UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВОСКРЕСШИЙ МИР АВТОРСКОЙ ПИСАНКИ

На Подолье с давних пор сохранилась такая легенда. Когда Иисус Христос нес тяжкий крест на Голгофу, его страдания увидел прохожий...

Автор: Роман Якель
В талантливых руках пани Леси Цикало рождается писанка
Писанки из семейной коллекции супругов Цикало

На Подолье с давних пор сохранилась такая легенда. Когда Иисус Христос нес тяжкий крест на Голгофу, его страдания увидел прохожий. Человек оставил свою корзину на дороге, а сам пошел помогать Спасителю нести крест — и нес до места распятия. А когда возвратился к корзине, не поверил глазам: яйца стали писанками и пасхальными яйцами.

У азиатских и семитских народов на Новый год, который приходился на весеннее равноденствие, или на именины на стол клали крашеные яйца. Персы в день Нового года (20 марта) тоже приветствовали друг друга пасхальными яйцами. По их верованиям, сначала не было ничего, кроме Верховного божества. Потом родилось яйцо... Древние иранцы воспели его во многих песнях. Подобные обычаи существовали во Франции, Италии, Испании. Римский историк Плиний Старший (23—79 г. н.э.) в знаменитой «Истории природы» писал, что римляне использовали крашеные яйца во время народных игр, богослужений и очищения от грехов. Откуда на территорию современной Украины пришел обычай «одевать» яйца в цвета, точно никто сказать не может. Известный украинский этнограф, автор двухтомного труда «Звичаї нашого народу» Олекса Воропай выводит эту традицию от персов. Существуют и другие версии ее появления у нас — из Малой Азии, где царил культ Кибеллы — богини всего живого, которую часто изображали на яйце.…

Украинцы верили, что в яйце находится игла, конец которой принесет смерть нечистой силе. И Вселенная, появившаяся из яичного зародыша, покончит со змеем-искусителем, грехом, темным началом. Посему яйцо означает переход из тьмы к свету, является символом жизни, весеннего солнца, несущего тепло, пробуждение природы.

Традиция разрисовывать яйцо восходит еще со времен трипольской культуры (III—I тысячелетия до Р.Х.). Племена, заселявшие территорию между Днепром и Днестром, вели оседлый образ жизни, занимались преимущественно хлебопашеством, и потому в орнаментации украинской писанки преобладают растительные мотивы. Но это отнюдь не означает, что разрисованные яйца лишены звериных изображений, с которыми связывали надежды наши предки (птиц, домашних животных). Встречаем и христианские сюжеты (храм, Воскресение Христа), что указывает на принятие церковью народных традиций язычества.

Наибольшее распространение традиция расписывать яйца в Украине приобрела в княжескую эпоху, в X—XIII столетиях. Древнекиевские глиняные писанки использовались при торговом обмене — на это указывает то, что их находили во время раскопок на территории Польши в X—XI столетиях и в Скандинавии. Второй «ренессанс» писанок приходится уже на период расцвета казацкого государства (первая половина XVII столетия).

Региональные особенности Украины подсказали «своим» писанкам различия в окраске. Писанки Полесья, Волыни, надзбручанского Подолья демонстрируют преимущество ярко-красного фона. Галичина и надднестрянское Подолье знают черные писанки, якобы олицетворяющие черный путь невольников в османскую Турцию. Наиболее насыщенны гуцульские писанки. Тут сочетаются четыре-пять цветов, а орнамент составлен из ряда мелких элементов.

Тем не менее непревзойденную художественную ценность представляют авторские писанки. Эти оригинальные работы тесно не привязаны к традициям определенной местности, они знаменуют широкий полет фантазии и художественных вкусов. Сегодня в Украине живет до двадцати профессиональных художников, занимающихся расписыванием яиц. Супруги Леся и Юрий Цикало из Тернополя могут похвастать богатой коллекцией собственных писанок, демонстрировавшихся на местных выставках, а также экспонировавшихся в Хорватии, Бельгии, США, Канаде. Из их рук вышло уже около тысячи удивительных работ.

