UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВНИМАНИЕ, ГОВОРИТ ЛОБАНОВСКИЙ

Лобановский заговорил! - это было потрясение, когда вернувшийся после длительного отсутствия из мира сказок 1000 и одной ночи знаменитый тренер впервые вновь предстал перед киевскими журналистами...

Автор: Владимир Маевский

Лобановский заговорил! - это было потрясение, когда вернувшийся после длительного отсутствия из мира сказок 1000 и одной ночи знаменитый тренер впервые вновь предстал перед киевскими журналистами. Его слушали с напряженным вниманием и те, кому пришлось в свое время видеть первые шаги оригинальнейшего игрока в составе «Динамо», и те, кто знал его только по фотографиям. Очень изменился внешний облик худющего и долговязого любимца болельщиков, наш кумир поседел и пополнел - увы, время безжалостно. Что греха таить - восходя к тренерской славе, Валерий Васильевич испытал со стороны журналисткой братии, не только московской, столько укусов и обвинений разного рода, что, наверное, в душе ожесточился, замкнулся, стал на вид мрачным, нелюдимым, неулыбчивым фанатиком, гнущим свою линию вопреки встречным ветрам. В то время мало кто мог похвастаться разговором с Лобановским по душам. Разве что такие разные люди, как аксакал футбольной журналистики, интеллектуал и книголюб Леонид Каневский из «Спортивной газеты» и комментатор Валентин Щербачов, берущий любого неотразимой контактностью. Таких слабонервных людей, как я, Лобановский отпугивал просто каменным выражением лица. Был, правда, момент, когда он принял сборную СССР, оживился, заулыбался, стал доступен, но после неизбежных неприятностей, связанных с этой должностью, снова ушел в себя и в свое «Динамо». Честно говоря, те, кто регулярно посещали в «закрытый период» пресс-конференции, могли слово в слово предсказать ответ Валерия Васильевича на любой вопрос - сухой, формальный, состоящий из набора обязательных терминов.

И вот вторая после возвращения Лобановского пресс-конференция, подробно показанная телевидением, где он глубоко квалифицированно, одновременно глубоко по-человечески поговорил с журналистами. Сделать это было нелегко - не так давно прозвучало со страниц «Бульвара» оглушительно-сенсационное интервью Йожефа Сабо, на мой взгляд, - небывалое по степени откровенности и принесшее массу тяжелых переживаний самому Йожефу Йожефовичу и, уж конечно, тем, кто попался в минуту невероятной открытости ему на язык.

Вот что сказал по этому поводу Валерий Васильевич:

- Мнение коллег обсуждать как-то не принято, и я воздержусь от оценки этого интервью. Конечно, многое зависит от человека, которому задаются вопросы, но и сами вопросы задают направление беседы. Я думаю, в этом случае эмоциональная сторона сыграла решающую роль - эмоции подавили сознание. Мы с ним обсуждали публикацию в «Бульваре», и он согласился с подобной характеристикой. Возможно, решающую роль сыграли вопросы журналистов и Сабо пытался откровенно, как он это понимает, ответить на них. Я не оправдываю и не пытаюсь защищать его, но, возможно, из самого разговора, в момент переноса его на бумагу, выпала какая-то фраза или мысль, что могло в корне изменить смысл сказанного. Резонанс от публикации не совсем приятный. Не только в среде болельщиков, но и игроков, порой высказывающихся не менее категорично. В целом же, естественно, желательно давать более мягкие ответы даже на самые острые вопросы.

Думается, что без влияния интервью в «Бульваре» открытость Лобановского могла бы быть еще большей. Сейчас Валерий Васильевич уже выступал в роли человека, имевшего неделю на знакомство с командой. И вот что сказал Лобановский о своих первых впечатлениях:

- Знакомство с игроками, с командой - это процесс, он не заключается в том, чтобы узнать имя и отчество каждого футболиста, надо определить отношение того или иного игрока к футболу - оно творческое, когда человек стремится к совершенству, или он ремесленник - желает просто заработать. Каков уровень притязаний у ребят? За неделю это определить, согласитесь, довольно сложно. Тренер должен знать характер игрока, чтобы понять, как с ним лучше разговаривать. К кому-то нужен более мягкий подход, к кому-то - более жесткий. Без этих знаний можно таких дров наломать, что у человека пропадет охота вообще играть.

