UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВЕЧНЫЙ МАЛЬЧИК, МАМЕНЬКИН СЫНОК

Почти случайно стала свидетельницей разговора одной обаятельной пани из диаспоры с нашими, украинскими женщинами...

Автор: Людмила Таран

Почти случайно стала свидетельницей разговора одной обаятельной пани из диаспоры с нашими, украинскими женщинами. Разговор начинался с привычных жалоб на то, что «мужчины и прокормить семью не способны, и страной управлять не умеют». Выслушав нас, пани М. вынесла свой вердикт: «Вы просто губите себя и будущее Украины - растите не настоящих мужчин, - поэтому никак не выйдете из кризиса».

Аргументы были следующими. Занимаясь воспитанием детей (а, как известно, этим в девяноста девяти случаях из ста занимаются именно матери), мамы чрезмерно опекают сыновей, «заворачивают в вату». Мол, впереди трудная жизнь, надо хоть в детстве дитятко пожалеть. Пребывая в такой атмосфере до возраста паспортной зрелости, сын и дальше по жизни остается инфантильным, твердо уверенным в том, что именно женщина должна, обязана прислуживать, жалеть, опекать его всю жизнь. Вот так с младых ногтей и до старости сначала мать, потом жена едва ли не нос вытирают. Бывает, иногда женщины (мать или уже жена) срываются, кричат, что вытирать сопли им надоело. Но на следующий день - то же самое. Мол, таков удел женщины, а мужчина пусть занимается более важными делами. Но в том и дело, что не приученный нести ответственность даже за самого себя, он-то остается инфантильным и в своих «великих делах».

Наша сторона тут же начала выстраивать контраргументы. Берегини - это очень характерно для нашей ментальности. И вообще, мужчин надо беречь, они менее крепкие от природы и т. д., и т. п. Короче из обвинительниц мужчин женщины превратились в их ярых защитниц. Разговор закончился вничью.

Но проблема-то осталась. Как видят ее специалисты?

Ольга Лысенко, кандидат психологических наук:

- Ситуация, которую вы рассматриваете, не является угрожающей. Какова социокультурная среда, исторические традиции, сложившиеся в украинской семье? Многие считают: в Украине живы отголоски матриархата. Народные сказки зафиксировали борьбу материнского и отцовского права. Можно проследить своеобразный страх перед женщиной, которая оказывается во многих ситуациях сильнее. До сих пор существует миф: мужчины - сильные, а женщины - слабые. Но есть сильные и слабые мужчины, точно так же, как сильные и слабые женщины. Собственно, каждая женщина и каждый мужчина могут быть слабыми и сильными.

В каждой семье - свой микроклимат. В ней обязательно есть кто-то, претендующий на роль ребенка. Это может быть и взрослый мужчина: ему нравится играть эту роль, которую поддерживает его жена. Но если жену не устраивает инфантильность мужа, тогда назревают конфликты. Во многом мешают традиции, изжившие себя в новых условиях. Современная молодая семья учится партнерским отношениям, а они рождаются не так просто. В будущем будет возрастать личностная роль каждого члена семьи, стереотипные же ролевые установки (муж - «добытчик», жена - хранительница очага) претерпят неминуемые изменения.

Владимир Полтавец, профессор, доктор медицинских наук, руководитель Школы социальных работников НаУКМа:

- Инфантильные мужчины - это проблема прежде всего женщин. Если женщина добивается власти, она автоматически принуждает мужчину покоряться ей. Это относится прежде всего к семейным микросоциумным связям. Если уж женщина хочет властвовать, она жаждет властвовать во всех сферах. Проблема в том, чтобы уметь распределять сферы в семье. У каждого члена маленького коллектива должна быть ответственность за то, что он может делать лучше других, с пользой для общего блага. Если женщины жаждут доминировать в «семейной политике», то они и получают соответствующих мужей - покорных и инфантильных мужчин. Что же тогда с них спрашивать? Партнерские отношения могут существовать, но все равно кто-то один определяет общую политику семьи, стратегию и тактику. Проблема в том, чтобы научиться отдавать власть. И многим женщинам надо разобраться: чего же они хотят на самом деле?

