UA / RU
Поддержать ZN.ua

Виталий Кличко: наука бить и не быть битым

Спортсменов на постсоветском пространстве тянет в политику. Нелегкий хлеб на политическом поприще попробовали многие великие чемпионы...

Автор: Александр Рожен

Спортсменов на постсоветском пространстве тянет в политику. Нелегкий хлеб на политическом поприще попробовали многие великие чемпионы. Непобедимый штангист Юрий Власов баллотировался в президенты России. Если не ошибаюсь, набрал 0,2 процента… Помню, как портретами Валерия Лобановского, напечатанными на плохонькой бумаге, были обклеены переходы на нынешнем Майдане Незалежности: и больно было видеть оскорбительные надписи фломастером, мол, у великого тренера и футболиста нет шансов попасть в первый демократически избираемый парламент Украины…

Пожалуй, пока самый успешный политик из спортсменов — Виталий Кличко. Однако и он мэром все-таки не стал, хотя собрал в свою поддержку немало голосов киевлян.

Знаменитый боксерский промоутер Дон Кинг сказал о братьях Кличко: «Им слишком мешает их интеллигентность — у обоих ученые степени, и это не позволяет им драться по-человечески. Это сладкая наука — бить и не быть битым. Я думаю, им не хватает инстинкта убийцы и умения рисковать, без которых не станешь великим чемпионом. Братьям нужен кто-то, кто научит их этому, и в победе, и в поражении…» После того как было высказано это «пророчество», братья посрамили промоутера и добились выдающихся побед, стали чемпионами в профессиональном боксе.

Обозреватель «ЗН» обратился к Виталию КЛИЧКО с просьбой поделиться планами на ближайшее будущее.

— Виталий Владимирович, не так давно вы сменили блестящую спортивную судьбу на карьеру политика. Каковы ваши главные впечатления от первых шагов на этом поприще?

— Впечатлений очень много, и выделить что-то трудно. Пожалуй, больше всего удивила резкая смена отношения ко мне со стороны прессы. Именно журналисты дали мне понять, что из спорта я попал в другую среду, более агрессивную и недоброжелательную. Некоторое время я даже занимался самокопанием, искал ответ на вопрос: почему все так резко изменилось?

— Нашли?

— Ответ прост: многие начали рассматривать меня не как известного спортсмена, находящегося где-то там, далеко от Украины, а как конкурента. Это касается и прессы, и политиков. Многие из них подсознательно рассматривают мой приход в политику как потенциальную угрозу. Человек с какими-то непонятными амбициями неожиданно вторгся на их территорию. Некоторые ведут себя так, будто я непосредственно нападаю на них. Отсюда и всякого рода рефлексии с одной целью — как можно больнее ударить. В том числе и с помощью подконтрольных СМИ. В боксе все действуют по правилам: дерутся только руками, а в украинской политике зачастую бьют сзади, да еще и кувалдой. Пришлось заново учиться держать удар.

— Ну, вам доставалось и в спортивный период. Писали, что братья Кличко никогда не вырвутся из европейского спорта…

— Меня критика не пугает. Это помогает мобилизоваться и посмотреть на вещи под другим углом. Чем талантливее критика, тем ценнее уроки. Другое дело, когда вместо аналитики ты видишь «заказуху», простое уничтожение конкурента. Но таковы правила украинской политики.

— Может, вы принимаете все слишком близко к сердцу?

— Возможно, я еще прохожу своеобразный «курс молодого бойца» в политике. Хотя мне есть с чем сравнивать: в Европе политика делается цивилизованнее. Конечно, хотелось бы изменить существующее положение дел к лучшему.

— Привести украинскую политику к европейским стандартам?

— И это тоже. Идей много — хватило бы времени все реализовать. Например, мы фантастически отстаем от Европы в плане социальной ответственности. В Украине благотворительность, к сожалению, пока возведена в ранг подвига. Я же стараюсь делать так, чтобы меценатство стало нормой…

— От цели занять мэрское кресло не отказались?

