UA / RU
Поддержать ZN.ua

Видеть себя «наизусть»

На психотерапевтическом приеме Мама 3-летней девочки: — Наша малышка вдруг стала заикаться. Она всегда такая болтушка, эмоциональная, впечатлительная...

Автор: Светлана Ройз

На психотерапевтическом приеме

Мама 3-летней девочки:

— Наша малышка вдруг стала заикаться. Она всегда такая болтушка, эмоциональная, впечатлительная.

— Скажите, было ли накануне или несколько дней назад какое-то событие, которое могло бы стать стрессом для девочки?

— Вы знаете, так получилось, что она сама смотрела мультик «В поисках Немо» и очень испугалась акулы. После этого все и началось.

Мужчина 40 лет:

— Вчера сходил в кино. И после этого не могу собрать себя в кучу. Что-то будто пробило или прибило меня. Меня будто швырнуло в то время, о котором давно забыл. Или хотел забыть. Завтра переговоры важные, а я не могу понять, есть ли в них смысл. И вообще, стал думать о смысле всего.

Женщина 35 лет:

— Я боюсь смотреть фильмы, где драки, катастрофы, всякие ужасы. И всякий «смур», где нужно думать. А мой муж это любит. Я хочу ходить только на комедии. У нас конфликты из-за кино.

— Что вы чувствуете, когда смотрите фильмы, которые любит ваш муж?

— Ну, во-первых, злость. Почему я должна делать так, как хочет он? А, во-вторых, если честно, мне страшно. Я закрываю глаза, и вижу, как все это случается с моим ребенком или со мной. Мне кажется, что все это я когда-то уже видела во сне. И потом после фильмов я долго живу как во сне. Не хочу. Лучше комедии.

— У вас не возникало ощущения, что вы прячетесь от реальности, от себя самой, от вопросов, на которые нужно было бы искать ответ внутри себя?

— (после долгой паузы) Да, вы правы. У меня даже кличка всегда была такая — «страус»

Звонок женщины 42 лет:

— Вы знаете, произошло чудо! После нашей встречи я много думала. И вдруг, иду в кино и получаю там ответ на свой вопрос. Как будто специально фильм для меня сделали. И самое странное, мы сидели в зале вместе с подругой. Она сделала совершенно другой вывод, все почувствовала по-другому. Такое впечатление, что мы смотрели разные фильмы. А у меня все внутри по полочкам разложилось, как будто бы со стороны посмотрела на свою жизнь.

Помню, как в детстве не могла понять, почему взрослые так реагируют на мультик про Мамонтенка, который ищет маму. После того, как у меня появился сынишка, поняла. Теперь сама смотрю и вытираю слезы. И приходится объяснять сыну свою реакцию: «Каждая мама хочет, чтобы ее ребенок был счастлив и защищен. И в этих слезах грусть о том прошлом, когда тебя еще не было, о чем-то из моего детства, и радость о том, что ты есть и с тобой все в порядке, и надежда на то, что все так и будет в будущем». А сын после того, как впервые посмотрел этот мультфильм, спросил: «Мама, а ты никуда не денешься?». У него уже есть опыт того, что мамы какое-то время может не быть (мама на работе, в командировке), а мультик просто проявил этот страх. Срезонировал с уже существующим психологическим опытом отсутствия мамы. Девочка, которая стала заикаться после просмотра замечательного, психотерапевтического по сути мультика «В поисках Немо» — срезонировала на акулу. И проявилась эта реакция посредством визуального образа — пасти акулы. Следствием было ощущение опасности и паника. На приеме мы выяснили, что кадры мультика, как линза, многократно увеличили и воспроизвели память об опыте ее собственного рождения. А роды были очень сложными. Ей было страшно, она боролась за свою жизнь. В момент просмотра мультика девочка осталась наедине со своим первым травматическим неосознаваемым опытом. Поэтому родителям очень важно во время просмотра телепередач находиться рядом с детьми, особенно если программа смотрится впервые. Так вы сможете быстро трансформировать или сгладить практически любой негативный опыт. Просто своим присутствием.

Наше подсознание непредсказуемо. Оно «цепляется» за совершенно неожиданные картинки, ощущения, жесты. Ассоциация с акулой — индивидуальная реакция девочки на ее индивидуальный опыт. Но существует еще и генетическая память. Сейчас с каждым годом информации об этом становится все больше. Информации о том, что клетки нашего тела хранят психологический опыт и наших родителей, наших бабушек и дедушек. И нечто из реального существующего мира (или виртуального — кино- музыкального мира) может всколыхнуть эту память о том психологическом прошлом, которое мы, скорее всего, не помним.