Лариса Кобелянская, кандидат философских наук, директор «Гендерного бюро»:

- Отчасти инфантилизм и «обабивание» мужчин, которое мы наблюдаем сегодня, объясняется противоречиями тоталитарной советской семьи, насаждавшей, с одной стороны, культ матери-берегини и отца-кормильца, а с другой, смаковавшей: «Чтоб цветы всегда дарил, тещу мамой называл и зарплату отдавал». А цветы-то за что покупать?

Женщина фактически имела двойную (а иногда и тройную) нагрузку, дома и на работе, часто отвечала за дом и за воспитание детей (и девочек, и мальчиков) одна, поскольку муж либо самоустранялся, либо его в семье не было (при нашем числе неполных семей). Итак, женщина поневоле должна была быть, как в присказке: «и баба, и мужик». Доминирование такой женщины в семье рано или поздно должно было вызвать у сына подавленность от ее агрессии, а со временем, возможно, и протест против нее. По крайней мере, доминирование женщин в таких сферах, как семья и образование, безусловно, отрицательно сказалось на формировании личности как мальчика, так и девочки. Собственно, это и есть результат гендерной асимметрии в этих важных социальных сферах. Традиция асимметричного распределения социальных ролей, когда за мужчиной закреплялась публичная сфера, а за женщиной частная, приватная, породила массу проблем. Фактически этот стереотип сложился в патриархальном обществе и характерен для патриархальных отношений. Тот факт, что он имеет место и сейчас, говорит о том, что мы еще не вышли из системы этих отношений. Исключение женщин из публичной общественной жизни (или ограничение участия в ней) дало перекос и в семье. То же случилось и с отстранением мужчин из сферы частной жизни. Мужчины, переложившие на женщин ответственность за воспитание детей, сами стали жертвами, заложниками этой ситуации.

Галина Сагач, доктор педагогических наук, профессор КГУ им. Т.Г.Шевченко, академик Академии наук высшей школы Украины:

- В связи с доминированием женщин-педагогов в системе отечественного образования и воспитания детей ситуация остается достаточно драматической. Вообще воспитание - в школе или семье - должно быть биархатным. Женское начало традиционно способствует раскрытию души, душевности. Мужское же начало - это воля, твердость характера. Итак, ментальность женщин-педагогов так или иначе способствует кордоцентричности («сердечности». - Прим. авт.), мягкости.

Мы задекларировали развитие гражданского общества. Это очень энергозатратный процесс. И он требует равного гармонического участия и женщин, и мужчин. Тем более в таком огромной важности деле, как воспитание будущих граждан.

* * *

Дагмар, студентка из Чехии несколько лет учившаяся в Украине, на мой вопрос, хотела бы она выйти замуж за украинца, замахала руками: «Да ваши мужчины требуют за собой ухода, как за детьми. У нас в Чехии я такого не замечала».

А вот французские мужчины интересуются украинками. Директор международного брачного агентства госпожа Франс Груазилье считает: «Ваши женщины просто больны материнством. У них к мужчинам по-матерински самоотверженное отношение». И это весьма притягивает французов.

Самое смешное (хотя при чем здесь смех?!), что у меня растет сын. Пока он был крохотный, маленький, беспомощный, опекала его - как подсказывало сердце и как учили умные книжки. Чем больше он становился самостоятельным, тем сильнее мне хотелось развивать в нем это качество: и мытьем посуды, и приготовлением пищи, и поиском решений в жизненных ситуациях. Но сейчас он в своем критическом подростковом возрасте… И я иногда запутываюсь: когда надо быть требовательной, строгой и даже жестковатой, а когда - еще раз подтвердить, что я его люблю и нежно отношусь. По старинке, только интуиция и выручает.

Однако права была все же зарубежная гостья, упомянутая в начале этого материала, сказав: «Вы не отлучаете своих сыновей от груди, не перерезаете пуповину в психологическом смысле. Поэтому не имеете права роптать на вами же взращенных мужчин. Они такие, какими вы их сделали». По всему выходит, что вырастить из мальчика мужчину или оставить его в том состоянии, которое в Италии метко называют «мамми», все равно во власти женщины.