Продолжая разговор о воспитательной роли отца и ее трактовке крупными мировыми религиями, мы решили поговорить с проректором Всеукраинской иудейской духовной академии реббе Юдой Бронфманом.
Господин Бронфман родился и вырос в Одессе и в религию пришел уже в зрелом возрасте. В 1994 году он эмигрировал в Германию, а оттуда через два года уехал в Израиль, где учился и получил степень раввина. Сегодня он живет и работает в Украине. Ему 30 лет, он женат и воспитывает троих детей.
— Иудаизм дает отцу очень важную заповедь: воспитать своего ребенка в духе иудаизма, передать ему религиозные традиции еврейского народа. Об этом говорится в сводах еврейских законов «Шулхан Арух» и «Снэйл Лухот Абрит». Кратко обязанности отца по отношению к детям сформулированы в Вавилонском Талмуде: «Отец обязан сделать сыну обрезание, выучить его, обучить Торе, женить и обучить какой-либо специальности». Мать также обязана воспитывать детей в традициях иудаизма. В каком-то смысле ей даже проще влиять на ребенка, потому что она постоянно дома, проводит с детьми много времени, а отец тяжело работает и возвращается домой поздно.
— Возможно, не все отцы приходят домой поздно?
— Нет, в нормальной иудейской семье это так, потому что отец полностью обеспечивает семью, а мать не работает, особенно в религиозных семьях. Не возникает ситуация, позволяющая матери работать, потому что много детей.
— Иудаизм велит иметь много детей?
— Да, в иудаизме есть заповедь: «плодитесь и размножайтесь» — это одна из первых заповедей, данных человечеству в целом и евреям в частности. Предохраняться верующим иудеям практически запрещено, кроме тех случаев, когда беременность наносит прямой вред здоровью женщины. В таком случае пара получает разрешение от раввина предохраняться по указанию врача.
— Аборты тоже запрещены?
— Конечно, убивать — это грех. А мы рассматриваем аборт, как убийство.
— А если детей десять-пятнадцать человек, и их содержать не на что? Ведь ребенка нужно не только родить, но и дать ему что-то в этой жизни?
— Такого не бывает. Мы верим в Бога. Если он дает жизнь человеку, он его и обеспечивает. Конечно, при этом я тоже не должен сидеть сложа руки и ждать, когда упадет манна небесная. Но Всевышний как-то следит за нами и создает такие ситуации, в которых я могу, прилагая определенные усилия, заработать достаточно денег, чтобы содержать себя и свою семью.
— Что, если женщина бесплодна?
— Это — беда. Если в течение десяти лет она не сможет родить ребенка, у мужчины есть право с ней развестись. Развод в иудаизме разрешен, но он считается большим несчастьем, ибо сказано, что «человек, который развелся с женой, подобен тому, на глазах которого был разрушен Иерусалимский храм» — самая большая беда еврейского народа. Развод — жизненная катастрофа, но нет смысла в семье, в которой нет семьи.
— Давайте вернемся к вопросу воспитания еврейским отцом своих детей.
— Я думаю, каждый человек воспитывает своего ребенка на принципах, по которым сам живет. Отсюда — конфликт отцов и детей. Потому что принципы, но которым живет одно поколение, часто не соответствуют принципам, по которым живет следующее.
— Но ведь принципы религиозные, очевидно, неизменны?
— Да. У нас есть принципы, по которым мы живем, наши религиозные установки и наш взгляд на мир. Наша задача — дать ребенку такое же мировоззрение, которое есть у нас. Кроме этого, я обязан спонсировать учебу своего ребенка и посоветовать ему определенную профессию. Но настаивать я не имею права. Иудейская религия позволяет ребенку в определенных случаях ослушаться отца: например, когда отец запрещает ему соблюдать Тору.
— А «соблюдать Тору» — это значит соблюдать все законы иудаизма?