Как-то раз забрели мы с сынишкой в танцевальный зал. Он с удивлением рассматривал себя со всех сторон в зеркалах. А потом спросил: «Мама, а тут зеркала, чтобы видеть себя наизусть?» Я часто вспоминаю эту фразу, когда разговариваю с клиентами. Все, что вызывает у нас резонанс, отклик, заставляет активизировать нашу психологическую память, то, что прорывается сквозь заслонки нашей сознательной части и вызывает эмоциональные реакции, на самом деле и позволяет видеть себя «наизусть». Вспоминать то, что когда-то давно выучено как реакция, как стереотип. А резонанс, кстати, может вызвать все — не имеет значения в реальности или на экране. Даже поза, которая оживляет в нашей памяти опыт «напряжения», т.е. в нашем прошлом кто-то так от нас уже отмахивался или слушал, недоверчиво склоня голову. И мы «зафиксировали» негативные переживания. С тех пор этот жест, взгляд, слово застряли в нашем подсознании и всегда распознавались как угроза, насмешка или недоверие. Хотя те, у кого другая психологическая история, — этот жест будут трактовать совершенно по-другому.

И если мы не станем отмахиваться от этих ощущений, загонять их еще глубже, а постараемся все-таки докопаться до причины, мы сможем извлечь неоценимый опыт, трансформировать множество психотравм и, главное, приблизиться к ответу на вопрос «Кто же Я?». Только нужно подумать, задать себе вопросы после того, как пробегут титры или закончится диск. Дать себе возможность увидеть себя «наизусть». Увидеть себя многомерным.

Когда я готовилась писать статью, мне хотелось привести множество примеров из кинематографии, мультипликации, музыки, живописи, театральных постановок, «провоцирующих» наше подсознание. Но передумала. Потому что это был бы список моих психологических «заноз», арсенала моих психотравм. А у каждого из нас он свой. Для кого-то это «Белый Бим Черное ухо», для кого-то «Приключения домовенка Кузи». Кстати, вы не задумывались о том, почему в этом чудесном мультике нет реальных мужчин? Во всех семьях, даже вороньей, мама воспитывает детей сама. И домовенок Кузя — поиск мужского начала, к которому относятся априори, как к счастью, но не могут решить, кто же он все-таки — ребенок, взрослый, муж, брат, игрушка? Конечно, это проявление психологического опыта авторов мультика, но он вызовет резонанс у всех, кто задавался похожими вопросами в своей жизни — кто же «он» для меня?

Если все-таки говорить о кинематографе, то нашу память пробуждают (в том числе и генетическую) все фильмы Спилберга. Практически все фильмы, которые называют «фестивальными». Но это может быть и песня, и стихотворение, и картина, и фотография и даже статья. «Резонанс» может быть связан как с негативными, так и позитивными эмоциями. Ведь некоторые образы, слова, даже музыкальный аккорд могут вызвать у нас ощущение радости.

В зависимости от того, какой анализатор (орган чувств) у человека является ведущим, он будет ориентирован на большую чувствительность к ощущениям: визуальным, тактильным, аудиальным. И если я аудиал (для меня более важно все, что связано со звуком), то резонанс у меня будут вызывать преимущественно аудиальные воспоминания или переживания. Если я визуалист, то сочетание красок в картине может вызвать у меня определенные эмоции и даже телесные реакции, если я кинестетик (живу ощущениями тела), то я буду преимущественно реагировать на прикосновения, позы…

А чтобы увидеть себя «наизусть», нужно только чуть внимательней смотреть, слушать, чувствовать.

На психотерапевтическом приеме с Ванечкой, 10 лет. (Ванечка — поклонник «Звездных войн»):

— Тетя Света, да прибудет с вами Сила!

— А какая сила? Какой силы ты мне желаешь?

— …А она есть только одна — Сила. Это мы сами ее делаем «какой-то».

— А ты, Ванечка, чувствуешь эту Силу?

— Конечно!

— Всегда?

— Не-а… только, когда мне спокойно.

Да прибудет с вами Сила! Сила видеть себя «наизусть».