Распространенные истории о том, как легко и просто найти реального суженного в виртуальном мире, и психологи, и социологи подвергают серьезным сомнениям. Более того, достаточно компетентные специалисты утверждают, что в саму систему «сватовства в режиме on-line» заложены механизмы, обрекающие любой виртуальный роман на абсолютную неудачу при первой же попытке перевести его в плоскость реальных отношений.
Основная сложность подобного перевода заключается в изначальном несоответствии между бесплотным электронным имиджмейкерством и алхимией личностных столкновений в реальной жизни. Состояние влюбленности, которое возникает в результате длительной электронной переписки, на самом деле, утверждают психологи, адресуется не конкретной физической сущности, запускающей эти тексты в виртуальное пространство, а самому текстовому образу. И речь даже не идет о том, что дебелая матрона описывает себя как «19-летнюю платиновую блондинку голливудского стандарта», или изрядно облысевший любитель пива и дивана живописует свои подвиги на чемпионате мира по горным лыжам или во время кругосветной регаты. Просто ложной оказывается не только изреченная мысль, но и оформленное в текстовую форму описание. Кроме того, немаловажный фактор, по мнению профессора Джозефа Вальтера, специалиста по коммуникации, социальной психологии и информационным технологиям из Нью-Йоркского политехнического института, так называемая магия среды. Всемирная паутина создает у своих пользователей иллюзию возможности исполнения любых желаний, и очень часто действительное принимается за желаемое.
42-летний Джой Тег, математик из Нью-Йорка, в течение трех лет упорно пытался найти себе пару именно через Интернет. Регулярно посещая самые мощные сайты виртуальных служб знакомств, он отправил электронные послания около тысячи представительниц противоположного пола. Треть из них ответила. С третью этой трети он переговорил по телефону. Свидания были назначены приблизительно сотне. Только в десяти случаях возникло желание назначить повторное свидание. В пяти случаях показалось, что наконец-то завязались более серьезные отношения, однако ни в одном случае они не продлились более трех недель. Джой по-прежнему холост, однако до сих пор не теряет надежды. «Я инвестировал в это мероприятие так много времени и энергии вовсе не потому, что моей мамочке не терпится обзавестись фотопортретами своих внуков для коллекции на каминной полке, — объясняет свою настойчивость Джой. — Хотя теперь я понял, что никакая электронная переписка не способна вызвать того ощущения вибрации, которое возникает при встрече именно с той, единственной».
Именно об этом не устают повторять и психологи. А Джон Грэх из Иллинойского колледжа даже утверждает, что вербальный компонент взаимоотношений способен лишь вносить искажения в возможные личностные интерпретации. 50 случайно подобранных женщин и столько же мужчин поделил на пары по произвольному признаку. После достаточно продолжительного общения каждый участник эксперимента дал письменную характеристку своего напарника. Другой группе людей, выполняющих роль наблюдателей, было предложено идентифицировать эти характеристики с реальными людьми: читая их переписку, слушая аудиозаписи их разговоров, просматривая видеозаписи встреч без звукового сопровождения. Самая высокая точность узнавания была зафиксирована именно в последнем случае. А больше всего ошибок было сделано при сравнении описаний с перепиской.
Статистика, которую ведут электронные службы знакомств, обескураживает. Match.com (один из крупнейших сайтов подобной специализации) за пять лет работы зарегистрировал 6 миллионов посетителей. За это время было отпраздновано аж 1 200 свадеб, в результате которых на свет появилось 45 малышей. Иными словами, результативность виртуального сватовства составила 0,045 процента. Правда, сотрудники компании утверждают, что еще 520 тысяч пользователей отказались от дальнейших посещений сайта после того, как «установили серьезные отношения с людьми, которых искали», однако официальных подтверждений, а также данных о длительности этих «серьезных» отношений, предоставить не смогли.
Сторм Кинг, аспирант калифорнийской школы психологии, считает, что «отношения, базирующиеся на текстовой информации, создают ложное ощущение интимности внутри несовместимых в реальной жизни пар». До того, как заняться изучением виртуального сватовства с профессиональной точки зрения, Кинг сам несколько лет подряд искал свою суженую в Интернете. После нескольких недель переписки с дамой, живущей на Гавайских островах, он даже оплатил ей билет до Мичигана, так как все свидетельствовало о том, что только вместе с ней он может быть счастлив. Однако, увидев при встрече в аэропорту накладные ресницы, не смог найти даже нескольких слов для более-менее вежливого приветствия. Неделей позже он встретил свою будущую жену в супермаркете, и сейчас, через семь лет счастливого брака, вообще не может вспомнить, сказали ли они друг другу в момент первой встречи хоть что-то осмысленное.