UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВНАЧАЛЕ БЫЛА… БИОХИМИЯ?

Загадочные состояния плоти и духа, известные под названием нирваны или религиозного транса, стали объектом изучения нейрофизиологов и биохимиков уже достаточно давно...

Автор: Оксана Приходько

Загадочные состояния плоти и духа, известные под названием нирваны или религиозного транса, стали объектом изучения нейрофизиологов и биохимиков уже достаточно давно. Однако убедительные результаты, свидетельствующие о том, что изменения, происходящие в организме человека в процессе религиозных переживаний, могут быть объяснены перестройкой нейронных сетей, особенностями передачи нервных импульсов или же биохимии мозга, появились лишь сравнительно недавно. Зато сразу в нескольких независимых научно-исследовательских центрах — Филадельфии, Сан-Диего, Северной Каролине и Канаде — ученые не только смогли зафиксировать подобные изменения, но даже и воспроизвести их, вполне земными методами вызвав у добровольцев «видения» и «прозрения».

Так, например, выяснилось, что состояние «один на один со Вселенной», которого восточные мудрецы добиваются годами напряженных медитаций, обеспечивается снижением активности нейронов теменной доли мозга. Что звучит вполне логично, так как именно эта доля ответственна за ориентацию человека как в пространственном, так и в психологическом смыслах. Чувство безмерной любви и сострадания сопровождаются изменениями в лобных долях, отвечающих за глубину концентрации. А ощущение, что религиозные переживания изменили всю жизнь человека, объясняется активизацией височных долей, ранжирующих жизненный опыт по персональной значимости для индивидуума.

«Мозг устроен таким образом, чтобы иметь религиозные и духовные переживания, — утверждает нейрофизиолог из Филадельфии Эндрю Ньюберг. — До тех пор, пока будут существовать эти фундаментальные изменения в мозгу, будет существовать и религия. Мозг предрасположен к переживанию таких ощущений, и именно поэтому так много людей верит в Бога».

Д-р Ньюберг подчеркивает, что своими исследованиями он лишь хотел заполнить пропасть между наукой и религией и не собирался заниматься поисками ответа на вопрос, а есть ли в действительности Бог. Однако для многих результаты подобных исследований стали подтверждением того факта, что Бог есть лишь продукт жизнедеятельности человеческого мозга, а никак не иначе.

Свои эксперименты д-р Ньюберг проводил на добровольцах из числа тибетских монахов, которым во время медитации, в момент достижения состояния нирваны, вводился безвредный радиоактивный краситель. Его распределение внутри мозга помогало в процессе сканирования определить, какие области обладают наибольшей активностью. Активизация лобных долей, отвечающих за концентрацию, была вполне предсказуемой. А вот снижение активности в теменной доле мозга, которая отвечает за ориентацию человека в трехмерном пространстве, дала обширную информацию к размышлению. «При блокировке этой области граница между вами и всем остальным миром исчезает. Вы автоматически переходите во «вселенское» состояние».

Д-р Ньюберг упорно не желает отвечать на вопрос, является ли он сам верующим, и не считает, что его работы могут быть использованы в дискуссиях на тему существования Бога. А вот Майкл Персингер из Канады убежден: все священные видения и прозрения имеют вполне научное объяснение. Более того, ему удалось даже вызвать такие видения в лаборатории. Добровольцам, заранее предупрежденным о том, в чем заключается смысл эксперимента, предлагали надеть специальный шлем, посредством которого их череп подвергался воздействию слабых электромагнитных сигналов. Четверо из пяти, по словам д-ра Персингера, сообщали о «мистических переживаниях, ощущении духа или существа, находящегося рядом или позади них. Некоторые плакали, другие ощущали прикосновение Бога, еще кто-то пугался и рассказывал о демонах и злых духах». «Это происходило в лаборатории, — подчеркивает д-р Персингер. — Они знали, что находятся в лаборатории. А теперь представьте себе, что это произошло бы поздно ночью в церкви, мечети или синагоге».

Д-р Персингер уверен: его эксперименты убедительно доказывают, что «религия является лишь производной мозга, только лишь мозга, и имеет мало общего с тем, что находится вне его». Однако некоторые ученые, не оспаривая полученные им результаты, подвергают сомнению сделанные выводы. В частности, Дэниел Батсон, психолог из Канзасского университета, утверждает, что «мозг служит инструментальной базой, посредством которого испытываются религиозные переживания. Говорить, будто мозг создает религию, это все равно, что утверждать, словно музыку создает пианино».