UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВИНОВАТО ЛИ БРЕВНО

В сознании всех живущих ныне поколений понятие «субботник» прочно ассоциируется с определением - ленинский...

Автор: Павел Позняк

В сознании всех живущих ныне поколений понятие «субботник» прочно ассоциируется с определением - ленинский. Да, на многочисленных рисунках, полотнах и прочих изображениях запечатлено, что Ильич с группой товарищей во время первого, им же организованного субботника действительно выносил из кремлевского подворья бревно (а может, с территории депо Москва-сортировочная?). Сейчас все, связанное с именем Ленина, официально отвергается. Но зададимся вопросом - виновато ли бревно? Ведь не Ленин же организовал первый на территории бывшей Российской империи день добровольного безоплатного труда! Традиции таких действий уходят не только к имперским, но даже к княжеским временам.

Кто из наших даже отдаленных предков не знал слова «толока»? Когда кто-нибудь затевал, например, строительство нового дома, к нему на помощь шли совершенно добровольно многочисленные соседи. Во-первых, из обыкновенного человеколюбия, чувства товарищества. Во-вторых, потому, что толока проводилась в свободное от полевых работ время, она сулила радость общения и веселого застолья в заключение. Как, например, происходил процесс изготовления основного стенового материала - самана, или, по-украински, лампача? На площадке укладывалась земля, глина, солома, немного навоза, все это поливалось водой, и далее эту массу было необходимо хорошо вымесить, утрамбовать. Каким образом? Начинала играть нехитрая музыка, а парни и девушки, сняв предварительно обувь, принимались исполнять такой нехитрый танец. Танец же, как известно, не труд - радость. Несколько часов танцев, затем некоторое время для просушки - и грунтовой «корж» готов для разрезания на кирпичи.

Так же поступали и наши соседи молдаване, у которых подобное называлось джог. Правда, они, как и жители Кавказа, использовали коллективный труд еще для сбора и переработки винограда - тоже в виде тех танцев. Таким образом, идея превращения безоплатного (не считая угощения) труда в праздник труда была заложена и культивировалась еще нашими очень далекими предками. Чего, кстати, не смогли добиться в советское время коммунистических субботников, особенно после того, когда стали называть ими обычные дополнительные, фактически принудительные смены на производствах.

Были своеобразные субботники и в Киеве минувшего столетия. Они носили название «дней древонасаждения». Публикации в газетах, упоминания в мемуарной литературе раскрывают характер таких «дней». Именно в это время, например, студенты университета, политехнического института, учащиеся гимназий и училищ засадили большим количеством деревьев и кустарников крутые склоны Днепра в черте города, обезопасив их от оползней и прочих разрушений во время дождей и таяния снега. Участвовала молодежь также в образовании Алексеевского парка напротив университета, где сейчас расположен Шевченковский парк. Подобных примеров можно было бы привести много - хотя бы та же роща возле политехнического института и др., и можно смело утверждать, что Киев стал зеленой жемчужиной в значительной степени благодаря добровольному взносу многих и многих его жителей.

Были примеры радостных субботников и в советские времена. Охваченные чувством настоящего патриотизма, выходили киевляне на расчистку и восстановление разрушенного Крещатика. Рабочие и интеллигенция, пенсионеры и школьники - никто не ждал особого распоряжения или приглашения. Помню, с каким энтузиазмом мы, студенты университета, в послевоенные годы благоустраивали Труханов остров. На месте сожженной врагом слободы и голых песков прокладывали аллеи, высаживали деревья и кусты. И свою причастность к рождению прекрасного Гидропарка ощущаем и сейчас. Право же, вовсе неплохое это чувство!

Неужели умерла такая добрая традиция? Или это чувство отрицания, неприятия всего того, что уже стало прошлым?

Сейчас, с приходом весны, городские власти бросают очередной традиционный призыв к киевлянам - благоустроить, украсить любимый город. Но делается это слишком сухо, еще более пресно, чем в прежние времена. Выйдут ли люди массово на эти работы? Ведь райкомов и райисполкомов с четко разработанными планами и добровольной «принудиловкой» нет…

Очевидно, что нужна организаторская работа. Может быть, такая, которая выводила население на толоки и дни древонасаждений? Вот только, кто поделится ее опытом? Ведь мы пока зациклились на ленинском бревне и с воодушевлением отрицаем даже то, что отрицать стыдно.