UA / RU
Поддержать ZN.ua

Вода и ветер в стране тысячи озер

Если Шацкие озера изучены вдоль и поперек — нужно ехать на Мазуры. Это прекрасный выбор для тех, кто хочет отдыхать, соревнуясь с водой и ветром...

Автор: Якуб Логинов

Если Шацкие озера изучены вдоль и поперек — нужно ехать на Мазуры. Это прекрасный выбор для тех, кто хочет отдыхать, соревнуясь с водой и ветром.

Варминско-Мазурское воеводство называют «страной тысячи озер». В самой столице региона, то есть в Ольштыне, озер насчитывается аж девятнадцать, из них три больших. Однако Варминско-Мазурский край неоднороден: есть места, где озер больше, чем суши, а есть целые уезды, где большой воды не встретишь — как, например, на заселенной этническими украинцами северной Вармии. А больше всего воды как раз в удивительной стране больших мазурских озер, которая расположена между российской границей и низменной Мазовией, в восточной части Варминско-Мазурского края.

Для кого этот рейс?

В любой момент отправлюсь
в такой рейс,

Только где это, ну где это...

Эти слова популярной польской песни знает каждый, кто хоть раз отдыхал на польских озерах. А заданный вопрос уместен. Катание на яхтах — спорт для богачей, но доступен ли он рядовому украинцу?

Фото: Якуб ЛОГИНОВ
Яхтенный спорт на Мазурах — это одновременно и что-то элитное, и общедоступное. Все зависит от человека и его ожиданий. Например, в Гижицко, Миколайках или Венгожеве можно увидеть яхты, аренда которых обойдется в 2500 злотых в сутки (один злотый — это примерно две гривни). На мазурских озерах не в диковинку водные скутера, час катания на которых стоит сто злотых и больше. Но, с другой стороны, довольно удобная, на шесть человек яхта «Сасанка» стоит только от ста злотых в сутки в сентябре (для сравнения: в середине сезона, то есть в июле, — до 200—250 злотых). На первый взгляд немало, но если такую яхту арендует команда из пяти человек, каждый заплатит только 20—40 злотых за сутки. Учтите, что и ночлег на яхте получается вдвое дешевле, нежели в среднего класса гостинице, — а незабываемое приключение гарантировано!

В конце сентября — начале октября погода «яхтсменская», а цены до смешного низкие. Единственное, о чем нужно позаботиться, — чтобы в команде был по крайней мере один опытный капитан, у которого есть удостоверение на право управлять яхтой (может быть выдано и в Украине). Если такового нет, нужно подумать о десятидневных курсах, на которых научат вождению и выдадут все «бумаги» (такие курсы на Мазурах организуют везде, и их немало), или записаться в организованный яхтенный студенческий лагерь. Такая возможность есть, например, у украинских студентов, участвующих в международной программе Балтийского университета (она действует в полутора десятках вузов, в частности во Львовском университете им. И.Франко), впрочем, есть и другие варианты недорогого отдыха под белыми парусами.

Откуда начинать?

Если кому-то по душе климат модного курорта, надо ехать прежде всего в Миколайки. Этот городок считается яхтенной столицей Польши. Однако за удовольствие посетить центр развлекательной жизни северо-восточной Польши придется немного заплатить. Впрочем, если не питаться в дорогих ресторанах и не жить в отеле, пребывание в Миколайках вполне доступно каждому туристу.

Развлекательная жизнь городка сосредоточена вдоль кеи — набережной, к которой причаливают парусники. Летом и хорошей осенью яхт здесь в самом деле много. Популярность Миколайков обусловлена расположением на перекрестке водных путей посреди мазурских озер. Именно в Миколайках работают самые фешенебельные на Вармии и Мазурах рестораны, стильные кафетерии, модные дискотеки и дорогие отели. Хотя на этом курорте хорошо себя чувствуют и те, у кого толстого кошелька нет. Ведь атмосферу города создают простые яхтсмены, ночующие на своих яхтах. А по вечерам летом здесь всегда звучат незабываемые яхтсменские песни (шанты), слова и мелодию которых легко запомнит каждый украинец, который хотя бы с недельку побудет на Мазурах.

Гижицко тоже хотело бы считаться «мазурской столицей». Это самый большой город на пути Больших озер (35 тысяч жителей), именно отсюда лучше всего начать мазурский рейс. На 4-километровом отрезке побережья озера Негоцин, между железнодорожным вокзалом и пригижицким туристическим селом Вилькасы, расположились десяток-полтора причалов и центров водного спорта. К тому же Гижицко имеет удобное железнодорожное сообщение со столицей региона — Ольштыном, в который из Львова можно добраться на автобусе (курсирует трижды в неделю, а билет стоит 170 грн.). Итак, выезжаем из города Льва в 19 часов, утром пересаживаемся на поезд и уже в 11—13 часов выходим на улицы Гижицко в поисках фирмы, которая предложит самую дешевую аренду самой удобной яхты.

Заранее готовиться не нужно, потому что обо всем подробно расскажут жители этого симпатичного уездного центра, которых можно спросить просто на улице. Украинский язык тут понимают все, тем более что в этом крае живет много украинцев (переселенцы времен акции «Висла»), а фестивали украинской культуры здесь обычная вещь. Еще успеем прогуляться по городу, пообедать в уютной кафешке на проспекте у яхтенного канала, сделать покупки (если что-то нужно купить, то только здесь, ведь большей «цивилизации» уже не будет) — и вечерком уже можно петь вместе с поляками шанту у костра.

