Вокруг создания Национальной туристической организации (НТО) до сих пор не прекращаются разговоры. Большинство вопросов — от непонимания того, чем она занимается и каковы ее задачи. Впрочем, результаты работы НТО заметны даже неспециалистам. Яркие билборды с туристической рекламой Украины, стильные буклеты и открытки, рекламные ролики на телевидении и радио — это далеко не полный перечень сделанного Национальной туристической организацией за год.
Годовщина создания НТО стала поводом для беседы с ее генеральным директором Виктором БЕЗВЕРХИМ.
— Структуры, аналогичные Национальной туристической организации Украины, существуют в большинстве стран мира, где туризм является важной составляющей экономики и дает значительные бюджетные поступления, — говорит господин Безверхий. — Польша, Венгрия, Австрия, Кипр, Словения — в этих развитых туристических странах продвижением туристических возможностей занимается именно НТО. Государство лишь регулирует общие процессы на рынке и международные связи. Уверен, к этой модели рано или поздно придем и мы.
Что касается распределения функций между НТО и Гостурадминистрацией, то последняя занимается разработкой законодательной базы, регулированием туристической области в целом, формированием стратегии развития. Поскольку задачи, поставленные перед ней, значительно возросли, а туризм отнесен к экономической составляющей государства, возникла необходимость в структуре, которая непосредственно занималась бы продвижением украинского турпродукта за рубежом, формировала положительный имидж державы через туризм, выполняла комплекс рекламно-информационных работ. Именно эти задачи и начинает выполнять сегодня НТО. Мы не продаем туристические услуги и, соответственно, не являемся конкурентами туристических фирм, как некоторые пытаются это представить. Мы выпускаем буклеты, брошюры, справочники, туристические карты, создаем рекламно-информационные фильмы, организовали фестиваль туристических фильмов «Вітер мандрів».
— В кулуарах говорят, что с возникновением НТО существенно изменились правила игры на выставочном поле, и это — едва ли не главная причина недовольства некоторых созданием этой структуры.
— Начнем с того, что, к сожалению, каких-то правил до прошлого года здесь вообще не было. Государство не пропагандировало свои возможности на международных туристических выставках. Занимались ими, представляя Украину, все кому не лень. Разумеется, следует отдать должное туристическим фирмам, которые платили большие деньги за участие в выставках и хоть как-то знакомили мир с Украиной. Но преимущественно это была реклама именно фирм, отдельных маршрутов, а не нашей страны в целом. Не существовало такого понятия, как «единый национальный стенд Украины». Даже слово «Украина» не всегда присутствовало на этих выставках.
За год существования НТО организовала 16 наших национальных стендов на самых престижных международных выставках — ITB в Берлине, MITT в Москве, Петербурге, Познани, Алма-Ате. Естественно, многим не понравилось, что государство начало активно проводить свою политику на выставочном поле. Но взгляните на опыт других стран — Польша, Венгрия или Турция на всех престижных выставках имеют свои национальные стенды. Они дотируют участие турфирм, занимающихся въездным туризмом. Так же должно быть и у нас.
Мы создали свой стиль, разработали дизайн каждого стенда, впервые на выставках были представлены регионы — Карпаты, Тернопольщина, Херсонщина, Волынь. НТО выработала единую туристическую символику Украины, отныне вся украинская рекламная продукция узнаваема, к каждой из выставок готовится рекламно-информационная продукция на нескольких языках. Скажем, под силу ли одной, даже самой крупной турфирме подобный комплекс работ?
Наконец, мы определили приоритеты: где в первую очередь стоит рекламировать нашу страну, где наши потенциальные туристические рынки и куда направлять средства. Государство в нынешнем году впервые на 30—40% дотировала участие турфирм в выставках. Результаты не заставили долго ждать: уже предварительные статистические данные текущего года свидетельствуют о значительном увеличении количества туристов в регионах, я уже не говорю о том положительном имидже, который наша страна приобрела на этих выставках. В Берлине, на одной из крупнейших туристических выставок мира, в которой участвовала 181 страна, украинский стенд впервые получил почетное 6-е место среди европейских стран-участниц.
НТО, выступая от имени государства, активно развивает именно въездной туризм. В этом наш приоритет.
— Но НТО занимается и рядом иных проектов, в частности, приобрели популярность пресс-туры для журналистов.
— Первые пресс-туры мы пытались проводить еще в прошлом году, когда практически не имели бюджетного финансирования. НТО — организатор Международного фестиваля туристических фильмов «Вітер мандрів». Год
назад появилась идея проводить каждый отборочный тур фестиваля в одном из туристических центров, приглашая журналистов. Так было в Ялте, Трускавце и Алуште. В прошлом году мы организовали два больших пресс-тура, в нынешнем году запланировано уже шесть. НТО формирует команду журналистов. При этом мы стремимся, чтобы происходил информационный обмен между регионами. Чтобы в Одессе знали о туристической Тернопольщине, а одесситы писали, например, о Волыни. Имеется ряд информационных проектов — это и туристические страницы в газетах, и радиопроекты, в скором времени появится проект на Первом национальном телеканале.
— За год существования Национальной туристической организации сделано многое. Но у вас немало перспективных направлений. Каковы планы на ближайшее время?
— С 1 июня этого года мы начали масштабный проект внешней рекламы регионов в городах Украины. На сити-лайтах и билбордах впервые появится реклама не Египта или Турции, а Крыма, Карпат, Ялты, Алушты и Евпатории. Мы разработали интересный дизайн этой рекламы. Рекламоносители установлены в центрах 16 крупных городов страны.
НТО занимается комплексной рекламой областей и отдельных туристических программ на международных и внутренних рынках. В мае текущего года мы открыли свой первый региональный филиал — Западно-украинское представительство в Тернополе. Его задача — рекламно-информационное продвижение Западного региона, разработка стратегии его развития на внутреннем и внешнем туристических рынках. Мы хотим создать узнаваемый образ каждой из областей и начнем с Тернопольщины.
На очереди, это мы уже сегодня видим, аналогичная работа по Херсонщине и Киевщине. Ныне НТО в рамках акции «Украина приглашает» берет на себя инициативу по созданию туристических Интернет-сайтов Тернопольщины и Херсонщины, затем — Киевщины и Одесщины.
Отдельная тема — создание центров туристической информации в регионах. Сейчас планируем с помощью наших коллег из областей, душой болеющих за туристическую отрасль, открыть несколько подобных пунктов в Киеве, Тернополе, Херсоне... Работа НТО лишь начинается!