— Да. Это общий принцип. Есть частные моменты этого принципа: например, ребенок хочет поехать учиться в определенную ешиву (высшее религиозное заведение, еврейский аналог духовной семинарии), а отец по каким-то своим соображениям настаивает на другой ешиве. Тогда ребенок имеет право ослушаться отца и решать самостоятельно. В ешиву дети должны уходить приблизительно в 12 лет, а до этого существует начальная религиозная школа хэдэр. Мальчики начинают учиться в ней с трех, девочки — с семи лет. В Украине тоже есть хэдэры, есть ешива.
— А хэдэр заменяет собой общеобразовательную школу?
— Нет.
— Где же ребенок должен изучать основы наук?
— А он не должен. Писать, читать, считать учат в хэдэре. Историю, географию, биологию и т.д. — такие науки там не преподают.
— И что, такого образования ребенку достаточно для жизни?
— Более чем. Сначала он получает религиозное образование, а потом уже рассматриваются другие возможности,
— Но он же не может поступить в вуз и получить специальность, скажем, врача или инженера, не закончив общеобразовательную школу.
— Может. Есть очень много таких прецедентов в Израиле и других странах. Нанимаются частные преподаватели и предметы за общеобразовательную школу сдаются экстерном. В Израиле, например, есть специальные учебные заведения, позволяющие за короткий срок пройти основную школьную программу.
— Между прочим, какой процент населения Израиля составляют ортодоксальные евреи?
— Не знаю. Но небольшой. Однако для религиозного еврея основным является религиозное образование. А светское — по мере необходимости, для получения избранной профессии. Во многих еврейских религиозных книгах сказано, что изучение светских наук нежелательно. В книге «Тания», например, говорится: «Светские науки можно изучать только для заработка или в качестве подсобного средства служения Богу».
— Вы меня удивили, честно говоря... Кто же корректирует процесс получения ребенком образования?
— Отец.
— А в Киеве только один хэдэр и одна ешива, потому что нет потребности или по другой причине?
— Нет потребности. К сожалению, не многие отдают туда детей. Те, которые отдают, как правило, нанимают частных преподавателей для обучения детей общеобразовательным наукам.
— И частные преподаватели тоже должны быть верующими иудеями?
— Нет. Это не обязательно.
— А в хэдэре существует физическое наказание?
— Да. Преподаватель может дать подзатыльник или ударить линейкой. Не нанося телесных повреждений. Но сейчас это почти не практикуется. Если же так случилось и ребенок приходит домой в слезах, отец должен разобраться и сказать ребенку, что учитель был прав. Мать может и пожалеть ребенка. Отец же должен быть любящим, но строгим.
Отец в иудаизме не имеет права сердиться. Если необходимо, он должен сделать вид, что сердится. У Рамбама (Маймонид), в его законоведческом труде «Мишнэ Тора» сказано: «У всякого качества есть свои положительные и отрицательные стороны, кроме гнева, злобы. Потому человек должен всячески их избегать: даже на своих детей нельзя сердиться, а если это необходимо, нужно сделать вид, что сердит». В гневе человек может сильно кричать и этим шокировать ребенка. Повышать голос — некультурно.
— А ударить — культурно?
— Да, когда ребенок заслуживает наказания, его следует наказать. О полезности телесного наказания говорится в «Притчах царя Соломона»: «Тот, кто экономит в телесных наказаниях, не любит своего сына».
— Но можно в наказание не купить ребенку сегодня мороженное, не пустить в кино...
— Это — очень мягкие наказания, которые он быстро забывает. Физическое наказание действует сильнее.
— Это же больно...
— Ничего страшного. Ребенок чувствует справедливость. И вы поймите, что семья в том варианте, в котором ее видит иудаизм, мало отличается от других семей. Человеческие взаимоотношения всегда развиваются по одним и тем же универсальным принципам. Как можно воспитывать ребенка? Только личным примером.
— Вы имеете в виду не словами, а делами?