После утомительной поездки, целого дня впечатлений и вечернего костра проснуться рано утром едва ли удастся. Однако задерживаться в порту не стоит, ведь нужно так организовать время, чтобы к вечеру причалить в каком-то приятном месте. Таких уютных полян-причалов на Мазурах в избытке. Единственное, что нужно решить, куда податься — на север, по одному из двух параллельных каналов в направлении озер Кисайно и Мамры, или на юг, по пригижицкому озеру Негоцин, в направлении Миколаек.

Дикий север и развлекательный юг

Короче говоря, северная часть Больших озер — это рай для тех, кто хочет почувствовать себя настоящим яхтсменом, не нуждается в модных дискотеках и дорогих ресторанах, а мыться может даже в озере. Хотя на севере признаков цивилизации хватает, все же большинство ночей проводишь за ее пределами. Это что-то вроде Шацких озер, еще не развращенных цивилизацией, с той разницей, что все северные мазурские озера соединены друг с другом. Зато красивые виды живописных больших озер Кисайно и Мамры, с островами и заливами, вознаградят за все трудности рейса. А как приятно после двух-трех суток блуждания по большой воде и ночевки посреди леса зайти в таверну на пиво! Порты Штинорт и Венгожево (небольшой городок на самой границе с «грозной» Россией), может, и не самые популярные места на Мазурах, однако для многих яхтсменов это просто культовые места, которые непременно нужно посещать ежегодно.

Совершенно иной — юг, с хорошей туристической инфраструктурой, не хуже, чем на западноевропейских курортах, однако порой — слишком уж он коммерциализирован. Но сказать, что здесь одни лишь курорты, было бы преувеличением.

Начинать рейс несколькими часами монотонного катания по каналам (а именно так начинается «поход» на «дикий север») не хочется. А тут перед нами, словно на ладони, — огромный Негоцин, словно манящий яхтсменов выплыть просто на середину большой воды. Да, вид большого озера поражает, однако нужно быть осторожным. Негоцин не только большой, но и... мелкий, а значит, и коварный. Так что вместо свободного катания по озеру безопаснее все-таки держаться определенного буями водного пути (вдоль правого берега, на юг). Первую ночную остановку стоит сделать на Куле, на уютной полянке на полуострове сразу за первым мостом, где начинается уже озеро Ягодное. Чаще всего с Кули плывут прямо в Миколайки. А это означает несколько часов катания под парусами по узкому озеру Ягодное, потом — десяток-полтора километров движения на двигателе по каналам и трем небольшим озерам, за которыми начинаются прославленные Талты.

Шнярдвы и Гузянка — строгие учителя

Узкое и длинное Миколайское озеро уводит на восток, где простираются два пролива. Один (южнее) открывает путь на живописные, узкие и спокойные озера и озеро Нидзское, за восточным проливом простирается озеро, которое для польских яхтсменов что-то вроде символа. Это Шнярдвы, его не без оснований называют «мазурским морем».

Шнярдвы — строгий учитель яхтсменского ремесла. Более всего польское озеро напоминает огромный треугольник, практически лишенный островов и других препятствий для ветра. Так вот, когда на соседних озерах ветер дует со скоростью 3—4 по шкале Бофорта (для большинства яхтсменов -- оптимальные условия для катания), на Шнярдвах в это время может быть уже грозных 5—6. А посреди громадного озера чувствуешь себя как в морском заливе — берега очень далеко, а волна порой достигает метра в высоту. Поэтому большинство яхтсменов на всякий случай катается вдоль берегов. Однако тут нельзя забывать об осторожности, поскольку в самых неожиданных местах можно столкнуться с большими камнями, торчащими из воды, словно ледяные горки в северных морях. В таком случае повреждения лодке почти гарантированы, а дикие, недоступные берега озера будут последним местом, откуда можно ожидать помощи. Зато представьте, как чувствуют себя те «озерные волки», которые после долгой и тяжелой переправы по Шнярдвам и пятикилометровому каналу счастливо попадают в Пиш — самый восточный порт Больших озер! Здесь нет владельцев моторных яхт, которые не чтят мазурские обычаи, потому что у них слишком много денег. На Шнярдвах деньги и престиж ничего не стоят, решающую роль играют способности и сильный характер.

Если же отправимся на юг, перед нами растянется несколько десятков километров катания по узким, но очень живописным и уютным озерам в самом сердце Писской пущи. Здешние дикие причалы на частных лесных полянах — это просто чудо! Но рано или поздно попадаем на шлюз на Гузянке. А там яхтсмены и просто столпившиеся на мосту зеваки будут оценивать умение яхтсмена. Пройти этот шлюз и не повредить яхту — не так-то просто...

А за Гузянкой — симпатичный городок Руцяне-Нида, в котором стоит зайти на жареную или копченую мазурскую рыбку. А за ним — длинное и узкое озеро Нидзское, по которому запрещено кататься на двигателе (так что если не будет ветра — остаются разве что весла).

И вот, только мы осознали, что эта яхта — наш второй дом, наступает неотвратимый момент, когда нужно возвращаться домой. Ничего — через годик вернемся.