Уважаемая редакция!
Хотелось бы через Вашу газету поднять тему, которая волнует несколько сотен военнослужащих, проходивших и проходящих службу в Ираке.
В августе 2003 года в Ирак для выполнения миротворческой миссии была направлена бригада Вооруженных сил Украины.
Личный состав украинского контингента в Ираке выполняет стоящие перед ним задания в очень сложной обстановке, постоянно рискует жизнью, всегда имеет при себе оружие и боеприпасы. Не случайно командиры батальонов, входящие в состав бригады, в приказах при постановке заданий подразделениям формулируют их как боевые задачи, что соответствует фактической обстановке в Ираке. Командование Коалиционных объединенных оперативных сил (КООС) также официально признает, что в Ираке ведутся боевые действия. Военнослужащие, входящие в состав КООС (в том числе и украинский контингент), объективно не могут оставаться в стороне, не участвовать в боевых действиях в то время, когда весь личный состав КООС задействован в них.
Нередко патрули и конвои украинского контингента, а иногда и наблюдательные посты и база «Зулу», расположенная возле города Эс-Сувейра, где дислоцирован один из батальонов украинской бригады, подвергаются обстрелам (в том числе гранатометами и ракетами). На дорогах возле базы «Зулу» закладываются мины и фугасы. У немалой части населения Ирака имеется стрелковое оружие, которое они могут использовать против КООС. Иногда украинским подразделениям открыто навязываются боевые действия. В ответ наши военнослужащие вынуждены применять стрелковое оружие (включая крупнокалиберные пулеметы и гранатометы). Об отдельных нападениях, когда это влекло за собой тяжелые ранения или гибель наших военнослужащих, сообщалось в СМИ. В других случаях, когда тяжелых последствий не было, о таких конфликтах не сообщалось.
В связи с этим странной представляется позиция правительства Украины, которое настойчиво не желает признать тот факт, что в Ираке идут боевые действия, а потому уклоняется от принятия решения о предоставлении статуса участников боевых действий военнослужащим, проходящим и проходившим службу в Ираке. Об их социальной незащищенности вспоминают лишь тогда, когда появляются сообщения о гибели или ранении военнослужащих из состава контингента.
В марте текущего года в СМИ прозвучало, что Президент Украины дал поручение Кабмину рассмотреть вопрос о предоставлении статуса участника боевых действий военнослужащим украинского миротворческого контингента в Ираке до 1 апреля 2004 года. Кабмин указанный вопрос «рассматривает» и по сей день. После гибели еще двоих наших военнослужащих в СМИ прошла информация, что Президент направил в Верховную Раду законопроект об определении статуса военнослужащих миротворческих подразделений и гарантии их социальной защиты.
В настоящее время украинские миротворческие контингенты находятся, кроме Ирака, еще в четырех странах. При этом статус участников боевых действий предоставляется лишь военнослужащим, проходящим службу в Косово. Не умаляя роли и условий службы в других контингентах, считаем, что сравнивать условия выполнения задач нашими военнослужащими в Ираке с другими странами все-таки нельзя. Боевая обстановка в Ираке более напряженная даже по сравнению с Косово. Поэтому законопроект, который бы уравнял социальную защищенность военнослужащих разных контингентов, представляется ошибочным.
К тому же, направление этого законопроекта в парламент — это лишь путь уклонения от принятия решения по существу, поскольку вопросы, поднятые в законопроекте, уже урегулированы и не требуют принятия дополнительного закона.
Гарантии социальной защиты участников международных миротворческих операций и членов их семей определены ст. 11 Закона Украины от 2 марта 2000 года «О порядке направления подразделений Вооруженных Сил Украины в другие государства» и ст. 8 Закона Украины от 23 апреля 1999 года «Об участии Украины в международных миротворческих операциях». В частности, предусмотрено исчисление выслуги лет из расчета один месяц за три, выплату компенсационных и страховых сумм в случае ранения или гибели военнослужащих и др. Постановлением Кабмина от 4 июня 2003 г. «Об обеспечении деятельности украинского миротворческого контингента, который направляется в Республику Ирак для участия в международной миротворческой операции» предусмотрена выплата денежного обеспечения в национальной и иностранной валюте и т.д.
Статьей 11 Закона Украины «О порядке направления подразделений Вооруженных сил Украины в другие государства» предусмотрено, что лица, которые принимали участие в боевых действиях на территории других государств, пользуются льготами, предусмотренными Законом Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты» для участников боевых действий. Однако на военнослужащих украинского контингента в Ираке последние льготы не распространяются, поскольку отсутствует соответствующее решение Кабмина, что отрицательно сказывается на моральном состоянии военнослужащих (в частности, ранения, полученные военнослужащими контингента, квалифицируются как бытовые травмы или несчастные случаи).
В соответствии с п.2 ст.6 Закона Украины от 22 октября 1993 года «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты» «участниками боевых действий признаются ... военнослужащие ..., которые были направлены для выполнения миротворческих миссий ...в государства, где в этот период велись боевые действия. Перечень государств, указанных в этом пункте, периоды боевых действий в них... определяются Кабинетом министров Украины».
Поэтому Кабмину, в соответствии с требованиями Закона, нужно лишь принять соответствующее решение, а Президенту — проконтролировать данное им распоряжение.
С уважением,
группа офицеров 5-й отдельной механизированной бригады.
Не подписываемся, поскольку продолжаем службу, а подписав это письмо, мы окончили бы карьеру военных.
Несмотря на анонимность нашего обращения, надеемся, что редакция через газету поднимет эту проблему, поскольку данные, изложенные в письме, общеизвестны, содержатся в законодательных актах, а также распространялись СМИ.