САФОНОВ Борис Феоктистович (1915-1942), дважды Герой Советского Союза (1941,1942 посмертно). В Сов. Армии с 1933. Окончил Военную школу пилотов (1934). С 1934 летчик, инструктор парашютно-десантной службы, пом. военкома эскадрильи, командир звена. В июне 1941 ст. лейтенант, в ходе войны капитан, майор, подполковник. В Великую Отечественную войну командир эскадрильи и истребительного авиаполка. Совершил 224 боевых вылета, сбил лично 30 и в составе группы 3 самолета противника. 30 мая 1942, прикрывая конвой союзников, который следовал в Мурманск, ведомое Сафоновым звено истребителей атаковало вражеские самолеты, пытавшиеся нанести поражение конвою. Погиб в бою.
Военный энциклопедический словарь. - М.: Воениздат, 1984. Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия.-М.: Сов. энциклопедия, 1985
Подробности гибели его очень скудны, хотя свидетелями ее были многие. Конвой находился в шестидесяти милях от берега, когда гитлеровцы устремились к нему, чтобы нанести массированный бомбовый удар. В налете участвовали сорок пять «юнкерсов», прикрываемых «мессершмиттами». Наперерез им вылетела, как только был получен тревожный сигнал с кораблей охранения, четверка советских истребителей. Повел ее Сафонов. Четвертый самолет (летчик Кухаренко) возвратился с полпути из-за неисправности мотора. Подобные неприятности происходили, к сожалению, довольно часто с тех пор, как получили по ленд-лизу (система передачи США взаймы или в аренду военной техники, оружия, боеприпасов, снаряжения, стратегического сырья, продовольствия, различных товаров и услуг странам-союзницам по антигитлеровской коалиции в годы второй мировой войны. - Л.П.) самолеты типа «киттихаук». Эти самолеты имели в своих моторах подшипники, залитые серебряным сплавом. Американцы считали этот сплав новейшим техническим достижением; однако такие моторы часто выходили из строя. Вот почему советские летчики с горькой насмешкой называли эти самолеты «чудом безмоторной авиации». Чаще всего «киттихауки» стояли в бездействии, точно так же, как 30 мая, когда в полку Сафонова могли вылететь только четыре самолета. И вот из этих четырех один был вынужден, опять-таки из-за мотора, повернуть обратно на аэродром. Полет продолжали трое. Втроем они и приняли бой.
Трое против 45 «юнкерсов» и неустановленного числа «мессер-шмиттов»!
Тем не менее все попытки гитлеровских летчиков прорваться к транспортных судам, входившим в состав РQ-16, были пресечены истребителями - Сафоновым, Покровским, Орловым, отлично согласовавшими свои действия с заградительным огнем артиллерии кораблей охранения. На глазах у всех Сафонов сбил два бомбардировщика, Покровский и Орлов - по одному.
Вскоре на командном пункте Ваенги по радио были приняты слова: «Прикройте с хвоста...» Это были, как выяснилось, слова Сафонова. Затем сигнальщики эскадренного миноносца «Куйбышев» - одного из кораблей, сопровождавших конвой, - увидели, что Сафонов устремился в атаку против третьего «юнкерса», но в то же мгновение из облаков вывалился и напал на Сафонова вражеский истребитель. Спустя короткое время на командном пункте приняли еще одну радиограмму Сафонова: «Подбил третьего... мотор... Ракета...» Последнее слово было условным извещением о неизбежности вынужденной посадки. Дальнейшее, по докладам корабельных сигнальщиков, произошло так: самолет Сафонова, теряя высоту, планировал в направлении «Куйбышева», однако не дотянул двадцать-двадцать пять кабельтовых (3700 м - 4600 м. - Л.П.), упал в море и мгновенно затонул.
Воздушный бой у конвоя был закончен. Сбросив бомбовый груз куда попало, фашистские самолеты ушли в сторону Северной Норвегии, не потопив ни одного транспорта.
Два часа после боя эскадренный миноносец «Куйбышев» искал Сафонова в море. И не нашел. Так и осталась невыясненной причина его гибели. Возможно, мотор отказал потому, что был поврежден снарядом; скорее же всего, в критическую минуту, как происходило не раз, сыграли роковую роль технические неполадки, свойственные «киттихаукам». Одно было несомненно: гибель Сафонова, первого в СССР за время войны дважды Героя. Указ об этом получен 14 июня, спустя две недели после гибели Сафонова.
По приказу командующего Краснознаменным Северным флотом все корабли, проходя место гибели Б.Сафонова, отдавали воинские почести. Полк, которым командовал Б.Сафонов, был назван его именем. Помимо наград он имел и английский Крест за Летные Заслуги, врученный ему 19 марта 1942 года.