— И словами тоже. Но когда эти слова расходятся с делом, когда вы говорите своему ребенку то, что он не видит в вас, он никогда к этому серьезно не отнесется. Всегда в семье отец — строгость, оценка, мать – доброта, утешение. Муж требует от жены только одного: чтобы она своей мягкостью не наносила вред ребенку, чтобы эта мягкость не была чрезмерной. Бывает строгость, которая приводит к добру, бывает мягкость, приводящая к злу.
— То есть мужчина воспитывает и жену тоже?
— В принципе так получается, потому что он — хозяин в семье, он проводит свою линию в семье, подгоняет под себя, заставляет других людей жить так, как он хочет и видит.
— Получается, что женщина, находящаяся рядом с вами, должна смириться...
— Меня это устраивает. Естественно, она тоже проводит свою линию, но делает это хитро, не в лоб. Ведь любое межличностное общение подразумевает взаимовлияние. В наших книгах говорится, что «жена исполняет желания мужа». Но на иврите тут есть игра слов и получается, что «жена создает желания мужа». И это не имеет никакого отношения к иудаизму. Это — общечеловеческое.
Существует множество законов в пользу женщины, например, в праздники нужно обязательно дарить женам подарки. У евреев есть такая заповедь — радоваться в праздники. А какую женщину не порадует хороший подарок.
Еще говорится о том, что «жена приносит благословение в дом мужчины». Одинокому человеку благосостояние в принципе не нужно. Погоня за материальным благосостоянием иудеями не приветствуется и не является для них целью существования. Цель — служить Всевышнему, исполнять Тору. Поэтому только когда мужчина обзаводится семьей, появляется необходимость в материальном благосостоянии — купить дом, одевать и кормить жену, детей, платить за обучение и т.д. И тогда Всевышний ему это дает. Получается, что женщина создает ситуацию, при которой возникает необходимость помощи Всевышнего.
— Благословение, наверное, заключается не только в материальном благополучии, он еще получает друга, партнера для духовного общения.
— Нет. Еврейская жена не рассматривается как партнер по духовному общению. Муж и жена общаются, как два любящих друг друга человека, которые вместе строят семью. Мой учитель говорил, что иногда полезно посоветоваться с женщиной, потому что она видит ситуацию совсем с другой позиции, которую мужчина даже представить себе не может. С ее помощью можно увидеть ситуацию в другом ракурсе, что очень полезно. Жена иногда может дать умный и полезный совет, я знаю это по своему опыту, хотя окончательное решение принимает мужчина.
— Я слышала, иудаизм рекомендует ранние браки, чтобы греховные мысли не отвлекали человека от серьезных дел.
— Иудаизм рекомендует ранние браки, потому что он не приветствует беспорядочные сексуальные отношения. Когда молодые люди собираются жениться и уже была помолвка, их учат основам сексуальных отношений, которые не входят в программу преподавания ни в хэдэре, ни в ешиве. В иудаизме есть серьезные предписания по поводу вступления в добрачные половые связи.
— А как раньше наказывали?
— Есть множество деталей, но, например, если молодой человек имел секс с девушкой, он обязан был на ней жениться. За супружескую измену полагалась смертная казнь. Так велит Тора, Талмуд. Сейчас это просто большой грех и позор, потому что религиозный человек не нарушает заповеди.
— Когда дети становятся совершеннолетними?
— Девочки в 12 лет, мальчики в 13. Теоретически в этом возрасте они могут вступать в брак. До вступления в брак (сегодня этот возраст составляет приблизительно 20 лет) они живут в семье. Не принято, чтобы молодой человек, или девушка снимали квартиру.
— Брак рассматривается, как наиболее желательное состояние человека?
— Да. Если человек одинок, то он ущербен. Он не имеет своей второй половины.
— Вы уверены, что в браке он находит именно свою половину? Ведь человеку свойственно и ошибаться?
— Мы надеемся на то, что в браке участвует Всевышний. Поэтому выбор правильный.
— В случае развода с кем остаются дети?
