Уже три года весна и осень для создателей и почитателей моды в Украине стали не только ожидаемыми сменами времен года, но временем проведения национальной акции под названием «Сезоны моды» — аналога всемирно известных недель pret-a-porter, родившихся с легкой руки Пьера Кардена в колыбели мировой моды — Париже.
Учредители «Сезонов» — их идеолог Сергей Бызов, возглавляющий одноименный Дом моды, журнал «Ева» и РИА «Янко» — по первоначальной идее взвалили на себя груз создания механизма, который способен будет запустить индустриальную машину украинской моды. Ведь никто не станет спорить сегодня, что мода — это бизнес, а большой бизнес — это индустрия, а не сеть, пусть и разветвленная, малых предприятий. Сегодня, по завершении шестых «Сезонов», пришла пора проанализировать, что удалось, а что осталось лишь светлой идеей, и поразмышлять о возможных перспективах.
Краеугольным камнем идеологии «Сезонов» было, во-первых, — обнародовать имена украинских дизайнеров и закрепить их в умах широкой публики. Для этого к участию в акции приглашаются журналисты ведущих печатных и электронных СМИ. Во-вторых — привлечь производителей, чтобы они, оценив свежие идеи художников, «растиражировали» их и сделали действительно «платьями с вешалки», чтобы каждый гражданин, в меру своих возможностей и вкуса, мог бы регулярно пополнять гардероб модными новинками отечественного производства. Для этого «Сезонами» нужно было заинтересовать руководителей больших и малых предприятий легкой промышленности. И наконец, в-третьих — нужны были люди и организации, которые сумеют все созданное и произведенное продать. Соответственно, для них должна быть зарезервирована часть мест в зале.
Ничуть не умаляя титанического труда организаторов, к которым отношусь с большим уважением, вынуждена констатировать, что первоначальную идею удалось воплотить в жизнь частично. И если первый пункт реализован с лихвой, то оставшиеся два просто потерялись где-то по дороге.
Сегодня только ленивый не знает имен великолепных, разноплановых, высокопрофессиональных отечественных дизайнеров. В разных кругах и тусовках издали узнают одежду от Сергея Бызова и Дома моделей «Крещатик», Лилии Пустовит и Виктории Гресь, Оксаны Караванской и Виктора Анисимова, Александра Моняка и Анны Бабенко. Список можно продолжить, тем более что у большинства из названных и неназванных в престижных районах города открылись собственные бутики и студии, свои мини-производства. За это — низкий поклон учредителям «Сезонов моды». Что же касается массового производства и широкой сети продаж — их как не было, так и нет. Конечно, негативную роль здесь играют экономическое положение страны и — даже как-то говорить уже неудобно — отсутствие внимания со стороны государства. Но в масштабах державы картина выходит достаточно безрадостная.
Дизайнеры, утопая в экономических проблемах (необходима немалая финансовая база) и технических сложностях (выбор тканей, аксессуаров, их доставка, таможенные «рогатки»), создают свои коллекции. Каждая вещь в них — рукотворная, на нее затрачена уйма человеко-часов, поэтому цены очень высокие. Некоторый разброд в них составляет лишь цена ткани или сырья, из которого создается модель. Посему одежда эта элитная, среднему потребителю мало доступная и в большинстве своем, не являясь от cuture, так и не становится pret-a-porter.
Для украинской моды сегодня характерно появление мелких княжеств, руководствующихся возможностями и амбициями своих правителей. Раздробленность неизбежно приведет к междоусобным войнам, а ведь известно, что лишь большое объединенное государство, оснащенное современными технологиями, может быть уважаемо в мировом сообществе способностью выстоять в жестокой конкурентной борьбе на мировом рынке. И здесь объединяющим моментом могла бы стать столь необходимая государственная программа, предложенная, к примеру, специально созданной ассоциацией национальных дизайнеров, которые объединятся в нее на основе юридических прав и взаимовыгодных условий, как это принято во всем цивилизованном мире.
Но вернемся к завершившимся на этой неделе шестым «Сезонам моды», которые дались устроителям как никогда сложно. На этот раз в процессе их подготовки организаторам пришлось, что называется на собственной шкуре, испытать всю шаткость политико-экономической обстановки и взять на себя весь груз финансового обеспечения — отпали все потенциальные спонсоры. Лишь в последний момент в качестве спонсора телеверсии решил выступить «Азовсталь», который, шагая в ногу со временем, выпускает товары народного потребления — современные кухни и хрусталь.
Лето в Майами
По традиции «Сезоны» открылись показом Дома моды «Сергей Бызов», который проходил в круглом холле элитной гостиницы «Национальная» по всем правилам подобных показов, организуемых всемирно известными Домами мод. Спецприглашения, спецоформление зала, спецпублика, шампанское до и после показа — возможность пообщаться и обменяться впечатлениями. Директор Дома Елена Ромина в пене черного шифона из новой коллекции и абсолютно новый для многих... Бызов — похудевший, стройный, загорелый.
Если в предыдущей коллекции дизайнер представлял уверенную в себе, раскованную, деловую, добившуюся общественного и финансового успеха женщину, привлекательную своей строгостью, но не забывающую о своем женском начале, то в этой коллекции предстала прелестная вневозрастная женщина, завоевавшая себе право на долгожданный, полноценный, элитный отдых. Она готова к нему материально, духовно и физически. В своей напряженной деловой жизни она не забывала о салонах красоты и спортивных залах и может позволить себе мелкие шалости в виде мини-юбок и макси- декольте.
