В наше время, когда рекорд в прыжках с шестом Сергей Бубка довел до 6 метров 15 сантиметров, сенсацию вызывает уже не этот, сам по себе достойный удивления, результат, а то, какими были первые достижения прыгунов с шестом. Наверное, современные молодые люди, приученные к разнообразным чудесам, назовут начальным рубеж в пять метров, который нынче доступен сотням людей. И если не интересоваться историей спорта, то просто шок вызовет сообщение о том, что всего несколько десятилетий назад прыжок на 5 метров считался просто невозможным и планировался самыми замечательными учеными на 2000 год.
А первый мировой рекорд шестовиков был зарегистрирован в Англии в 1866 году и равнялся... 3 метрам 20 сантиметрам. Этот прыжок совершил некий Веллер с шестом, сделанным из ясеня. При этом не существовало какого-то специального места для приземления и прыгун падал в нормальную яму для прыжков в длину, в которой песок даже не насыпался горкой. Кроме того, в то время сама техника прыжка была невероятной, крайне неэффективной. Тяжелый деревянный шест обусловливал очень медленный разбег. Он имел на конце треножник из металла, который позволял установить его вертикально и, переставляя руки, как при лазании по канату, подняться выше и буквально в положении сидя, поджав ноги, перейти планку. Ни о какой стойке на руках не было и речи.
Подобным образом прыгали до 1889 года, потом переставление рук на шесте было запрещено - на пути к новым рекордам было несколько случаев, когда шест ломался и прыгун напарывался на его обломок. Теперь первоначальный хват рук на снаряде нельзя было менять до конца прыжка. К 1900 году рекорд из Англии перекочевал в США, достигнув 3 метров 62 сантиметров.
Революционным стало появление бамбукового шеста и новой техники, уже в чем-то напоминавшей современную. Легкий шест позволял делать хороший разбег.
Рекорд быстро приближается к четырем метрам, и в 1912 году американец Маркус Райт первым в мире перелетает этот невероятный рубеж.
Бамбуковый шест считался идеальным вплоть до 1940 года, когда появляются первые металлические шесты и американец Корнелиус Уормердам устанавливает фантастические для своего времени рекорды: в 1942 году 4 метра 77 сантиметров на стадионе и в 1943 - 4 метра 78 сантиметров в зале. Заметим, что в очень многих странах спортивная жизнь не замирала во время войны, в частности, в тех же США и нейтральных Норвегии и Швеции.
Пределом для металлического шеста оказался результат 4 метра 83 сантиметра, установленный американцем Дэвисом в 1963 году. Дальше появляется фиберглассовый шест - гибкий, легкий, выбрасывающий прыгуна вверх, как катапульта. С этого момента меняется техника прыжка, яма с песком, в которую стало опасно приземляться, вытесняется постепенно возвышением из поролоновых матов. Фиберглассовый шест дал возможность быстро освоить пятиметровую высоту. Первым это сделал в 1963 году еще один американец Брайан Стернберг. Судьба его оказалась трагической - доведя мировой рекорд до 5 метров 8 сантиметров, он на тренировке на батуте неудачно приземлился на металлическую раму и остался калекой.
Появляются все новые и новые материалы для шеста, что обусловлено недостаточной регламентацией этого снаряда в правилах легкой атлетики, где записано, что он имеет произвольные размеры и вес и может быть сделан из любого материала. Фибергласе быстро становится архаичным, на смену ему приходят шесты из различных пластиков. Ограничение состоит лишь в том, что шест, как любой новый инвентарь, не может появиться на крупнейших соревнованиях неожиданно и в руках только одного из прыгунов - любой новый инвентарь должен быть доступен всем и опробован за несколько лет до очередной Олимпиады.
Сергей Бубка родился 4 декабря 1963 года, когда появился и фиберглассовый шест. Он никогда не видел, как прыгают ни с бамбуком, ни с металлическим шестом. Он стал легендой современного спорта. В августе 1983 года о 20-летнем прыгуне сразу узнали во всем мире. Его впервые включили в сборную СССР на первый чемпионат мира и он сразу стал чемпионом, преодолев 5 метров 70 сантиметров - высоту, которая позднее стала для него начальной в крупнейших соревнованиях.
Бубка не появился на пустом месте. Он родился в СССР, где прыжки с шестом были одним из сильных видов легкой атлетики, в Украине, где жил довоенный рекордсмен страны - Гавриил Раевский, первым взявший у нас четыре метра, где соревновался первый официальный рекордсмен Европы Петр Денисенко, где был воспитан Раевским Геннадий Близнецов, первым преодолевший пять метров, где вырос Владимир Булатов, первым победивший в очном соревновании непобедимых американских прыгунов с шестом, где жили чемпионы СССР в этом виде Виталий Чернобай и Игорь Петренко. Геннадий Близнецов установил пятнадцать всесоюзных рекордов, и это казалось невероятным. Бубка побил под крышей и на открытых стадионах 35 мировых рекордов - больше, чем кто-нибудь и когда-нибудь за всю историю легкой атлетики.
Он стал независимым и богатым. Если точнее - одним из самых богатых спортсменов мира вообще, включая профессиональный теннис и бокс, футбол и хоккей. Но остался человеком в лучшем смысле этого слова. Он в центре внимания, и его часто обижают. Особенно модны обвинения в приеме допинга, всплывающие время от времени. Тогда он, как всегда спокойно и корректно, просит уважаемых журналистов обратить внимание на то, что он почти никогда не бьет рекордов «дома». Его первый шестиметровый прыжок был совершен в Париже, который часто называют столицей мира. Он установил этот рекорд в День взятия Бастилии - 13 июля 1985 года в 18 часов 44 минуты. Это был прорыв в будущее, совершенный при сосредоточенном внимании всего мира. Он бил рекорды и выступал в Лондоне, Токио, многих других европейских и мировых столицах. Неужели за более чем десять лет выступлений, после невероятных четырех побед на четырех чемпионатах мира - единственный случай в истории - он не заслужил того, чтобы оказаться уже вне подозрений?
Бубка представляет собой идеал прыгуна с шестом по росту, весу, способности пробежать стометровку за 10,3 секунды и прыгнуть в длину за восемь метров. Он велик. Его неожиданные провалы на крупных соревнованиях чрезвычайно редки, но кто же в силах побеждать без срывов?
Немного о весьма распространенном недоразумении. Обычно под очередной фотографией Бубки, переходящего планку с поднятыми вверх вроде бы в радостном порыве руками, пишут, что он ликует по поводу очередного рекорда. Да, конечно, он в восторге. Но все, что он может сделать в полете - это радостно закричать. А поднятые ВВерХ Обе руКИ всего лишь элемент техники прыжка. Другим способом; чем вскинуть обе руки вверх, просто нельзя благополучно обогнуть планку и уйти от нее. Так что Сергей «ликует» таким образом в любом прыжке, а не только в рекордном.
В феврале будущего года в очередной раз в родном Донецке пройдет знаменитый уже в мире матч «Звезды шеста» - детище Бубки, его подарок родному городу. И он снова выйдет на сектор. Счастья тебе, Сергей!