UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВАЖНЕЙ ВСЕГО — ПОСУДА В ДОМЕ

Несмотря на время, принесшее с собой упрощенные понятия как в моде, так и в отношениях, многие семьи по-прежнему предпочитают пить чай все вместе за элегантно сервированным столом, а не в экстремально-полевых условиях...

Автор: Анна Владимирская

Несмотря на время, принесшее с собой упрощенные понятия как в моде, так и в отношениях, многие семьи по-прежнему предпочитают пить чай все вместе за элегантно сервированным столом, а не в экстремально-полевых условиях. Вышитые резные, затейливо сложенные и украшенные вычурными кольцами накрахмаленные салфетки, пудовые хрустальные вазы и бронзовые подсвечники ушли в прошлое. Новый дизайн посуды требует от убранства стола оригинальности и соблюдения стиля.

Правильно подобранный сервиз должен вписываться в интерьер и соответствовать настроению трапезы. Ненавязчивость, изысканность, своего рода классический минимализм дизайна позволяет использовать один и тот же сервиз в любой обстановке. Оттенить особенности момента, создать интимное, веселое или торжественное настроение помогают аксессуары для сервировки стола, незаменимая часть престижных коллекций столовой посуды. Одна из основных тенденций в дизайне фарфора — обращение к орнаменту различных эпох и культур при классической изысканности форм изделия.

У хорошего фарфора есть три слагаемых успеха — это качество материалов, составляющих фарфоровое тесто, высокая точность сложного процесса изготовления и качество дизайна, который должен выглядеть современно и сегодня, и через 20 лет. Столь высокий уровень могут обеспечить только фирмы со сложившейся традицией производства и, как правило, более чем вековой историей.

Всем известно, что родина фарфора — Китай. Но мало кто знает, что состав твердого фарфора, изобретенный китайцами еще в VI веке, так и не был раскрыт. Китайцы веками хранили тайну и совершенствовали свой фарфор. В Европу китайский фарфор завезли португальские мореплаватели.

А вот с японским фарфором 300 лет назад нас познакомили голландцы. Этот фарфор называли «имари». По качеству он уступает китайскому, но декор его значительно богаче и разнообразнее: кроме красок, применявшихся китайцами, японцы декорировали фарфор золотом.

В XIII веке европейские ювелиры вставляли китайский фарфор в оправу и наравне с другими драгоценными предметами он хранился в церковных, монастырских и дворянских сокровищницах. Тонкий, легкий, полупрозрачный, украшенный синим кобальтовым рисунком из цветов и трав, он являл собой воплощенную гармонию. На какие только ухищрения ни пускались ремесленники-керамисты, чтобы узнать секрет необычной посуды, однако безрезультатно. Тогда упрямые европейцы решили найти свой рецепт. К началу XVIII века по всей Европе возникает сеть мануфактур, и каждая из них стремится занять лидирующее место в изготовлении фарфора.

В Италии в 1575 году по воле великого герцога тосканского Франческо I ди Медичи устраивается мануфактура мягкого фарфора в знаменитых флорентийских садах Боболи. Так называемый фарфор Медичи, который по своим свойствам занимал среднее положение между твердым и мягким фарфором, был хотя и прозрачным благодаря белой глине из Виченцы, но желтоватым, и глазурь поэтому применялась белая, уже знакомая по майоличному производству. Сохранилось примерно 50 аутентичных вещей — тарелок, блюд, подносов, полевых и паломничьих фляг, ваз, умывальников и кувшинов. Декорированы они либо стилизованными цветками по образцу декора на персидской керамике, либо ветками и позаимствованными из современной итальянской керамики гротесками с птицами, четырехглазками и маскаронами, между тем как исполнен декор кобальтом, иногда в сочетании с синевато-лиловой краской из окиси марганца. Марка на фарфоре Медичи — «F» и над ним купол флорентийского собора — синяя.

Мануфактура действовала до первой четверти XVII века включительно. За ней последовали другие попытки: в Англии (д-р Дуайт и Франсис Плейс, вторая половина XVII в.) и во Франции (Руан, Сен-Клу).

Каждая европейская фабрика открывает секрет своего фарфора. Долгое время монополистом в этой области был Мейссен, Германия. Фирменный знак мейссенского фарфора — скрещенные голубые рыцарские мечи — известен уже триста лет. До сегодняшнего дня, практически не меняя технологии, на знаменитой мануфактуре выполняются ручная отливка и ручная роспись.

С тех пор как фарфоровая посуда в XIII веке попала в Европу из Китая, ее называют China, то есть как бы по-прежнему числят китайским произведением (хотя сегодня в Поднебесной фарфор элитных марок не производится). Этот «атавизм» присутствует и в маркировке большинства европейских производителей. Классический Fine China — фарфор с белой глиной-каолином в основе. Фарфор класса «люкс» — это Bone China, то бишь костяной (изобретен в 1796 году в Британии). Каолин в нем заменен фосфатом кальция, проще говоря, измельченными коровьими костями.

