UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВЕЧНЫЕ ДИССИДЕНТЫ

Сейчас людям сравнительно молодым и просто молодым трудно представить себе достаточно неожиданную популярность фигурного катания в Советском Союзе 60-х годов...

Автор: Владимир Маевский

Сейчас людям сравнительно молодым и просто молодым трудно представить себе достаточно неожиданную популярность фигурного катания в Советском Союзе 60-х годов. Это был ни с чем не сравнимый бум, основанный на телевизионных впечатлениях от выступлений советских фигуристов на чемпионатах мира и Европы. Впечатления эти были исключительно черно-белые, сами телевизионные экраны по нынешним понятиям просто крошечные, а изображение увеличивалось с помощью больших стеклянных линз, наполненных глицерином. Жизнь, хоть и становилась с каждым годом по официальным данным «все лучше и веселее», была традиционно тяжелой, и необычные ледовые балы на экране составляли своеобразную отдушину.

В немногочисленные секции фигурного катания детей устраивали по страшному блату, а герои-фигуристы, их выступления, тревоги, травмы, болезни, браки и разводы обсуждались на каждом шагу, без преувеличения, везде и повсюду. И млад, и стар сочувствовал американке Пегги Флеминг - такая красивая, а чемпионкой стать никак не может! И всеобщее счастье, когда Флеминг все-таки победила в 1968 году на Олимпиаде в Гренобле. Такое же всеобщее осуждение сопутствовало выступлениям тяжеловесной австрийки Беатрис Шубы, которая с немецкой аккуратностью рисовала на льду все, что положено по обязательной программе, и потом с запасом баллов выходила соревноваться, чтобы продемонстрировать полное отсутствие художественного вкуса в произвольном катании.

Но «самыми-самыми» были Людмила Белоусова и Олег Протопопов. Ленинградская пара каталась, совмещая высокую трудность программ с настоящим искусством, музыкальностью и виртуозностью. Этот дуэт победил на Олимпиадах в Инсбруке и Гренобле, по четыре раза выиграл чемпионаты мира и Европы, шесть раз был первым на чемпионатах СССР.

С 1969 года популярность с ними делила великолепная танцевальная пара - Людмила Пахомова-Александр Горшков. Интересы их пересекались только на показательных выступлениях - сильнейшие здесь катались последними по традиции, и титулы Белоусовой-Протопопова были выше. Однако этот порядок пытались нарушить. Они были известны и своей непримиримостью, склонностью к конфликтам, что спортивное и другое начальство переносило с трудом во все времена - тем более в СССР. Всеобщую радость у спортивных функционеров вызвало появление молодых конкурентов - пары Ирина Роднина-Александр Уланов. Наверное, они с течением времени сумели бы победить непокорных Белоусову-Протопопова в честной спортивной борьбе, так как медлительность ленинградской пары особенно бросалась в глаза на фоне москвичей, выполнявших программу в вихревом темпе, что отражало уже общую тенденцию мирового катания.

Так уж вышло, что чемпионат СССР, на котором схлестнулись в борьбе за первое место две эти пары, проходил в Киеве. Во Дворец спорта невозможно было попасть, он трещал по швам от наплыва публики. После первого дня, когда Роднина-Уланов сорвали поддержку и оказались позади, их буквально начали тащить на первое место. Но чтобы вытащить с шестого места на первое, мало было получить самые предельные оценки - требовалось опустить пониже Белоусову и Протопопова. После того, как этот невероятный фокус был исполнен, разъяренная публика начала ломать мебель в зале. Никто не расходился несколько часов, но план Госкомспорта СССР был выполнен - Роднина-Уланов стали чемпионами страны, без чего они не могли победить ни на каких международных соревнованиях. После 1970 года Людмила и Олег тщетно пытались пробиться обратно на верх пьедестала, но пришлось уйти из спорта и работать в Ленинградском балете на льду.

В 1979 году балет гастролировал за границей, и Белоусова с Протопоповым остались в Швейцарии, попросив там политического убежища. Гражданами этой благоденствующей страны можно стать после осуществления огромного количества трудновыполнимых требований, одно из которых - двенадцать лет не посещать страну, из которой уехал… В 1996 году легендарные фигуристы все же получили швейцарское гражданство. На жизнь они зарабатывали выступлениями на профессиональных чемпионатах мира, которые устраиваются среди людей, покинувших любительский спорт. В этом году им исполнилось по 65 лет (Людмила на 4 месяца младше мужа), но они прониклись воистину безумной идеей - выступить на XVIII зимних Олимпийских играх в Нагано. И не только выступить, а и через тридцать лет снова стать чемпионами!