А начиналось все довольно прозаично. В начале 90-х Юрий и Леся, инженеры по специальности, из-за ничтожных заработков перестали работать в одном из научно-производственных институтов. Стали гадать, каким образом можно самим себе помочь. В селе Товстолуг под Тернополем, где родился Юрий, искусство писанки передавалось из поколения в поколение...

Пани Леся с готовностью привлекает меня к увлекательному процессу удивительной работы. Мотив и композиция возникают спонтанно. Их в большинстве своем подсказывает сама форма яйца.

— Условно делю его на восемь частей, — говорит моя собеседница, — для соблюдения пропорций. Яйцо должно быть сырым, желток и белок нужно выдуть. Начинаю расписывать канцелярским пером, которое делает более тонкие (утонченные) линии, нежели писальце. И растопленным воском зарисовываю те места, которые нужно оставить незакрашенными.

Символическими знаками передаются мировые стихии, небесные светила, представление о триединстве бытия. Скажем, точка означает солнце, треугольник — Святую троицу, сеточка — отмежевание добра от зла, спирали напоминают развитие жизни, а меандр — его бесконечность, вечность. Кстати, древнейшие изображения на украинских писанках преимущественно геометрические. Другие орнаменты — дубовые листья, сосновые ветки, тризубы и т.д. служили символами или атрибутами бога грома и молнии. В содержание рисунка рукодельница вкладывает также пожелания хорошего урожая и благосостояния.

Затем яйцо погружают в яркую краску, например, желтую. После этого его вынимают и кладут, чтобы высохло. Затем покрывают воском те места, которые должны остаться желтыми, — воск закрепляет краску. На яйцо наносят более темный цвет. И так до тех пор, пока писанка не возникнет во всей своей красе. Нужно соблюдать последовательность: от самой светлой краски — до самой темной. Наконец произведение нагревают на огне и тряпкой снимают воск. Рукотворная писанка словно воскресает из пепла.

Расписывание одного яйца может длиться до 5—6 часов. Мастера по писанкам в основном используют анилиновые краски, потому что они сильнее, меньше выгорают, хотя испокон веков украинцы для работы с яйцом добывали природные красители — из весенних цветов, луковой шелухи, из коры и листьев деревьев...

Супруги Цикало испытали и более современный метод писанкарства — так называемое травление, когда орнамент обрабатывается соляной кислотой и опускается ниже общего фона. Это напоминает вышивку белого по белому, ведь красок здесь преимущественно не используют.

Во многих регионах Украины верят, что лучше всего разрисовывать писанки, начиная с Чистого четверга — и до Пасхи. В праздники — Вербное воскресенье или на Благовещение — этого делать нельзя — писанки испортятся. Вареные яйца хранят в себе зародыш жизни — посему их нельзя разрисовывать. Писанки должны лежать от Пасхи до Вознесения, то есть в течение 40 дней, в тарелке на столе или на столе перед образами. В верованиях украинцев писанка является гарантом здоровья, отгоняет нечистую силу, а кроме того, предотвращает пожар.

Леся и Юрий Цикало успели убедиться, что наибольший интерес к секретам разрисовывания сырого яйца проявляют младшие ученики, именно они будут развивать традиции писанкарства. Посему в середине 90-х Юрий долго хлопотал об открытии детской художественной школы в селе Великие Гаи под Тернополем. Учиться здесь изъявили желание многие сельские дети, для которых школа была бы маленьким окном в мир искусства. С большим трудом школа начала работать. Но районные власти, занимающиеся образованием, очень скоро перестали ею интересоваться — зарплату учителям не платили да и вообще ничем не помогали. А недавно Юрий обратился в мэрию Тернополя с просьбой выделить в центре города комнатушку, где дети могли бы осваивать древнее искусство росписи яйца. И получил ответ: извините, не можем...

Собственно писанка является чисто украинским изобретением. По ареалу писанок можно точно определить границы украинских этнических земель. Разрисовывание яйца — замечательное чистое искусство, воплотившее в себе высокую духовность народа и в современную эпоху замедляющее упадок традиционной морали.

Христос воскрес! И жизнь — вечна.