UA / RU
Поддержать ZN.ua

Власть мелочей

Я уже давно убедился — большинство видов умственной работы удобнее выполнять дома. Несмотря на излишек провокационных возможностей: диван, глинтвейн, полдесятка любимых компьютерных игрушек...

Автор: Тарас Паньо

Я уже давно убедился — большинство видов умственной работы удобнее выполнять дома. Несмотря на излишек провокационных возможностей: диван, глинтвейн, полдесятка любимых компьютерных игрушек. Даже если время от времени на все эти провокации поддаваться, все равно поработать удается намного лучше, чем в офисе. Раньше у меня было для себя хорошее оправдание — в офисной комнате, где проводил по восемь часов ежедневно, подобралась слишком уж хорошая компания, и радости человеческого общения шли явно не на пользу делу. Однако, сменив работу и будучи человеком новым и в меру нелюдимым, убедился — ситуация к лучшему не изменилась. Т.е. что-то такое полумеханическое — «вставить фрагмент текста А в абзац Б» — это пожалуйста, «отсюда — и до обеда». А вот самому что-то написать или по крайней мере над чем-то подумать — это уже проблема. Начинаешь искать информацию «по теме», поисковый сервер не спешит и делает несколькосекундные паузы — почему бы параллельно с этим не просмотреть новости? Некоторые из них явно заслуживают внимания — не будет беды, если прочесть их до конца, не отвлекаясь на результаты поиска... О, пока мы тут читали, поисковый сервер что-то нам нашел (нашел он, предположим, уже две минуты назад, но кого волнуют такие мелочи). Первые два результата это не совсем то, что нужно, но в общем недалеко от темы, пусть пока загружаются, почитаем... А тем временем можно проверить почту, это же секундное дело. О, что-то пришло. Линк от знакомого — наверное, на какую-то чепуху. Но ведь нужно зайти! Заходим — так и есть, в самом деле чепуха. Ау, кто там стучится в мою «аську» — ведь я в режиме «невидимки»... А, это вроде по работе — нужно бы ответить...

Конечно, усилием воли наконец-то удается безжалостно вернуть себя к работе, но это делу мало поможет. Редко что так надежно сбивает с рабочего настроя, как немного интернет-серфинга в комплекте с общением. Т.е. канцелярщиной еще заниматься можно, а вот думать... В голове — полное смятение, это если посерфили немного. А если дольше, со вкусом — то звонкая, глубокая тишина и пустота. Как в горах ночью.

Осознав грустное положение вещей и слегка испугавшись, я начал присматриваться к знакомым — причастным к ІТ. Увиденное успокоило, ведь явные признаки аналогичных проблем проступали во всем блеске. Притом люди, у которых процесс зашел дальше, но стремившиеся оставаться «с этой стороны матрицы», демонстрировали упорную борьбу с нездоровой тенденцией. Весьма колоритный вид имел автоответчик на электронном адресе одного знакомого любителя туризма и скалолазания, а по совместительству — программиста: «Ушел в глубокий офф-лайн. Буду в конце лета». Что характерно, выражение, кажется, понравилось и самому автору, поскольку уже после того самого лета сообщения частенько появлялись на электронном адресе, правда, с меньшим временным промежутком — «до среды» или «до понедельника». Еще один дружбан время от времени практиковал «реинкарнацию» — переписывал на бумажку несколько электронных адресов ближайших друзей и самых важных деловых партнеров, после чего стирал списки адресов в почтовом клиенте, менял собственный адрес и номер ICQ.

Список «врагов трудовой эффективности» (да и не только эффективности, но и нормального человеческого общения) общеизвестен. Почта, ICQ, развлекательные сайты с новостями, которые легко читать, но без которых, мягко говоря, можно обойтись. Блоги у нас не очень популярны, но стремительно догоняют «лидеров гонки». Особенно эффективным способом убивания времени является собственный веб-сайт. Даже если сайт по размеру и посещаемости не больше лилипута и на редакционный адрес, кроме различного спама, приходит лишь несколько опусов городских сумасшедших на тему «как всех сделать счастливыми» — все равно их чтение приносит какое-то нездоровое удовлетворение. Ведь твое творение кого-то интересует. И к тому же сколько возможностей для усовершенствования дизайна, новых кнопочек и рюшечек — особенно если есть время. А оно всегда есть, если хорошенько поискать — отчет можно сдать завтра, база данных все равно сейчас не нужна, а статья всегда может пойти в следующий номер...

