На исходе осень, всё напоминает о грядущей эпидемии гриппа, увеличивается число простудных заболеваний, снова о себе дают знать хронические болезни. Значит, хотим мы того или нет, придется обращаться к врачу.
Не секрет, что успех в процессе лечения может быть достигнут только при полном взаимопонимании и доверии всех его участников.
Отношение человека к болезни складывается по-разному. Простудные заболевания у здоровых людей, как правило, протекают без особых последствий. Увы, сегодня большинство из нас страдают хроническими болезнями, с периодами ремиссии (когда не нужно принимать лекарства) и обострения. Некоторые (например, гипертония, сахарный диабет и другие) требуют ежедневного приема медикаментов, значит, периодического врачебного наблюдения для контроля за состоянием и коррекции лечения. Длительная болезнь, как правило, вызывает у человека хронический стресс, на который каждый реагирует по-своему.
У многих пациентов возникает чувство страха, неверия в свои силы, недоверия к врачу. Почему я должен пить лекарства каждый день? Может быть, этот доктор ничего не знает и нужно пойти к другому? Тянется череда визитов к разным специалистам, их рекомендации, как правило, похожи, с некоторыми нюансами. Бывают такие врачи (к счастью, их не много), которые для повышения своего авторитета дискредитируют коллег и изменяют схему лечения со словами «Кто же вам это назначил? Конечно, это не поможет!». Положительных результатов от их лечения лучше не ждать, так как резкие изменения схемы лечения и отмена некоторых лекарств может привести к осложнениям или ухудшению состояния.
Часть людей, особенно молодого и среднего возраста, не критически оценивают свое состояние и не верят в то, что они серьезно больны. Мужчине в 40—45 лет, полному сил и энергии, не хочется каждый день принимать таблетки, например, от давления, или на глазах у окружающих пользоваться карманным ингалятором, делать ежедневно укол инсулина. А ведь болезнь опасна не сама по себе, а возможными осложнениями. Ежедневный прием лекарств при гипертонии помогает в 30—40% случаев избежать осложнений в виде инсультов и инфарктов. Неужели кому-то не хочется оказаться в их числе?
Иные, узнав о том, что серьезно больны, с головой уходят в оценку своего состояния. «Прислушиваются» к своему организму, предъявляя все больше жалоб. Таким людям кажется, что их неправильно лечат, лекарства не помогают. Они бродят от одного врача к другому, без особого позитивного результата.
На заре моей врачебной деятельности я наблюдала пациентку, которая в возрасте 70 лет впервые обследовалась в больнице и у неё обнаружили хронические заболевания, с которыми она благополучно жила, не зная об их существовании. Она испугалась и полностью «ушла в болезнь». Лечилась во всех больницах города, как вы догадываетесь, без особого успеха. Казалось, она тает на глазах. Я посоветовала родственникам обратиться к психологу, который назначит препараты, коррегирующие настроение и психологическое состояние. Через некоторое время больную было не узнать — она поправилась, выполняла физическую работу и не думала больше о своих болезнях. А достигнуто это было назначением всего одной таблетки.
Кстати, особенности человеческого характера могут предопределить развитие некоторых болезней. Так, гордым и тщеславным грозит гипертония, скупым — стенокардия, инфаркт миокарда, недовольным окружающим миром — мигрень, завистливым — гастрит, язва, холецистит, другие болезни желудочно-кишечного тракта, трусливым — болезни почек.
Давно известно, если лечиться, не веря в выздоровление, самые дорогостоящие лекарства не помогут. При испытании медикаментов используют эффект «плацебо», то есть пустышки, — больной думает, что принимает лекарство, а на самом деле, таблетка содержит индифферентное вещество, у некоторых оно оказывает ожидаемое лечебное действие. То есть у пациента есть позитивная мотивация на выздоровление — а это уже половина успеха. Даже самые серьезные заболевания у оптимистов протекают намного легче, чем у пессимистов. Великая юмористка и любимая многими актриса Фаина Раневская, поправившись после инфаркта, сказала: «Если больной очень хочет жить, врачи бессильны».
В этой связи большое значение имеет психологический контакт врача и пациента. В 1988 г. Эдинбургская декларация Всемирной федерации по медицинскому образованию установила: «каждый пациент должен иметь возможность встретить в лице врача человека, подготовленного в качестве внимательного слушателя, наблюдателя, клинициста, а также человека, обладающего высокой восприимчивостью в сфере общения». Врач в доступной форме должен рассказать пациенту о причине заболевания, возможных осложнениях, методах лечения и совместно с ним выбрать наиболее приемлемый способ.
Я слышу возражения многих — врачи не всегда внимательны, не слушают, грубят и т.д. Бывает и такое. Участковый врач в течение дня общается на приеме и на дому с большим количеством страдающих людей. Кроме записи в амбулаторную карту, нужно заполнить массу сопровождающих и не всегда нужных талонов и документов. Придя к очередному пациенту, он может не помыть руки, его внимание может быть рассеяно вовсе не потому, что он плохой врач, — просто он устал. Это, конечно, не оправдывает такого врача, но не нужно из-за некоторых частных случаев делать выводы обо всех представителях профессии. Большинство моих коллег делают все возможное, иногда и невозможное для того, чтобы помочь больному человеку.
Бывает, человек чувствует себя плохо, скрывая это от близких, не идет к врачу, так как дома или на работе накопилось много проблем. А в это время болезнь незаметно делает свое коварное дело. В итоге пациент обращается к врачу, когда ему становится совсем плохо. Лечить запущенную болезнь намного сложнее. Иногда помощь может опоздать — так бывает при онкологических заболеваниях.
В большинстве случаев у больного есть выбор — лечиться у участкового, просто у знакомого врача или идти в частную клинику. Главное, чтобы это был специалист, которому вы доверяете, можете поделиться своими проблемами, с которым выстроен хороший психологический контакт. В этом случае даже самые серьезные и тяжелые заболевания будут преодолены.