"Усе, що вигадане людьми, окрім поезії, є пусте".
Так говорил вуйко Дезьо
Современные тренды глобализации приводят цивилизацию к крайне опасному состоянию. В условиях глобализации любая ошибка также становится глобальной.
Информационная революция способствует невероятно быстрым темпам изменений. Если раньше эволюционный метод проб и ошибок, в основе которого лежал закон кооперативного выживания видов, отбрасывал или подавлял ошибочные версии, то теперь он уже не успевает за изменениями.
Таким образом, ошибочная или даже опасная версия развития цивилизации может стать доминирующей и единственной. Поскольку экономическая формула минимизации транзакционных затрат, по которой живут ТНК, будет выдавать всегда единственное решение.
Сама глобализация не является абсолютным злом. Ее результаты в сфере стандартизации технологических решений и синхронизации солидарных действий - непревзойденны. Но, если выбор ее стратегии лишен этических оценок, осуществляется вне поля моральных предостережений и норм, - перед человечеством возникают глобальные проблемы, которые удается скрывать только ценой манипуляций и глумления. И проявление этих угроз - лишь вопрос времени.
Глобализация является арифметическим последствием общества потребления. Его интегральная установка формулируется так: "Своего покупателя надо создать". Кто-то принимает это за выдающийся креатив, автор же считает данную установку основной бедой и преступлением, вокруг которых формируются все современные вызовы и угрозы цивилизации. Калькой из пространства капиталов эта установка приобретает свои отклонения во всех сферах жизни общества. Политик начинает "создавать своего избирателя", фармацевт - "свою болезнь", а у тирана нет никаких ограничений, чтобы не "создать свой народ". Тотальная манипуляция жизни легализируется притворным арифметическим успехом экономической формулы или чьего-то извращенного воображения.
Как происходят такие манипуляции?
Сначала размываются этические и логические нормы общественных и семейных стереотипов. Для этого массово (глобально) начинают применяться психологические технологии.
СМИ легко создают иллюзию присутствия, поэтому снижаются критические пороги восприятия информации. Массовость и тотальная распространенность "сигнала" внедряют иллюзию легитимности выводов, которые не люди делают, а им навязывают. Личная ответственность за сделанные выводы размывается и подменяется апелляцией к коллективному одобрению.
Сдерживающие моральные нормы блокируются, распыляются, а вместо этого внедряется санкция на гнев, злобу, ненависть.
Проявления низких инстинктов становятся нормой и поощряются. Грубая сила становится безоговорочным аргументом.
Общество становится не просто дезориентированным, а переориентированным. Таким же становится и человек как существо социальное. Но это уже "квазичеловек". СМИ заточено на непрерывный рекрутинг новых членов такого сообщества и постоянную мобилизацию адептов.
Организаторы и вдохновители такой фантасмагории снимают с "квазичеловека" всякую этическую ответственность. Понятие совести, вины, справедливости, терпимости исчезают или теряют первоначальный смысл.
Дезориентация общества позволяет невероятным образом исказить понятие Добра и Зла. Традиционные связи, удерживающие общество и делавшие солидарные действия продуктивными, исчезают либо наполняются искаженным содержанием.
Так появляются "свой покупатель", "свой электорат", "свой пациент", "свой народ". Они постоянно будут нуждаться в "своем товаре", "своем обещании", "своем лекарстве", "своей идее". В последнем случае такую роль наиболее эффективно исполняет "свой враг".
В этих условиях, когда экономика мотивируется числом, а эволюционный закон не успевает за темпом изменений, чрезвычайно важной становится роль морального закона и религий как носителей таких установок. Ибо на них не распространяется логика количественных оценок. Но глобальное обострение в мире, которое мы наблюдаем, весьма напоминает войны уже за приватизацию религий: то ли ислама, то ли православия и т.п. Механизмами такой приватизации являются фундаментализм, архаика или другая манипуляция с "реконструкцией" прошлого.
Вся эта ситуация определяет особое место и значение, которые должны приобрести мировоззренческое искусство человека, его моральный закон и Вера. Поскольку другие механизмы, координирующие человека в мире, деформированы инструментами глобализации, а подчас и искажены ею.
Именно моральный закон и Вера должны вернуться в определение цели деятельности и смысла успеха человека, войти в методики рейтинговых агентств и стать впереди экономической формулы.
Какие-либо аналогии и ассоциации с нашим северо-восточным соседом являются неслучайными.