ценен сам по себе, он становится инструментом повышения самоуважения родителей. Если, разумеется, ребенок «хороший». А это часто означает - удобный. И для многих это синоним слова «воспитанный». А значит - послушный. А еще точнее - ведомый.

Ведомый ребенок довольно приятен глазу: безотказен, делится игрушками со всеми, доброжелателен, играет в игры, которые придумывают другие дети. Не вступает в конфликты и подчиняется чужим правилам. А если чем-то недоволен, то не показывает этого.

Пока что ведомый ребенок находится в подчинении у родителей, которые не дают ему возможности самостоятельно принимать решения. Но на самом деле так формируется зависимая структура личности. В какой степени сегодняшний послушный ребенок будет бесхарактерным, зависимым - предсказать сложно. Но конформист, беспринципный приспособ­ленец в нем уже сформировался.

Главный побудительный мотив действий ведомого ребенка - страх. Например, он боится, что, не приняв чужих правил, останется одиноким. Вот почему ведомый ребенок стремится соответствовать требованиям группы. Чтобы быть включенным в игру, он соглашается с мнением толпы и делает то, что не нравится, играя не ту роль, которую хочет и которой достоин. Это может делать его легкой добычей для более активных.

Со временем более инициативные ребята могут доминировать над таким ребенком, например, навязав ему правила игры или роль, которая им самим кажется непривлекательной. Идеи, инициативы, желания, мнения, а главное, чувства послушного ребенка могут остаться без внимания сверст­ников, взрослых, но, что самое опасное, - его самого. Он не приучен обращать внимание на собственные чувст­ва и потребности. Ведь его желаниями и чувствами не интересуются дома, «вписывая» ребенка в кодекс придуманных кем-то правил.

Безотказный характер ребенка в любом случае - плод семейного воспитания. Если ты будешь слушаться - ты хороший, не будешь - плохой. Не правда ли, это так привычно?.. И определяет характер и поведение вне семьи на долгие, далеко не детские годы.

Ослабить «вертикаль семейной власти», предоставлять ребенку свободу выбора и возможность принимать решения с самого юного возраста - противоядие от зависимого характера. Проявлять внимание к чувст­вам. Одобрять любые проявления характера и инициативы: предложение поиграть в игру, выдвинутую идею, высказывание недовольства (даже пос­тупками родителей). Учить говорить «нет!», если тебе что-то не нравится, не соглашайся! Вот, кстати, единственный способ защитить ребенка от посягательств педофилов, школь­ных «неформальных лидеров» и других покушающихся на чувство собственного достоинства или личное пространство. Научите ребенка отстаивать собственную позицию. Да и сами выслушивайте его мнение в споре.

Научить ориентироваться на собственные чувства, аргументы, понимание - важная родительская задача. Безотказный, послушный, ведомый ребенок часто бесхарактерен и подчиняется чужим правилам в жизни - из-за страха остаться одному и действовать самостоятельно, отвечать за самого себя. Но уважение к другим и безотказность - совершенно разные черты характера.

Если сын или дочь с сочувствием относится к людям, это, конечно, хорошо. Отзывчивость - прекрасное качество. Но во всем, как известно, важна мера.

Неумение отказывать может обернуться для ребенка серьезным дискомфортом. Как известно, посеешь привычку - пожнешь характер. Нас­тоящая обязанность родителей - научить ребенка говорить «нет», когда это необходимо.