UA / RU
Поддержать ZN.ua

Военный музей Оттавы

Украина уникальна. По древности военной истории ее (из европейских стран) опережает лишь гомеровская Эллада, а по интенсивности и размаху боевых действий эта земля вне конкуренции.

Автор: Юрий Кирпичев

Украина уникальна. По древности военной истории ее (из европейских стран) опережает лишь гомеровская Эллада, а по интенсивности и размаху боевых действий эта земля вне конкуренции. Еще киммерийцы ходили отсюда походами в Малую Азию и Закавказье, нашими степями маршировали «бессмертные» Дария Гистаспа и видавшие виды македонские вояки, здесь бронированная конница сарматов отступала перед мощной пехотой готов, а затем бесконечные волны азиатских кочевников катились великим степным путем на запад. Варяги сражались здесь с печенегами и ходили на Константинополь, запорожские казаки дрались с татарами, поляками и московитами, поляки с турками etc. Шведы и немцы, тачанки Нестора Махно и танки Манштейна, шахтные пусковые установки баллистических ракет…

Две с половиной тысячи лет военной истории! Не будь эта земля сплошь, от Сяна до Дона - распахана, красные маки покрывали бы ее как итальянское аббатство Монте-Кассино, где более четырех месяцев в начале 1944 года союзники штурмовали позиции нацистов.

Канада, которой едва исполнилось четыреста лет, далеко уступает Украине в этом смысле. Но там по-иному относятся к своей истории.

Бывая в Монреале, я часто хожу мимо остатков цехового пролета, когда-то сплошь заполненного танками. Здесь их грузили в эшелоны и отправляли в Квебек, а оттуда морем в СССР. В свое время город был видным центром танкостроения, и его машины освобождали Украину! Но теперь «Валентайн» можно увидеть только в Оттаве, в ее замечательном военном музее. Этот танк - украинский подарок Канаде, его нашли под Каменкой в Черкасской области и вернули на родину. Красивый жест. Если бы не одно но: «Валентайны» украшают коллекции многих музеев мира, есть один и в Кубинке под Москвой. Но остался ли хоть один танк в нашей стране, столь многим ему обязанной? Военная история - полноправная составляющая национальной памяти, народ же без памяти обречен постоянно повторять все те же ошибки…

Огромный цокольный этаж оттавского музея, основанного еще в далеком 1880 году, сплошь заставлен боевой техникой. Тут и пушки: от старинных чугунных и бронзовых, стрелявших ядрами, до убийственно «элегантных» орудий Второй мировой войны. Тут и снегоходы, и автомастерские, и бронетранспортеры, и амфибии - немецкая боевая техника, английская, американская, канадская, французская, советская. Над головой парит громадный современный штурмовик. Но главная гордость музея, конечно же, танки.

Их мрачные громады всматриваются черными зрачками пушек в далекое боевое прошлое: канадская самоходка Sexton, танки «Леопард», «Чифтен», «Шерман». Вот знакомый силуэт Т-34 рядом с мощной «Пантерой» - возможно, они встречались на поле боя. Линия грозных гигантов продолжается допотопным «Стюартом», древним канадским «Гризли» и еще более удивительным двухпушечным американским «Ли». Угловатый британский «Черчилль» - на фоне его соседки и современницы, хищной, приземистой, с наклонными броневыми листами немецкой самоходки «Ягдпанцер IV», убийцы танков - выглядит неуклюжим и архаичным, хотя вообще-то он был неплохой машиной.

Стальные монстры либо в камуфляжной пятнистой окраске, либо зеленые, как Т-34, но есть и пара совершенно черных, как, например, симпатичный и комфортабельный, сверкающий лаком 16-тонный американский «Чаффи». Для легкого танка он довольно крупный, что наводит на подозрения о слабой броне, подтвержденные результатами боев Корейской войны. Сталкиваясь с Т-34, эти машины несли настолько тяжелые потери, что пришлось ограничить их применение разведкой и поддержкой пехоты. На фоне «Чаффи» особенно контрастно выглядит также 16-тонный, но маленький и к тому же совершенно ржавый «Валентайн» монреальского производства - настоящая рабочая лошадка войны. Его оставили в том виде, в каком подняли со дна украинской речки, почистили, но не отреставрировали. И все же он смотрится гордо, побитый, но непобежденный!

Танк компактный, однако конструкторам удалось одеть его в довольно толстую броню высокого качества. «…Если болванка пробила башню, то командир английского танка и наводчик могут остаться живыми, поскольку осколков практически не образуется, а в «тридцатьчетверке» броня крошилась, и шансов выжить у находящихся в башне было мало», - вспоминают ветераны. Это было связано с более высоким содержанием никеля, чем в советской броне, что обеспечивало большую вязкость. И хотя на западе от боевого применения «Валентайнов» отказались уже к концу 1942 года, на Восточном фронте он отлично зарекомендовал себя, и провоевал до конца войны, причем сражался не только с нацистской Германией, но и с императорской Японией!

