Всеобщий закон весеннего обновления гардероба, действие которого не в силах остановить даже отмена самой весны, не обусловлен ни погодными, ни прочими условиями и условностями. Для его безоговорочного выполнения вполне достаточно тех древнейших инстинктов, которые заложены в каждой представительнице прекрасного пола. А ведь есть еще и ежегодные недели высокой (и не очень) моды, проведение которых о приближении весны возвещает самым недвусмысленным образом.
Начинается обычно с Парижа. В течение четырех дней модельеры, журналисты и самые дорогие (во всех смыслах этого слова) клиенты разрываются между многочисленными показами. Наибольший ажиотаж загодя вызвала коллекция Джона Гальяно. И неудивительно. Ведь на фоне общего экономического спада, и особенно плачевного состояния дел в индустрии роскоши, доходы Дома Диор, который Джон сейчас возглавляет, за прошлый год возросли на 41 процент. И посмотреть там действительно было на что: китайские мотивы фантастическим образом переплетались с версальской роскошью, вызывая при этом самые непосредственные ассоциации с японскими гейшами, цирковыми клоунами и мастерами кунг-фу. Причем немыслимых размеров головные уборы и высоченные платформы действительно требовали от моделей спортивно-акробатической подготовки. Правда, критики предпочитали говорить о коммерческих успехах этого дизайнера, а не об эстетических достоинствах его коллекции.
Зато всеобщее восхищение вызвал юбилейный показ, которым похудевший и помолодевший Карл Лагерфельд отметил 20-летие своего пребывания в Доме Шанель. Легкая дымка флера, которой убеленный сединами волшебник окутал своих моделей, оказалась как нельзя более подходящей атмосферой для расцвета современной классики. Тончайший, расшитый золотыми нитями шифон, изысканный крой, драгоценности, отражение их романтической элегантности в аксессуарах для некоторых явились неожиданностью. Однако образ легендарной Коко, казалось, незримо присутствовал на этом показе. Она бы по достоинству оценила знаменитые костюмы, сохранившие все мельчайшие отличия стиля Шанель и в то же время несущие явный отпечаток творчества Лагерфельда.
Как всегда восторженно была принята коллекция Валентино. Непременный цветочный рисунок, шифоновые крылья бабочки, струящийся силуэт — все это тоже очень хорошо узнаваемо. И именно это заставляет женщин, по словам Сюзи Менкес, редактора отдела моды International Herald Tribune, вздыхать и умирать от восхищения. Зато, по мнению той же Менкес, коллекция Эмануэля Унгаро была явно перегружена бесконечными оборками, воланами, набивными и искусственными цветами, шляпами немыслимых размеров. Чтобы сотворить нечто подобное, Унгаро, по мнению весьма авторитетной критикессы, пришлось смешать Сальвадора Дали, Энди Уорхола, Шехерезаду и «Мою прекрасную леди». Результат получился откровенно тяжеловесным и вызывающим. А многократно прозвучавший мотив сигареты, зажатой между женскими губами, — и вовсе вульгарным.
Зато у Кристиана Лакруа, балетные пачки которого вызывали совершенно однозначные ассоциации с Моцартом, создал очень элегантную и гармоничную коллекцию. Хотя и не заслужил столь высокой оценки, как Жан Поль Готье. После ухода Ив Сен-Лорана трон сказочного принца царства моды пустует, хотя стремящихся его занять хватает. И сейчас, похоже, на неофициальную коронацию больше шансов именно у слывшего хулиганом Готье. Показательно, что его свадебное платье демонстрировала Летиция Каста, «любимая невеста» Сен-Лорана. Правда, платьем это прозрачное боди, расшитое перламутровыми пуговицами, назвать вообще нельзя, так как и фата, и бусы оказались значительно длиннее того, что издалека можно было бы принять за юбку.
Парижские показы вызывают больше всего слухов и разговоров, однако тенденции моды на следующий год наиболее ярко просматриваются на подиумах Нью-Йорка и Лондона. Именно там выяснилось, что повальное увлечение немыслимым мини станет главной тенденцией осени-зимы 2003 года. То ли дизайнеры всерьез поверили в неотвратимость глобального потепления, то ли таким образом решили отвлечь мужчин от военных приготовлений, но факт остается фактом — даже в деловом костюме юбка предлагается быть значительно короче пиджака. По крайней мере, именно такой концепции придерживается Майкл Корс и многие другие американские и британские дизайнеры.
Следующей общей тенденцией для большинства показов станет торжество геометрии. Отчасти это будет проявляться в сложной графической расцветке, а отчасти — в замысловатом рельефе моделей. Нередко оба эти приема объединяются, и тогда агрессивность непримиримой графики, особенно в черно-белом исполнении, как, например, у Йоши Ямамото, достигает опасного уровня. Более гуманные дизайнеры используют в своих моделях красно-бежевую гамму или же смягчают черно-белое противостояние серыми или розовыми разводами. Достаточно часто непременное наличие четких геометрических фигур в модели обеспечивается применением техники пэчворк, самым популярным материалом для которой оказалась разноцветная и разнофактурная кожа.
Впрочем, необходимую порцию геометрии можно получить и при помощи броского узора на колготках, которые будут разноцветными, толстыми и теплыми. Однако носить их следует вовсе не с микроюбками, как могло бы показаться, а с трикотажными платьями-туниками, надеваемыми поверх свитеров, что наиболее естественно получается у Софии Кокосалаки. Эти платья неплохо смотрятся также и с леггинсами, которые вполне заслужили свое право на очередное пришествие.
Прочим элементам гардероба актуальность по-прежнему придают огромные броские пуговицы, зубастые молнии, воротники и оторочки из перьев. Меха стало значительно меньше, чем в предыдущих коллекциях, и защитников прав животных это здорово воодушевило. Зато джинсы присутствуют в очень многих коллекциях, правда, сразу узнать их можно далеко не всегда. Ведь цветовая гамма, при соблюдении требуемой геометрии, сдержанностью вовсе не отличается — переливается сусальным золотом, глубоким фиолетом, неоновыми оттенками диско и космическим металликом. После этого буйства красок глаз с благодарностью отдыхает на спокойных умиротворяющих пальто из верблюжьей шерсти, которые по всем признакам станут хитом наступающего сезона. Не меньшая популярность ожидает и атлас, а также любые ткани с атласным блеском.
Просмотры коллекций, которые еще не так давно были привилегией избранных, сейчас становятся все более доступными широким массам. Речь идет уже не только о телевидении и Интернете, но даже о мобильных телефонах. В частности, некоторые операторы уже предлагают своим клиентам подписку на регулярное получение фотографий с самых престижных показов прямо на экран мобильного телефона. Правда, для этого телефон должен, как минимум, обладать экраном.