А вот знаменитые французские марки фарфора — севрский и лиможский — производятся из лиможской белой глины без добавок фосфата кальция и традиционно имеют другие клейма. Элитный фарфор из Франции легко отличить по ослепительно белому цвету, классическому дизайну, декору с позолотой и/или платиной, изящным рельефам. Сервизы, как правило, небольшие (столовый на 12 персон состоит всего из 44 или 68 предметов), однако по желанию их можно дополнить. Ну а красоту и высочайшее качество севрского королевского фарфора пока можно оценить, только побывав в музее фарфора в Кускове, где экспонируется знаменитый «Египетский сервиз», подаренный Александру I Наполеоном после заключения Тильзитского мира. В наших магазинах современного севрского фарфора пока нет.

Известнейшая английская марка фарфора Wedgwood стремится к более современным формам и декору своей продукции. Дизайнер Ник Мунро создает новые, весьма непривычные линии. Фактура и дизайн фарфора максимально приближены к керамике и фаянсу: черные, белые, серые цвета, лаконичные очертания создают впечатление максимальной упрощенности. Золото больше не в моде. Преобладают неяркие, спокойные цвета и ненавязчивый рисунок. Очень популярны восточные мотивы декора: новая коллекция Samurai сделана в японском стиле — геометрический синий рисунок на фоне цвета пожелтевшей слоновой кости взят из буддистских орнаментов. И если раньше о Веджвуде можно было только мечтать, то сейчас уникальный фарфор можно приобрести уже и у нас в Украине.

В России первая фарфоровая мануфактура была основана в 1744 году императрицей Елизаветой. Продукция первого периода (примерно до 1760 года) ограничивалась мелкими изделиями, как правило, мейссенского образца. Художественный подъем фарфорового производства наступил в царствование Екатерины Великой. Восхищение французской культурой сказывается в формах и благородных декорах роскошной столовой посуды.

С царской мануфактурой состязался качеством товаров частный фарфоровый завод англичанина Фрэнсиса Гарднера, основанный в 1754 году в Вербилках под Москвой. В 1780 году его перевели в Тверь, а в 1891 году он переходит во владение М.Кузнецова. Завод располагал весьма обширной продукцией, в том числе изготовленной и для двора. Выпускалась столовая посуда с росписью преимущественно в серо- и светло-зеленых тонах в различном сочетании с красным или светло-желтым. Множество образцов кузнецовской и гарднеровской посуды попало в аристократические дома Киева. В музее Богдана и Варвары Ханенко выставлены образцы сервизов, которыми пользовалось украинское высшее общество в XIX веке.

Последние 700 лет ответ на вопрос, что делает праздничный стол по-настоящему изысканным, звучит так: дорогой фарфоровый сервиз. Сколько же нужно фарфора для того, чтобы сервировать стол «по полной программе»? Для каждого гостя потребуется пять тарелок — подстановочная, для горячего, закусочная, пирожковая и суповая. Понадобятся также круглые блюда для мяса, овальные для рыбы, салатницы, супница, соусник, солонка и прочее. То есть на 12 человек в столово-чайно-кофейном варианте потребуется около 100 предметов. А еще нужны столовые приборы, скатерти, салфетки, бокалы, свечи — словом, все то, без чего праздничный стол немыслим.

Чем отличается элитный фарфор от просто хорошего? Разница видна невооруженным глазом. Элитный фарфор необычайно бел и прозрачен настолько, что рисунок должен просматриваться на свет, но при этом удивительно прочен. Как-то забавы ради огромный автомобиль водрузили на чашки элитного костяного фарфора. И что в результате? А ничего — ни одной трещинки!

Есть и другие способы проверки качества фарфоровой посуды. Профессионалы из компании Villeroy & Boch советуют поймать блестящей белой поверхностью (например, серединой тарелки) солнечный зайчик, а затем внимательно осмотреть освещенный лучиком участок. Там, как в капле воды на свету, отразятся все инородные тела. Так вот, качественная фарфоровая масса должна быть абсолютно чистой, без малейших дефектов и вкраплений.

Дорогой фарфор — это фарфор с абсолютно гладкой блестящей поверхностью. Между прочим, у родоначальников фарфорового промысла китайцев самой ценной считалась посуда ручной работы с отпечатками пальцев автора. В Европе же изделия даже с микронными отклонениями признают браком. На ценность сервиза указывает также качество декора, дорогие виды отделки (матовое золото, рельефы с золотом и прочее) и, разумеется, марка.

Определить на глаз марку того или иного сервиза под силу разве что профессионалу. А вот соблюсти этикет и доставить удовольствие хозяйке дома не так уж сложно: можно просто перевернуть тарелку и, взглянув на клеймо, заключить с видом знатока: «Так я и думал, настоящий Мейссен (Веджвуд, Споуд). Не оказать подобного знака внимания радушным хозяевам в хороших домах и по сей день считается дурным тоном.