— Поговорим об этом ближе к следующим выборам.

— Что для вас сейчас важнее: спорт или политика?

— Конечно, политика.

— А спорт?

— А спорт никуда из моей жизни не денется. Я придерживаюсь принципа «в здоровом теле — здоровый дух». Нужно постоянно поддерживать себя в тонусе, не обрастать жирком. Если долго сидишь в офисе, требуется разогнать кровь. И лишь после того, как поработаешь в фитнес-зале, совсем по-другому начинаешь мыслить и даже воспринимать мир. Кстати, еще мудрецы Древней Греции подчеркивали не раз, что в больном теле не может зреть здоровая мысль. Это побудило меня, брата Володю и мою жену Наташу написать книгу «Наш фитнес», в которой мы рассказали все, что по этому поводу думаем и знаем. В ней развивается мысль о том, что нездоровый человек не может стопроцентно концентрироваться на деле. Кстати, многие политики, демонстрирующие хорошие результаты, находятся в хорошей физической форме.

— Спорт — своеобразный наркотик, при регулярных занятиях тело привыкает к сверхнагрузкам. Сейчас вас не тянет к таким ощущениям?

— Ничто не мешает мне пойти в зал и нагрузить свое тело. Кстати, сегодня замотался и пропустил занятие…

— Это уже звоночек…

— Еще не вечер — постараюсь сегодня успеть. Спорт — действительно наркотик. И хорошо, если у человека выработалась тяга к спорту. Прекрасно, когда человек гибок, бодр, силен, когда у него легкая походка, он скоординирован и поддерживает форму. Для этого не нужно быть действующим спортсменом. Достаточно найти два-три часа несколько раз в неделю. К сожалению, массовая физическая культура еще не пришла в Украину. Но, думаю, скоро придет. Это необходимо для здоровья нации, ведь все заболевания, по большому счету, вызваны дисбалансом в обмене веществ, неправильными нагрузками.

Приезжая в США, во многие другие страны, приятно видеть, как буквально весь город выходит на утреннюю пробежку. Там спортивные залы и стадионы на каждом углу и заполнены до предела. Наша жизнь, к сожалению, пока складывается так, что мы боремся, скорее, за выживание, чем за здоровье. Но, думаю, и мы придем к нормальному положению.

— Это еще одна задача Кличко-политика?

— Это действительно так.

— У вас довольно успешный бизнес за рубежом. В частности, вы занимаетесь промоутерством…

— Для того чтобы быть успешным в профессиональном спорте, нужно соединить усилия многих людей: имиджмейкеров, промоутеров, юристов, адвокатов. И, объединив всех, создать надежную команду, которая успешно справлялась бы со сложнейшими задачами, работая в очень агрессивной среде.

— Вы начинали заниматься промоутерством, будучи активным спортсменом. Но ведь у профессионала нет времени, сил, энергии распыляться. Это не сказалось на ваших результатах?

— Если я стал чемпионом мира, значит, не сказалось (смеется). Конечно, было непросто. Самая большая проблема современного человека — время. Только тот, кто может эффективно использовать отпущенные ему 24 часа в сутки, способен достичь успеха. Кстати, сейчас времени у меня стало еще меньше — политика, социальные проекты отнимают намного больше, чем спорт.

— Что обеспечило вам победу в промоутерстве?

— Самое главное — мы с Владимиром опирались на профессионалов в своем деле. И это сработало. Пора признать, особенно нам в Украине, что пришло время профессионалов — любители в нынешнем обществе не выживают. Наш промоутер когда-то учил нас: ребята, хотите стать лучшими, работайте только с лучшими. Не идите к плохому врачу. Если вам дорого ваше здоровье — идите только к самому лучшему. А если хотите заключить выгодный контракт, берите самого лучшего адвоката. Он, конечно, дороже, но и эффект будет больше. И мы стараемся придерживаться этого правила. В нашей структуре работают только профессионалы. Мы стараемся минимизировать ошибки.