Пушка, конечно, слабовата, скорость маловата, но были у него свои достоинства (низкий силуэт, малая шумность, надежность двигателя и трансмиссии, хороший обзор и радиосвязь, дымовые минометы) делавшие «Валентайн» незаменимой машиной сопровождения пехоты и любимым танком кавалерийских корпусов. Но и в составе корпусов танковых он нес меньшие потери, чем прославленные Т-34. Нам стоит помнить об этом - большая часть из поставленных Англией и Канадой трех с лишним тысяч «Валентайнов» сражалась на юге, они прошли от Сталинграда и Кубани через всю Украину до Берлина.

Раньше рядом с канадцем стоял легкий немецкий T-II, но недавно его переставили в компанию к совсем уж забавным крохотным танкеткам. И правильно сделали - более учебный, чем боевой, со своей 20-мм пушечкой он смешно выглядел на фоне серьезных машин, навевая грустные мысли о том, что воюет не техника, воюют люди, и все зависит от их умения воевать. Увы, именно эти «грозные» T-II, чью тонкую броню пробивал снаряд любой советской танковой или противотанковой пушки, а также немногим лучшие легкие чешские танки и пулеметные танкетки, с которых начиналась немецкая бронетехника, весь этот военный хлам (над которым смеялись члены советской закупочной комиссии, отбиравшие с любезного позволения камрада Гитлера лучшие образцы немецкой техники для изучения), составлял добрую половину пресловутой гитлеровской бронированной армады, докатившейся до Москвы и Сталинграда…

Конечно, оттавский музей, несмотря на то что на третьем этаже стоят американский «Абрамс», советский Т-72 и даже броневик времен еще Первой мировой войны, уступает известным всему миру танковым музеям в Кубинке и в английском Бовингтоне. И все же побывать там стоит. Войны шли задолго до появления танков и, боюсь, будут продолжаться и после их исчезновения с полей сражений. Потому-то и нужно беречь память о них - пригодится. Канадцы же, как известно, народ воинственный, живущий на природе, крепкий, неизбалованный и выносливый. Поэтому наряду с австралийцами и новозеландцами их военные части весьма ценились в английской армии, воевали во всех войнах британской короны, и музею есть, что показать.

Да и сама не столь уж долгая и богатая в сравнении с Украиной история Канады изобиловала войнами и вооруженными конфликтами. Здесь белые сражались с индейцами - и друг с другом, французы с англичанами, последние с американцами; которые в свою очередь освобождали Монреаль от английского ига, а он почему-то не хотел освобождаться. Залов в музее много, и всего не перескажешь.

Запомнилась карта Канады, неожиданно похожая на карту советского Гулага и связанная с Украиной. На ней указаны концлагеря и рабочие лагеря времен Первой мировой войны, где были интернированы десятки тысяч украинцев, выходцев из Австро-Венгерской империи. А рядом с этой картой - большой снимок и колодка наград капрала Филиппа Коновала, единственного украинца, награжденного Крестом Виктории, высшей военной наградой Британской империи. Им отмечалась личная отвага в бою, и этих скромных бронзовых крестов (их отливают из металла трофейных русских пушек, захваченных в Севастополе во время Крымской войны) за полтора века выдано чуть более полутора тысяч - куда меньше, чем золотых звезд Героя Советского Союза.

В одной из вылазок на Западном фронте Филипп уничтожил три немецких пулемета! Немцы, как известно, драться умели хорошо, так что подвиг украинца внушает большое уважение. Долгая позиционная война привела к появлению таких отчаянных сорвиголов, так называемых траншейных рейдеров, которые врывались в окопы противника и орудовали там ножами, револьверами, кастетами, дубинками и шипастыми палицами. Они даже мастерили себе защитные доспехи наподобие средневековых лат. Таким неожиданным образом занималась заря технологического XX века! Увы, семья героя, которую он так и не успел вывезти в Канаду, была впоследствии репрессирована Советами…

А вот еще один неожиданный экспонат в зале, посвященном той войне. Это роскошный головной убор индейского вождя из орлиных перьев. Он принадлежит известному снайперу - и тоже прославленному траншейному рейдеру - капралу Фрэнсису Пегамагабо из племени оджибуэев. Впоследствии он стал вождем!

Еще более внушительна колодка орденов знаменитого канадца родом из Онтарио Билли Бишопа. Она сверкает рядом с примитивным по нынешним меркам авиационным прицелом лучшего британского аса Первой мировой, на счету которого 72 победы. В 1938 году он был удостоен почетного звания маршала Королевских военно-воздушных сил Канады, а во время Второй мировой организовал блестящую систему подготовки пилотов, выпустившую в небо 167 тысяч канадских летчиков!

Кстати, к подземной парковке ведет выход, похожий на колоссальную траншею: ее суровые серые бетонные стены без окон напоминают о том, что война не самое веселое дело. Но человек и на войне остается человеком: стены украшены пропеллерами, картинами канадских военных художников - и кусками обшивки самолетных фюзеляжей с рисунками! Свастики, означающие число сбитых гитлеровцев. Ряды бомб, показывающие количество успешных бомбежек. Рисунки игральных карт, чаще всего тузы, клоуны, драконы, но больше всего симпатичных девушек в открыточном стиле pin up! Прекрасный музей! Жаль, в одной статье всего не опишешь и не расскажешь.