Но не только советские лётчики сражались с люфтваффе (название ВВС Германии до 1945 г. и современное название ВВС ФРГ. - Л.П.) и обеспечивали прикрытие с воздуха конвоев союзников на Севере. Однако вы напрасно будете перелистывать в архиве пожелтевшие страницы военной прессы времен войны в надежде найти там сведения об участии наших союзников в боевых действиях на советско-германском фронте. Война есть война, и далеко не обо всем писали тогда газеты.
А что же известно о пилотах королевских ВВС Великобритании, не только передававших советским летчикам «Харрикейны», но и сражавшихся на советско-германском фронте?
151-е авиакрыло в составе 81-й и 134-й эскадрилий было сформировано на базе Леконфильд в Йоркшире, переброшено в СССР и уже в сентябре сорок первого участвовало в боевых действиях на Севере. Уже на второй день боевых вылетов английские летчики-истребители сбили три самолета противника. В последующие дни, прикрывая советские бомбардировщики, пилоты королевских ВВС из 81-й эскадрильи капитана Рука сбили четыре немецких Ме-109, позднее - еще три. Всего за пять недель боев англичане уничтожили 16 самолетов, потеряв один свой. Сержант Н.Смит волей судьбы стал единственным английским летчиком, погибшим на советско-германском фронте.
И такая деталь. Сопровождая советские бомбардировщики, английские пилоты не позволили немцам сбить ни одной нашей машины. Командир крыла, летчик из Новой Зеландии, подполковник королевских войск ВВС Ишервуд получил тогда в награду от советского командования беспрецедентную для наших союзников награду - 16 тысяч рублей, перечисленных впоследствии в фонд ВВС Великобритании.
«ТИРПИЦ», один из наиболее мощных линкоров Германии. Вступил в строй в 1941. Водоизмещение 52 6ОО т, скорость до 30 уз (55,5 км/ч). Вооружение: 8 381-мм, 12 150-мм, 16 105-мм и 16 37-мм ор., 12 20-мм автоматов, 2 трехтрубных торпед. аппарата, 4 гидросамолета. Экипаж 1600 ч. В 1942-43 линкор действовал на морских коммуникациях СССР и его союзников в Норвежском и Баренцевом морях. Вышедший во главе эскадры для перехвата союзного конвоя 5.7.1942, был обнаружен и атакован сов. ПЛ «К-21» сев. мыса Нордкап. Вследствие потери внезапности «Т» и другие немецкие корабли были вынуждены возвратиться в базу...
Военный энциклопедический словарь. - М.:Воениздат, 1984
Остановимся подробнее на случае атаки «К-21» под командованием Героя Советского Союза капитана 2-го ранга Н.Лунина немецкого линейного корабля «Тирпиц», потому что в различных источниках эта атака освещается по-разному.
Из наших северных портов в Англию следовал конвой «QР-13», а ему навстречу в советские порты - «РQ-17». 4 июля первый конвой подходил к Исландии, а второй находился в районе острова Медвежий. Конвои прикрывались союзной группой в составе двух линейных кораблей, авианосца, двух крейсеров и пяти миноносцев; на позициях у северонорвежских берегов с целью перехвата немецких кораблей были развернуты четыре советские подводные лодки.
В 23 ч 00 мин 4 июля английское адмиралтейство сообщило о выходе в море германского линейного корабля «Тирпиц», трех крейсеров и миноносцев и приказало транспортам конвоя «РQ-17» «рассыпаться» и далее следовать самостоятельно, а кораблям непосредственного охранения конвоя идти к отряду прикрытия. По некоторым данным, командование союзников намеревалось отрезать немецкую эскадру от норвежских баз и уничтожить. Конвой «РQ-17» являлся «приманкой», частью которого предполагалось пожертвовать ради уничтожения эскадры противника.
5 июля «К-21» находилась в районе острова Ингей. В 16 ч 33 мин акустик доложил о шуме винтов надводных кораблей, и лодка легла на курс сближения с ними. В 17 ч 18 мин обнаружили верхушки мачт больших кораблей, идущих строем фронта в охранении миноносцев. Через пять минут в больших кораблях, идущих в охранении восьми миноносцев и самолетов, были опознаны линейный корабль «Тирпиц» и предположительно крейсер «Адмирал Шеер».