— Из среды спортсменов вышло достаточно много незаурядных бизнесменов. Причем удивительно то, что среди неэкономических вузов только институт физкультуры дал такое количество успешных предпринимателей. Почему спортсмены лучше других подготовлены, скажем так, к жизни и к достижению реального успеха в обществе?

— Вообще-то я исследований на эту тему не проводил. Но из общих соображений напрашивается вывод: спорт — это прежде всего острая конкуренция. У спортсменов вырабатывается навык принимать оптимальное решение в жестких условиях соревнования, когда противник ни в чем тебе не хочет уступить. В таких условиях побеждает действительно сильнейший: у кого лучше динамика, сильнее желание победить, воля и другие составляющие, без которых не стоит браться за самостоятельное дело.

— Бразильские тренеры говорят, что футболист с двухклассным образованием предпочтительнее образованного — кроме футбола у него нет перспектив в жизни, и на поле он будет выкладываться полностью. Действительно ли ум и образование спортсмену не нужны?

— Не буду говорить о футболе, ограничимся боксом. Здесь для каждого из промоутеров важно, чтобы спортсмен боксировал и не совал нос в контракты, не интересовался продажей телевизионных прав и не мешал зарабатывать на нем деньги. Согласитесь, такая позиция обидна. Поэтому нас и заинтересовало: как функционирует промоутерский механизм? Начали изучать его составляющие, плюсы и минусы. И не стали изобретать велосипед, а сделали тот же шаг, что до нас сделали «Шугар» Рей Леонард, Оскар Де Ла Хойя, а в конце своей спортивной карьеры и Леннокс Льюис. Эти великие спортсмены поняли, что могут собственными силами создать промоутерскую компанию и взять в свои руки спортивную судьбу, а не отдавать ее на растерзание, к примеру, таким промоутерам, как Дон Кинг.

Не секрет, что в профессиональном боксе зарабатываются огромные деньги. А, как правило, там, где крутятся солидные средства, существует большой обман. Есть много примеров в истории спорта, когда спортсмен достигал пика карьеры, о которой можно было только мечтать, становился кумиром миллионов, а потом вынужден был влачить нищенское существование. Так, американский чернокожий боксер Джо Льюис, до сегодняшнего дня являющийся легендой спорта, по окончании карьеры зарабатывал на жизнь, работая швейцаром, открывая посетителям дверь в ресторане. Его соперник по рингу — немец Макс Шмеллинг — долгое время финансово помогал Джо Льюису!

Естественно, возникает вопрос: а куда же делись громадные гонорары, которые он зарабатывал? Я долго ломал голову над этими вопросами и нашел ответ: все дело в том, что спортсмен не хочет проанализировать ситуацию. Ведь очень часто люди, находящиеся рядом с ним, выжимают его как лимон и… берут нового. Вот поэтому мы с Владимиром и занялись собственным бизнесом.

— На ваш взгляд, бизнес — более честное занятие, чем политика? И как в политике может пригодиться жизненный опыт, который вы успели приобрести?

— Если вы успешный менеджер в бизнесе, то ничто не мешает рано или поздно стать успешным менеджером и в политике. В спорте все намного проще, поскольку там есть определенные правила, за рамки которых нельзя выходить. Если визави нарушает их, он дисквалифицируется, снимается с дистанции, результат аннулируется и так далее.

— Тем не менее вам на ринге разбивали головой бровь, колотили сзади по ребрам, сбивая дыхание и тому подобное...

— Но ногами меня же не били! Все-таки в спорте соблюдают какие-то рамки…

— А в политике?

— Ну, здесь мне за недолгое время предвыборной кампании пришлось испытать много запрещенных ударов. Я понял, что здесь и правил-то фактически нет. Достаточно посмотреть на лицо нашего президента, чтобы получить очень наглядное представление о том, на что готовы решиться оппоненты…

— Все нынешние чемпионы мира в тяжелом весе — выходцы из бывшего соцлагеря. Не является ли это своеобразным сигналом к тому, что мы вскоре заявим о себе и в других областях, например, в экономике?