Не отказываясь от привычного черного, она, следуя мировым тенденциям, включила в цветовую гамму своего гардероба призывно яркие летние цвета, разнообразя ими не только привычные в это время года шифон и лен, но и кожу и мех норки.
В этой коллекции Сергей Бызов соединил в равных пропорциях свое воображение и, казалось бы, несоединимое — четкость спортивно-делового стиля 80-х с обволакивающей расслабленностью и сексуальностью хиппи. При видимой простоте коллекция невероятно сложна конструктивно, очень органична в сочетании продуманных мелких деталей. Она, безусловно, вызовет яростные споры, хотя бы потому, что не каждая из нас, в силу многих обстоятельств, решится примерить ее на себя, но, думаю, это стимулирует нас к самосовершенствованию и стремлению все это надеть.
Константа элегантности от «Крещатика»
Все остальные показы «Сезонов» по традиции проходили в галерее «Лавра». Холод и унылая серость зимы, а также жестокие бытовые неурядицы, которые переживал Дом моделей «Крещатик», ничуть не сказались на творческом потенциале команды, создавшей весенне-летнюю коллекцию. Ее общее название — «Натуральная провокация» и состоит она из шести разных, словно перетекающих одна в другую тем: «Неодиагональ» и «Песочные часы», «Нирвана» и «Вискозная перфорация», «Цветной коктейль» и «Гипотеза свободы». «Провокацией» занималась команда дизайнеров, среди которых знакомые имена Елены Званцевой, Елены Журбы, Ирины Пивень, Натальи Сырый и других, под художественным руководством Людмилы Дмитровской и директора Дома — Ирины Ткаченко. Манера Олега Ефремова чувствовалась в четкой выстроенности показа.
Струящееся трикотажное полотно, сотканное из немецкой и итальянской пряжи, — в нашей стране, по словам Ткаченко, летнюю пряжу, к сожалению, никто не производит, — провоцировало недосказанностью в «Вискозной перфорации». Дразнило затейливостью цветовых сочетаний в «Коктейле», обволакивало загадочностью «Нирваны». Ансамбли состоят из брюк классического стиля и легких маек с причудливыми переплетениями полос на спине, жакетов разной длины и платьев, благодаря особенностям трикотажа мягко скрывающих изъяны фигуры и подчеркивающих ее достоинства. Очень качественная, профессиональная, цельная и духовная коллекция.
Инь и Янь Лилии Пустовит
У Лилии Пустовит за время, прошедшее с прошлых, осенних, «Сезонов», много нового произошло в творческой жизни. Был показ в Москве, ее одежда стала там успешно продаваться, сейчас Лиля готовится к новому показу в российской столице. Выход из замкнутого пространства благотворно сказался на показанной коллекции — это не значит, что предыдущие были менее интересны, просто, как мне думается, изменилась жизненная философия самого дизайнера. Восточная философия и, соответственно, восточные мотивы, которыми были полны ее модели, требовали внутренней сосредоточенности, некой закрытости, экстравертности. Сегодняшняя Пустовит — интроверт, наполненный ниспосланной свыше сиюминутной радостью жизни.
Это сказывается и в тактичном разнообразии цветовой гаммы, и в более приближенном к классике коммерческом содержании. Строгие конструкции брюк сочетаются с летящими, свободными шифоновыми хитонами, классические батнички из шелка, льна и тонкого трикотажа можно надеть с теми же брюками или разной длины юбками, которые украшают рукотворные, вышитые бисером аксессуары. Светлая, грамотно-модная молодежная коллекция.
Король трансформеров — Анисимов
Дизайнер из Донецка, тоже постоянный участник «Сезонов моды» Виктор Анисимов в своей новой коллекции ушел от стиля милитари в современную молодежную тусовку, сделав шаг в сторону коммерческой моды, — видимо, в преддверии открытия собственного магазина. Он по-прежнему не церемонится в выборе тканей — берет что есть и подешевле, вплоть до тонкой клеенки. Его буйная фантазия позволяет надеть блузу сегодня, плавно переведя ее в разряд юбки завтра, где ворот окажется оригинальным поясом, а рукава — глубокими внутренними карманами. Впрочем, при желании их можно обнародовать, вытащив наружу, они придадут силуэту неповторимую раскованность.
На этот раз превращений было не так уж много, а, как мне показалось, сложные конструктивные детали с драпировками, складками и шнурками скрывали банальные подрезы и строчки. Виктор, человек способный, умеющий фантазировать, предложил оригинальное решение проблемы обувного разнообразия — на ногах бахилы из ткани модели.
Пир в курятнике Алексея Залевского
Мне нравится отношение к жизни и к моде Алексея Залевского. Его задор, любовь к театральным действам, вечное стремление к празднику жизни и чувство юмора.
Он показал веселую эклектичную коллекцию, в которой сочетаются любовь к творчеству в его классических формах с глумлением над серьезным отношением к самому процессу «одевания». Кожа в орнаментарных сочетаниях соседствует с куртками, пиджаками, юбками и платьями из бабушкиных плюшевых ковриков с оленями и разного рода кичевыми портьерными украшениями.
Буйству его жизненной энергии можно было бы позавидовать да и коллекцию рассмотреть построже, отделив собственно pret-a-porter от карнавального костюма, но помешала его очередная «шалость» — поднявшийся нечистым густым облаком куриный пух, которым он выстелил подиум.