Первые мои впечатления чисто рабочие. Турнир в зале был организован, чтобы лучше разглядеть индивидуальные качества игроков, оценить их умение, это не самоцель. Для определения начального уровня физической подготовки необходимы кроссы, но много информации они дать не могут. Серьезную информацию мы получим уже в Руйте после тренировок и нескольких контрольных игр, в том числе и с клубами бундеслиги - «Штуттгартом» и «Карлсруэ». Пока что отношение футболистов к делу мне нравится, чувствуется наличие мотивации. Только время покажет, как они смогут переварить предстоящий тренировочный режим. Чувствуется самое главное - ребята стремятся чего-то добиться большего, чем в прошедшем году. При сохранении нынешнего уровня мотивации игроки и команда смогут добиться сдвигов в качестве игры.

На вопрос, обменивался ли он информацией с предшественниками, Валерий Васильевич сослался на то, что первым к работе с командой подключился Анатолий Пузач и находился в ней все время, получив всю необходимую информацию, а сам он не имел морального права мешать Йожефу Сабо. После окончания первого круга состоялись подробные беседы с Сабо, Зуевым, Демьяненко, Михайловым и немного - с Павловым. Этот обмен мнениями проходил в нормальном творческом духе.

О распределении тренерских обязанностей Валерий Васильевич высказался сурово и четко:

- Есть главный тренер, который и должен отвечать за всю работу с командой. А помощники на то и нужны, чтобы помогать переносить идеи главного из теоретической плоскости в практическую. В Киеве тренер может заниматься одним, в Руйте - другим, при переезде в другое место - третьим. Но отвечать все равно будет главный. Говорят, что в «Динамо» была коллективная ответственность тренеров за итоговый результат. Такую постановку вопроса я считаю не совсем правильной. Коллективная ответственность - это, скорее, безответственность.

На вопрос, изменилось ли у Зуева, Демьяненко, Михайлова отношение к футболу с тех пор, как они были игроками, - Лобановский говорит:

- Эти футболисты, стремясь максимально точно выполнить тренерское задание, думали и о красоте игры. Им было не безразлично, как достигались победы. И любовь к футболу у них сохранилась. Но ведь понимание футбола игроком и тренером существенно различается. Новый этап требует новых знаний. Бесспорное их преимущество перед другими состоит в том, что они прошли школу динамовской работы, их не надо обучать основополагающим принципам.

На просьбу рассказать об участии динамовцев в Кубке Содружества и о своем отношении к турнирам в манежах Валерий Васильевич ответил:

- Кубок Содружества - это соревнование. Не надо из него делать культ, пытаться выиграть любым путем. Но уж если участвовать в этом соревновании, необходимо бороться. Хотя это совсем другой футбол, в котором применяется далеко не все, что есть в футболе на траве. Подкат, важный элемент отбора мяча, выполнять на ковре нельзя - получается ожог. Есть и другие отличия.

Как представляется Лобановскому его роль консультанта национальной сборной? Вот ответ: - Могу ли я не консультировать, если в сборной будет l5-16 футболистов «Динамо»? Не обойтись без того, чтобы выдавать дополнительную информацию о футболистах, давать какие-то рекомендации, хотя и Сабо, и Буряк знают игроков сборной, я буду обязан высказать им свою точку зрения, кого, где и как целесообразнее использовать на поле, в какой модели игры. В этом я и вижу роль консультанта. Тренеры сборной могут прислушаться к моему мнению, а могут и строить учебно-тренировочный процесс совершенно по-иному. Это нормально. Значительно хуже, когда контакта нет, как это было в 1985-1986 годах у меня с Малофеевым.

Заметим в скобках, что подключение Валерия Васильевича к работе сборной - это подключение третьего яркого характера. Здесь уже, на наш взгляд, есть большая опасность...