— Пока нам явно больше везло в боксе. Повторюсь: здесь все честно — если ты силен, решителен, тебе и карты в руки. В других областях надо еще подождать. Там наши победы только зреют. Но те, кто вступает в жизнь, должны знать, что у них все получится. В этом я вижу смысл прорыва в спорте, который был сделан. Это пример того, что — украинец может быть абсолютно первым в мире.

— Вам все-таки было проще — у вас выдающиеся физические данные. Конечно, увидев такого мощного гиганта, каждый тренер должен был схватить вас за рукав и тащить в секцию.

— Я начал карьеру боксера с поражения. Мне тогда еще не было четырнадцати лет, весил я, наверное, килограммов 50, а рост был ниже 170 см. Лишь в период с восьмого по девятый класс я вырос на 20 см. И признания от первого тренера я не получил. Все у меня вышло как-то анекдотично. Когда он пришел к нам в школу приглашать на занятия боксом, мы записались всем классом. Он посмотрел данные каждого из нас, проверил подвижность и остальные качества, после чего посмотрел на меня и в присутствии одноклассников сказал: «А вот ты не очень подходишь»…

Итак, все подходят, а я — нет! Я был тогда тоненький, хиленький, но это меня здорово задело и я сказал себе: «Я ему докажу!»...

— Пожалуй, нет выше достижения в спорте, чем профессиональный чемпион по боксу. К тому же вы обеспечили себя материально. Казалось бы, расслабься и получай удовольствие, но вы идете в политику. Зачем?

— Знакомый как-то рассказал историю о своем маленьком сыне, который пришел к нему и спросил: «Папа, а зачем я хожу в школу, учусь, а ты работаешь, если мы все равно когда-нибудь умрем?» Отвечаю этому мудрому мальчику и всем, кто задается подобными вопросами: есть внутренняя потребность в самореализации. Она и может стать движущей силой.

В дополнение еще одна история — друга-альпиниста. Он рассказал о том, как, взбираясь на вершину, приходится тратить очень много сил, буквально ставить себя на грань выживания. И вот, наконец, вершина взята. Радость неимоверная. Эйфория... И вдруг оглядываешься и видишь, что вершина рядом оказывается намного интереснее, чем та, на которой стоишь, и при этом она еще и немного повыше… Так что приходится спускаться вниз и снова карабкаться. Теперь попробуйте с помощью обыденной логики объяснить — зачем все это разумному человеку?..

— Раз уж мы заговорили о вершинах: зачем вам нужно было защищать диссертацию? Что она добавляет к тем вершинам, на которые удалось подняться?

— Этот же вопрос задают мне друзья: тебе что, титулов мало? Нужно повесить еще одну табличку на грудь?.. Но я благодарен преподавателю биомеханики Леониду Викторовичу Волкову, моему научному руководителю, за то, что он увлек меня поисками ответа на простой вопрос…

Однажды мы с ним обсуждали такую тему: спортом занимаются миллионы, а высшие результаты показывают единицы. Чем победитель отличается от других? От чего зависит его талант — это подарок Господа Бога, развитие способностей в самом себе или во всем «виновата» генетическая предрасположенность?

Мы очень много философствовали с ним на эту тему, и вдруг он сказал: «Я не предлагаю тебе тратить время на исследования в философии или биохимии, но на примере бокса, который ты досконально знаешь и в котором прошел все ступеньки, ты должен проанализировать все, что послала тебе жизнь. Давай попробуем…»

Меня не пришлось долго уговаривать — тема действительно увлекла, и я рад, что чуть-чуть приоткрыл дверь в темную комнату с тайной. Тема таланта еще не расскрыта до конца. Здесь много гипотез, но нет убедительного объяснения. Когда у меня будет чуть больше времени, я наверняка продолжу изучение этого вопроса. Сегодня же, к сожалению, 24 часов в сутки не хватает, и на это тоже. Но я счастлив, что мне пришлось поработать в этом направлении.