— С матерью, и отец обязан их обеспечивать. В Израиле, например, нет светских браков. Институт брака — религиозный, и все вопросы, связанные с браком, в том числе и развод, строго контролируются. В иудейских книгах даны подробнейшие указания, что и как кому положено при разводе. Рассматриваются мельчайшие детали множества вариантов с учетом причин развода, количества детей и т.д. Хочу еще добавить, что в исключительных случаях в иудаизме дети остаются с отцом, например, если мать — душевнобольная. Или если она решила оставить религию, отец может использовать это как аргумент, чтобы забрать детей. Есть определенные случаи, когда пребывание с матерью наносит прямой вред ребенку.
— Поскольку отец в религиозной иудейской семье — единственный кормилец, возникает закономерный вопрос, а что случится, если здоровье не позволит ему больше зарабатывать на жизнь?
— Тогда, если семья самостоятельно не сможет найти выход из положения, заботу о ней возьмет на себя община. Иудаизм не запрещает женщине работать. Если есть на кого оставить детей и ее заработок необходим, она может работать. Но работа рассматривается не как благо для неё, а как необходимость. Если в мальчике с детства культивируются такие качества, как самостоятельность и ответственность, то девочка знает, что не будет самостоятельной, она будет замужем. Её воспитывают как будущую хорошую жену, хозяйку, заботливую мать.
— Каким еще заповедям вы учите детей?
— Отец должен объяснить сыну, что он не может драться с другим еврейским мальчиком. Еврею запрещено бить другого еврея. Если сложилась такая ситуация, следует разрешить ее как-то иначе. При этом не дать себя ударить. Можно схватить обидчика за руки, повалить его на пол. Можно убежать, наконец.
— Не стыдно убегать?
— Гораздо стыднее ударить другого еврея. Иудаизм учит в таком случае уходить от конфликта. В семье мы учим детей избегать агрессии.
— А как же в Ветхом Завете — «око за око»?
— Это судебный принцип: если один человек нанес ущерб другому, суд должен взыскать с него пропорциональный ущерб. Убегать, потому что ты трус, — это стыдно, а убегать, потому что не хочешь вступать в драку, — совсем другое.
Один еврей может ударить другого еврея, только защищая третьего еврея, если на того подняли руку. Еврей является твоим родственником, членом твоей семьи. Все евреи — одна большая семья, избранный народ (невзирая на то, кто из них верующий, а кто — нет). К неевреям следует относиться хорошо, с уважением, с добротой, сохранять с ними добрососедские отношения, но если ситуация складывается так, что нужно защитить себя, следует защищаться. Например, когда тебя идут бить.
— Что вы подразумеваете под словами «избранный народ»?
— На евреев возложена особая функция — нести в мир идеи Бога. «Имена»: 19:6 — «И будете вы мне царством священнослужителей и народом святым». Или «Второзаконие» — 7:6: «Ибо народ святой ты у Бога Всесильного твое его, тебя избрал Бог, Всесильный твой, чтобы ты был ему народом избранным из всех народов на лице Земли». Мы избраны дать миру идею о Боге. Это мы сделали. Христианство начали и ввели евреи. Первые пять глав Ветхого Завета — это Тора. Коран основан на Библии, там те же персонажи. Все религии, в которых так или иначе присутствует фигура Бога, дали миру евреи.
— А детям тоже внушается, что они избранные?
— Да.
— Избранные должны себя вести как-то иначе?
— Лучше. Достойнее. Соблюдать заповеди. На нас возложили какую-то функцию. Мы несем в мир идею о Боге тем, что живем по-еврейски. Избранность в том и заключается, чтобы соблюдать иудаизм в еде, одежде, молитве и т. д. Те евреи, которые не соблюдают иудаизм, не исполняют функцию, возложенную на них Богом.
— Вспомните Андрея Вознесенского: «Как мало средь избранных — истинных. А в истинных — совершенства»... Когда один народ характеризуется словом «избранный», то подразумевается, что другой уже в чем-то второстепенен.
— Нет. Мы как раз делаем это для него. Сказано о еврейском народе в Торе, в Ветхом Завете, что он будет священником для народов мира. Это не дает нам никаких оснований относиться к другим народам хуже.