Лодка начала маневрировать для атаки «Тирпица», но в 17 ч 36 мин эскадра повернула «все вдруг» («все вдруг» - поворот, изменение курса строя (ордера) соединения кораблей, при котором все корабли по сигналу поворачивают на новый курс одновременно, сохраняя свое положение относительно флагмана. - Л.П.) влево и «К-21» оказалась относительно противника на расходящихся курсах. Лодка, изменив курс, снова пыталась выйти в точку залпа. В 17 ч 50 мин эскадра опять повернула «все вдруг» вправо, и командир лодки, опасаясь срыва атаки носовыми аппаратами, развернулся и в 18 ч 01 мин произвел четырехторпедный залп кормовыми аппаратами с дистанции 17-18 каб., при интервале 4 с, считая скорость противника 22 узла. Кормовые торпеды были установлены на глубину хода два метра.
В момент залпа лодка находилась внутри строя эскадры. Один из миноносцев охранения, шедший впереди линкора, резко поворачивал на обратный курс. С выпуском первой торпеды был опущен перископ, а с выпуском четвертой подводная лодка, дав полный ход, погрузилась на глубину.
Через 2 мин 15 с из отсеков и акустик доложили о взрыве двух торпед. Ожидавшихся взрывов глубинных бомб не последовало, и только в 18 ч 31 мин послышался раскатистый взрыв продолжительностью до 20 секунд, а затем в 18 ч 32 мин и в 18 ч 38 мин еще два взрыва, не похожих на взрыв отдельных глубинных бомб. (Архив ИО ВМФ, д. 1497 , лл.467, 468. Донесение командира подводной лодки «К-21».) В 19 ч 09 мин лодка всплыла и донесла об атаке.
Результаты атаки подводной лодки установить очень трудно, если она не наблюдалась до конца в перископ или с самолета и не была сфотографирована. Слышимые в лодке взрывы могли быть не только взрывами торпед (глубинные бомбы, артснаряды и др). Фактический результат атаки должна была установить разведка, но она не смогла выявить этого. В то же время разведка установила, что немецкая эскадра, вышедшая для уничтожения «РQ-17», не выполнив задачи, возвратилась в базу и после этого линейный корабль «Тирпиц» продолжительное время бездействовал, укрываясь в норвежских фьордах. Разведка предполагала, что причиной этого явилось повреждение «Тирпица» подводной лодкой «К-21».
На основании донесения командира подводной лодки и данных разведки командование флота считало, что «К-21» настойчиво и умело провела атаку линейного корабля «Тирпиц». В обстановке сильного охранения она скрытно проникла за линию миноносцев и, несмотря на резкое изменение курса эскадры, произвела залп четырьмя кормовыми аппаратами. Командование предполагало, что одна торпеда попала в миноносец, который к моменту выпуска первой торпеды повернул на обратный курс. Второй взрыв мог быть от попадания в «Тирпиц», что заставило эскадру отказаться от продолжения операции. Последующие сильные подводные взрывы, которые слышали на подводной лодке, могли быть взрывами глубинных бомб на тонущем миноносце. (Там же,
д.1497, л.466; д. 1906, лл. 4,5,8,9.)
В многочисленных зарубежных книгах и журналах (У.Черчилль. «Вторая мировая война»; С.Э.Морисон. «Битва за Атлантику»;
Ф.Руге. «Война на море 1939-1945 гг.» и др.), затрагивающих этот вопрос, совершенно не упоминается об атаке «Тирпица» советской подводной лодкой, а если и упоминается, то попадание торпед в линейный корабль отрицается.
Отказ немецкого командования от продолжения операции и возвращение эскадры в Альтен-фьорд объясняется приказом Гитлера не рисковать крупными надводными кораблями до уничтожения авианосца из состава союзного отряда прикрытия конвоя.
В вахтенном журнале «Тирпица» за 5 июля 1942 г. и в «Журнале боевых действий немецкого штаба руководства войной на море» от 5.07.1942 года не упоминается ни об атаке подводной лодки, ни о повреждении линейного корабля.
Из всего сказанного можно заключить, что «К-21» в сложной обстановке смело и настойчиво провела атаку немецкого линейного корабля «Тирпиц», но ввиду большой дистанции залпа и других обстоятельств, очевидно, попадания торпед не достигла. Донесение «К-21» об обнаружении немецкой эскадры было получено не только союзниками, но и германским командованием и, по-видимому, повлияло на ее возвращение. Оно было расшифровано в Киле (главной военно-морской базе Германии. - Л.П.) в 20 ч 30 мин, а в 21 ч 51 мин немецкая эскадра легла на обратный курс.
«С-56» в марте 1943 прибыла с Тихоокеанского флота в Полярный . Действуя в составе Северного флота, потопила 13 и повредила 2 вражеских корабля и 2 транспорта. За боевые заслуги ей присвоено гвардейское звание (февраль1945), она награждена орденом Красного Знамени. Личный состав ПЛ награжден орденами и медалями, а ее командиру капитану 2-го ранга Г.И.Щедрину присвоено звание Героя Советского Союза.
Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия.-М.: Сов. энциклопедия. 1985.
Понесенные в течение первого года войны потери и невозможность их восполнения судостроительными заводами (завод в Северодвинске только еще строился) привели к снижению численности, а следовательно, и боевой активности подводных сил Северного флота. Для усиления флота подводными лодками (ПЛ), в соответствии с решением Ставки Верховного Главнокомандования, из состава Тихоокеанского флота были выведены шесть ПЛ: две большие - «Л-15» и «Л-16» и четыре средние - «С-51», «С-54», «С-55» и «С-56». Маршрутом перехода с Дальнего Востока на Север были предусмотрены кратковременные заходы дизельных подлодок в Петропавловск-Камчатский (СССР), Датч-Харбор и Сан-Франциско (США), Коко-Соло (Панама), Гуантанамо (Куба), Халифакс (Канада), Рейкьявик (Исландия), Розайт, Скапа-Флоу и Лервик (Великобритания).
Первыми 25 сентября 1942г. в море вышли «Л-15» и «Л-16», за ними 17 октября -«С-51» и «С-56», а несколькими днями позже «С-54» и «С-55».
Во время перехода погибла «Л-16». Она была атакована неизвестной подводной лодкой. Поскольку об этом случае ходят разные суждения, уместно в нескольких словах упомянуть об обстоятельствах ее гибели.
Когда подводные лодки «Л-15» и «Л-16» 1 октября прибыли в Датч-Харбор, один американский солдат, поляк по национальности, говоривший по-русски, сказал, что вслед за ними идут из Владивостока еще четыре лодки типа «С». То, о чем не знал личный состав лодок и что не было известно в Петропавловске-Камчатском, широко было известно в Америке, и, следовательно, скрытность перехода не соблюдалась. Опасность увеличивалась тем обстоятельством, что лодки должны были идти определенным курсом, не уклоняясь в сторону более 15 миль, и проходить условные точки в определенное время.
11 октября в 11 ч 25 мин (22 ч 15 мин по московскому времени) лодки были в 300 милях северо-западнее Сан-Франциско. Раздался взрыв, и над рубкой подводной лодки «Л-16» поднялся столб воды, а когда он осел, с «Л-15» увидели, как лодка быстро погрузилась в воду. Через минуту послышались два взрыва, по-видимому, взорвались аккумуляторные батареи, а еще через минуту обнаружили перископ неизвестной подводной лодки. «Л-16» успела выпустить по нему пять снарядов.
Японский подводник Мотицура Хосимото в книге «Потопленные» указывает, что в начале октября подводная лодка «И-25» потопила два танкера у западного побережья США и американскую подводную лодку. Однако есть основания полагать, что это была советская ПЛ «Л-16». Широковещательная радиостанция Токио 28 декабря 1942 г.
передала следующие подробности атаки: «Мы получили сообщение о наличии подлодок. Немедленно погрузились и вскоре обнаружили две большие лодки. Наш командир с небольшой дистанции выпустил торпеду, и через перископ было видно, как одна из подлодок после сильного взрыва затонула, а другая, немедленно отвернув, открыла безуспешный артиллерийский огонь».
На переходе из Сан-Франциско в Панаму «С-56» была тоже атакована неизвестной подводной лодкой, но успела уклониться от выпущенной торпеды.
На Северный флот средние подводные лодки в полном составе и «Л-15» (присоединилась к «эскам» у западного побережья США) прибыли в начале марта 1943 года.
Впервые в истории советского подводного плавания лодки совершили почти кругосветное плавание, пройдя через два океана и множество морей. В общей сложности каждая из них находилась в море около 2220 часов, преодолев свыше 16700 миль (31тыс.км).
Во время перехода лодки находились и в широтах экватора, и в широтах Заполярья. Несмотря на тяготы походной жизни, личный состав совершил его с исключительным мужеством и отвагой, вызывая восхищение американских, канадских и английских моряков.
Прибывшие подлодки, имея на борту вполне подготовленные экипажи, сразу же включались в действия на северных морских коммуникациях Германии. При этом наибольших успехов добилась ПЛ «С-56». Совершив 8 боевых походов, она потопила и повредила более десятка транспортов и кораблей противника.
После войны ПЛ «С-56» Северным морским путем возвратилась на Тихоокеанский флот, завершив тем самым кругосветное путешествие. В 1975 г. подводная лодка «С-56» была установлена на пьедестал Вечной Славы во Владивостоке на берегу бухты Золотой Рог как корабль-музей.