В мире существуют всего два человека, верящих в то, что это возможно - сами фигуристы. На новой родине они тоже стали людьми, гонимыми спортивным начальством - Швейцарская федерация фигурного катания просто в ужасе от того, что чета Протопоповых (Людмила взяла фамилию мужа) собирается в Нагано. Их взгляды на артистическую основу катания не изменились. Они собираются соревноваться с бегающей со спринтерской скоростью и прыгающей запросто в три оборота молодежью чистым искусством, медленным и прекрасным. Честно говоря, страшно за них не только швейцарским функционерам, но и всем болельщикам, и мне бывшему их страстному поклоннику.

Ну, а Международная организация решила просто откупиться от упрямцев - Международный союз конькобежцев в группе других выдающихся спортсменов наградил призом Жака Фавара Людмилу и Олега. Вместе с ними наградой за 1997 год отмечены канадец Курт Браунинг, американка Бонни Блэйр, норвежец Йохан-Олаф Косс - последние двое, конечно же, не фигуристы, а скороходы.

Первыми о престижной награде сообщили Людмиле и Олегу корреспонденты Радио Свобода, которые просили их оценить итоги чемпионской серии в Мюнхене, где выступили по восемь сильнейших фигуристов в каждом виде.

- Как, мы ничего не знаем. Это очень интересная и приятная новость, - говорит Людмила Евгеньевна.

- Как бы вы оценили успех в чемпионской серии российской пары Елены Бережной-Антона Сихарулидзе?

- Эта пара уже в прошлом году заявила о себе и была на высшем уровне. Правда, на чемпионате мира они не очень удачно прокатались. И тем не менее, это самая лучшая пара сейчас из всех, что есть в фигурном катании.

- У них есть хореографический текст во время всей программы, помимо элементов, которые исполняют другие, - добавляет Олег Евгеньевич. - Это их в значительной степени отличает от других, потому что на них приятно смотреть, на них, как говорится, ложится глаз. Это не просто демонстрация упражнений фигурного катания или прокатывания программы. Мне показалось, что это было именно артистическое исполнение программы. Поэтому они выгодно отличаются от других пар. Если они будут точно так же кататься на Олимпийских играх, у них очень большие шансы выиграть Олимпиаду. Это же самое можно было бы сказать и о программе Ильи Кулика, который не просто лучше прыгал или технически лучше выглядел, чем канадец Стойко, а победил его еще и за счет своего высокого художественного мастерства.

Его катание не было формальным. У него определенный эмоциональный посыл, определенная раскованность. Он не просто демонстрирует уверенность, через это эмоциональное состояние возвышенности и переживаний мы читали уверенность в том, что для него эти элементы не являются главным, хотя он блестяще исполнял, особенно аксель в три оборота. Поэтому его победа здесь вполне закономерна. Что касается Элдриджа и Стойко, то мне они как-то не очень импонировали, особенно музыкальный материал, который они используют, он какой-то монотонный. Это, я бы сказал, тактический прием для того, чтобы иметь свободу, время катания, чтобы музыка не давила, давала возможность перевести дух между элементами. Потому что они в основном катаются от элемента до элемента. Для них это главное. А для российской школы главное - это страдание, все русские танцоры каким-то образом страдают, а потом уже идут элементы.

Оксана Грищук-Евгений Платов в оценке специалистов сейчас вне конкуренции в танцах в будущем споре за золотые медали Нагано…

- Они значительно улучшили технологию своего катания, они выбрали довольно интересную тему - романтическую и трагичную, где-то приближаясь к высоким религиозным чувствам. И это, естественно, не может не влиять в художественном отношении. Потому что все повороты и всякие там перевороты и узлы и развязывание узлов - уходят на второй план. А на первый план, все-таки, выходит духовность.

- Мне кажется, что они все же вне конкуренции на фоне канадской пары и пары Крылова-Овсянников. Это хорошие пары, но все же Грищук-Платов будут вне конкуренции, - заканчивает интервью Людмила.