Лобановский говорит о том, что после каждого отрезка работы игроки будут проходить тестирование, преимущественно компьютерное, которое выдает много информации, не вмешиваясь в процесс тренировок. Функции тестов будут и у контрольных игр. В них игроки и команда получат определенные задачи, по выполнению которых будет определяться не только качество исполнения, но и возможность применения тех или иных приемов. Это очень важно, потому что задумать можно, что угодно. Можно ведь поставить задания, которые игроки изначально не смогут выполнить. Необходимо знать реальные возможности команды.

29 марта возобновляются отборочные игры чемпионата мира. Лобановский назвал срок игры с Албанией для нас не особенно удачным, тем более что через несколько дней встреча с Северной Ирландией. Два этих поединка могут надолго определить судьбу украинского футбола. Шансы у сборной Украины есть, особенно после ничьей португальцев с немцами, которым предстоит еще одна встреча между собой. Теперь все зависит от самой сборной Украины. Наша задача состоит в том, чтобы, не форсируя подготовку, к концу марта подвести игроков к такому состоянию, которое бы обеспечило сборной нужный результат. А подготовку форсировать нельзя, потому что и дальше сборную ждут не менее важные матчи, а 23 июля начинаются предварительные раунды еврокубков.

Для того чтобы заметить разницу между украинским футболом и футболом ведущих держав, не нужно быть большим специалистом. Мы отстаем уже от России, имеющей возможность вкладывать в футбол значительно больше средств. Тенденция переезда туда футболистов отчетливо видна. Но это не значит, что на уровне сборных мы должны ждать лучших времен и ждать, пока в стране появятся пять-шесть сильных клубов. История показывает, что формула «сильные клубы - сильная сборная» не всегда действует, скажем, для Дании. В любом случае перед тренерами и игроками обязательно нужно ставить высокие задачи.

Сейчас к Лобановскому приковано всеобщее внимание, так уж случилось, что на нем сосредоточились наши надежды. Как сам он относится к этой своей универсальной миссии?

- Я не волшебник, - говорит Валерий Васильевич, - и не могу гарантировать, что к какому-то определенному времени команда заиграет хорошо. У меня есть лишь внутренняя убежденность, что та работа, которую мы продолжаем вместе с динамовским коллективом, должна принести плоды. Но вот сколько для этого потребуется времени - полгода, год, два, сказать не могу. Недавно в финальном турнире чемпионата Азии играли команды Объединенных Арабских Эмиратов и Кувейта, судьба которых мне была не безразлична. Там я тоже не мог ответить на вопросы их руководителей, когда им следует ожидать прогресса в игре. Разумеется, теперь мне приятно видеть обе команды на вершине континентального футбола в их регионе. А ранее они просто боялись ставить перед собой задачу конкурировать с Японией, Кореей, Китаем. Теперь есть результат, подкрепленный качественной игрой.

Осенью сборная Украины обеспечила достойный результат. Однако уровень ее игры не дает гарантии того, что этот результат будет повторяться. Наша задача в минимальные сроки повысить качество игры.

О многом еще говорил на этот раз Валерий Васильевич - о том, что «Динамо-2» - это не дубль, так как дубль составляет единый организм с основным составом, а у «Динамо» и «Динамо-2» разные программы подготовки, разный календарь игр дома и на выезде. Дублеры всегда должны быть рядом - вместе дома, вместе в гостях, в самолете, на базе. Проблема дублеров сегодня приобретает огромное значение. Говорил Лобановский и о том, что Леоненко попробует раскрыться в Англии, а Максимов, скорее всего, будет играть в России. Задачи команды будут решаться с имеющимися футболистами. Прогрессировать должна вся команда и пару звезд из-за рубежа не могут резко усилить качество игры. (Увы, смотрины Леоненко в Англии не удались.)

Вспомнил Валерий Васильевич и о том, что в очередной раз в свой день рождения - 6 января он будет вдали от дома и состоятся три тренировки, в которых будет участвовать еще один именинник - Головко. Как говорит Лобановский, он сам не мог не измениться, как меняются законы и общественные устои. Важно, совершенствуется сам человек или нет.

Мы поздравляем великого тренера, нашу надежду с Новым годом и с днем рождения! Мы вас слушаем, Валерий Васильевич!