Проблема снижения эффективности работы «белых воротничков», оказывается, приобрела в мире ощутимые масштабы. Некоторые западные компании с жесткой дисциплиной (преимущественно банковские и финансовые) составляют так называемые «белые списки» сайтов, на которые разрешено ходить сотрудникам в рабочее время. Банковско-финансовым, конечно, проще: искать информацию в Интернете им не приходится, поэтому подобный подход вполне себя оправдывает. Компания Nestle начала своеобразный эксперимент — один день в неделю (по пятницам) сотрудникам запрещено пользоваться электронной почтой. Перед совещаниями сотрудники Microsoft сдают при входе все «гаджеты» — чтобы не отвлекали «важными» сообщениями, звонками и т.д. «Акулы капитализма» правы, считая, что, несмотря на все удобство мобильной коммуникации, частичный отказ от нее поможет увеличить производительность труда. Т.е. с падением трудовой эффективности тем или иным образом справятся, тут сомнений нет. Другое дело — изменения в структуре межличностного общения, проведение досуга и еще великое множество вещей, отличающих нас от «эффективных механизмов».

Интернет, проектировавшийся как среда информационная (конечно, проектировался он в качестве безотказной системы наведения ядерных ракет, но об этом давно все забыли), предлагает все большее количество того, что называется точным английским словом infotainment (от information+entertainment). Собственно говоря, почти весь современный Интернет распадается на сектора коммерции — материальной и информационной. Конечно, есть еще где-то в Интернете и наука, но многие ли из двух или трех с половиной миллионов украинских пользователей (у разных «статистиков» получается по-разному) эту науку видели? С коммерцией материальной, а проще говоря, электронным шоппингом все понятно — пришел, увидел, прикупил. Количество посетителей магазина, привлекательная цена и максимально простая процедура купли — вот и все составляющие успеха.

Другое дело — продажа информации. На самом деле рядовому индивиду, из числа живущих если не в Интернете, то где-то возле него, не так уж и много нужно. Ну, погода (т.е. то, что будет видно из окна офиса), немного новостей (если очередная революция), немного какой-то профессионально ориентированной литературы для особо старательных и доска объявлений о вакансиях — для тех, кого слишком допекло. Остальное — все необходимое для работы — принесет электронная почта. Информации о том, с какой ноги встало начальство, кто напьется на очередной корпоративной вечеринке и когда зависнет данный конкретный компьютер, ни на одном сайте все равно не найти.

Но все меняется, когда информация начинает развлекать. Уставший и скучающий из-за однотипной телевизионной «промывки мозгов» пользователь с радостью ныряет в развлечения интерактивные, особенно, если учесть широкий их выбор. Ведь, например, вместо «светской хроники» от Киркорова, Пугачевой и Галкина можно ознакомиться с последним скандалом в Каннах. Или с раздумьями на тему «как жиды и масоны погубили Россию» — после антисемитской кампании в России с участием «активистов», депутатов Госдумы и священнослужителей подобной субстанции в Рунете стало до неприличия много. Товар на любой вкус вместо невыносимо сладких «телешоу».

Впрочем, современный Интернет — это среда не только информационная. А для постоянных пользователей прежде всего коммуникационная. При этом возможность коммуникации упрощена почти до предела возможного — мысль, только что сформировавшись (или даже еще не успев сформироваться — это как повезет) может быть отстукана на клавиатуре и разослана неограниченному количеству потенциальных реципиентов. А пользователи, вместо посиделок с пивом, походов в горы или выращивания комнатных растений сидящие в онлайне, тоже хотят общаться. И как старосветская хозяйка хвалится перед гостями невероятно вкусным тортом, так и они хвалятся друг перед другом «нарытой» информацией (в профессиональной среде) или просто приколами (что намного чаще). Т.е. не друг перед дружкой, конечно, а «перед всем списком адресов, у него имеющимся» — будь то почта, пейджер, «френдлист» или что-то еще. Коммуникация эта чрезвычайно эффективна (имею в виду количество прочитавших, а не качество информации), да к тому же довольно ненавязчива, чтобы кто-то хотел ее прекратить, даже особого интереса не чувствуя. Так понемногу формируются привычки.

Видимо, не существует людей, которые были бы загружены на работе в течение восьми часов пять дней в неделю. Поэтому рано или поздно каждый из офисных сотрудников, которым приходится копать «от забора и до обеда» — с фиксацией проведенного на рабочем месте времени, начинает искать свой способ развлечься без отрыва от компьютера. А найдя этот способ (по обыкновению — не один), начинает проводить за ним все больше времени. Это удобно, модно и зачастую может произвести хорошее впечатление на начальство — если сотрудник сидит на работе до глубокой ночи и чем-то занимается. Ведь этому сотруднику не нужно отвлекаться на что-то еще — развлечения, «друзья», «пища для ума» — все на месте. И отказаться от этих приятных мелочей он не просто не может (привычка все-таки), но и не желает, не видит необходимости. Другое дело, насколько все, кто прописан в «контактах» или «френдлисте», могут называться друзьями, и почему время от времени всех их хочется стереть. И на самом ли деле анонимный незнакомец под произвольно выбранным именем может стать, как это ни пафосно звучит, настоящим другом. И стоит ли десяток-второй «фотоприколов» спокойной вечерней прогулки.

А чтобы дать ответы на эти вопросы, по крайней мере, для себя самого, нужно выйти из онлайна и подумать. Disconnect.