UA / RU
Поддержать ZN.ua

Вавилон на Днестре

Учитывая продолжительное пребывание украинской Буковины в составе чужеземных империй, каждое свидетельство ее принадлежности к Большой Украине — на вес золота...

Автор: Юрий Чорней

Учитывая продолжительное пребывание украинской Буковины в составе чужеземных империй, каждое свидетельство ее принадлежности к Большой Украине — на вес золота. Тем более, когда речь идет о зафиксированном в летописи пребывании этих земель в составе Галицко-Волынской Руси. Пока же речь об уникальном центре древнерусской культуры, городе Василеве (сейчас село Василев Заставновского района Черновицкой области) — ровеснике Киево-Печерской лавры и Софии Киевской. Однако из-за равнодушия государственных мужей уникальному археологическому и культурному объекту угрожает уничтожение. Поскольку если на защиту столичных святынь поднимается едва ли не вся страна, то судьба не менее значимых, но расположенных в провинции памятников очень часто похожа на судьбу самих жителей окраин...

Летописный Василев, как любят представлять свое знаменитое село местные жители, которых наберется едва ли полторы тысячи человек, на вид ничем не отличается от остальных населенных пунктов Буковины. Покосившиеся заборы, разбитые дороги, опустевшие дома и физическое истощение его жителей явно свидетельствуют, что вездесущие строители коммунизма не обошли и этот живописный уголок края.

О бывшем величии одного из портовых городов Галицкой Руси, где во времена расцвета проживало от 20 до 40 тысяч человек, напоминают лишь многотонные каменные кресты, словно грибы после дождя выросшие на покрытой многолетней травой верхушке глиняного мыса, что на окраине села. Поодиночке, парами и группами, взрослые и детские, с языческими орнаментами, кирилличными надписями и безымянные, в жару, дождь и снег стоят они немыми свидетелями давно минувших эпох... Иногда во время земляных работ на месте (где прежде были городище и феодальный замок) этого, выражаясь современным языком, трансъевропейского коридора древнерусских времен, выпахивают тонкий кирпич — плинфу, из которой строили древнерусские церкви, а на огородах крестьяне до сих пор выкапывают останки древних погребений.

— Все рассказы о Василеве принято начинать словами: когда Черновцы были селом, то в городе Василеве насчитывалось уже от 12 до 70 церквей, — начинает экскурсию директор музея села, учитель истории местной школы Мария Смук. — Первое письменное упоминание о Василеве датируется 1230 годом. Площадь, на которой находят остатки различных сооружений древнего города, значительно превышает территорию современного села.

Возможно, будущий император Византии василевс Андроник Комнин также когда-то пережил в Василеве годы своего изгнания. Некоторые жители села и ныне убеждены, что именно василевские монахи, лишенные крыши над головой после монгольского нашествия, переселились с берегов Днестра на берег Прута и основали Черновцы.

...Преодолев крутой подъем, мы очутились на макушке склона, расположенного в южной части посада, который крестьяне в поисках строительной глины активно подкапывают уже много лет подряд. Из неровной поверхности горы везде выглядывают остатки фундамента старинного белокаменного храма XII века, стенки каменных саркофагов, перекошенные кресты, у которых присели отдохнуть куры и гуси... Вспоминаются жуткие пересказы о захороненных в фундаменте храма малолетних детях или замурованной в стену жене зодчего, который его сооружал. Вот лишь одна из легенд, записанная в Василеве от местной жительницы.

Жители Василева
Храм на старом кладбище возводился очень сложно. Что днем построят, то ночью проваливается. Наконец старосте церкви, руководившему строительством, приснилось: так будет продолжаться до тех пор, пока в стену храма не замуруют женщину, которая первой принесет зодчим обед. Как только староста рассказал о своем сне, каждый мужчина позаботился, чтобы не его жена первой принесла обед. Случилось так, что первой пришла жена самого старосты. Ей сказали: «Стань здесь на стену» и начали обкладывать камнем. Муж плачет, жена плачет, поскольку ребенок маленький остается. Дошли до верха, сверху камень на голову положили... Только тогда церковь закончили.

Люди говорят, что во время раскопок в фундаменте церкви действительно нашли замурованный скелет женщины. Вероятнее всего, это было погребение в саркофаге. Тем не менее сейчас здесь лишь следы упадка и запустения. Памятник общеукраинского уровня, второй по значению на Буковине, как утверждают научные работники, после разрекламированной Хотинской крепости, явно переживает не лучшие времена. Если разработка глинища, в которое местные умельцы превратили холм с остатками древнерусского храма и кладбища, и дальше будет продолжаться, то фундамент уникального строения вскоре исчезнет навсегда. Таким образом, если немедленно не остановить несанкционированный отбор глины из карьера, неизвестно, какие еще раритеты найдут место своего вечного упокоения не в музейных коллекциях, а в фундаментах и стенах зданий предприимчивых василевчан...

— Осторожнее! Не заходите в алтарную часть храма, — неожиданно останавливает поток мыслей Мария Васильевна. — Все-таки здесь более 200 лет подряд правилась служба Божья. К тому же остатки белокаменного храма в Василеве подтверждают его высокий статус. Такие сооружения, высотой 32—34 метра, возводили только для митрополитов или их наместников. Да и в каменных саркофагах хоронили людей преимущественно княжеского сословия или бояр. Когда мы с детьми убираем здесь, то в алтарную часть заходят лишь мальчики, а девочки убирают в каком-нибудь другом месте.

Необыкновенная группа посетителей вызывает живой интерес у местных жительниц, дворы и огороды которых расположены рядом с храмом и старинным кладбищем.

— Боже! Сколько этих черепов было — стояли в домах целыми кипами, — вспоминает жительница села Василев Одарка Грывул времена, когда основоположник буковинской археологической школы Борис Тимощук проводил раскопки на месте бывшего белокаменного храма. — Мой Штефан вместе с другими мужчинами, которым платил Борис Онисимович, накопали много того добра. А поскольку молодыми тогда были, то, бывало, и пошутят. Брат моего отца, например, лег однажды на останки в каменное корыто, которое здесь выкопали.

О том, что предметом для шутки оказался каменный саркофаг, которому было минимум 800 лет, женщина явно не догадывается. Как и о том, что принадлежать он мог далеко не последнему человеку в Галицкой Руси. Поговаривают, кому-то из родственников ослепленного после Любецкого съезда князей Василька Теребовлянского. Обозначенный загадочным квадратом-лабиринтом, который ученые называют знаком «вавилон», он и поныне хранится в Черновицком краеведческом музее.

Человеческих скелетов здесь действительно много. И не только в каменных саркофагах, фрагменты которых выступают из земли по всей площади бывшего храма. Вот прямо под стеной клуни, что на противоположной стороне дороги, отделяющей бывший храм от остального села, выступают основание черепа, позвоночник и еще какие-то человеческие кости. Кто знает, какие тайны открыли бы проведенные на этом месте раскопки?..

— Хорошо, что уже давно не было дождя. Потому что после каждого ливня вода вымывает на этой дороге, по которой мы сейчас идем, новые и новые скелеты, — делится наблюдениями хранительница музея. — В позапрошлом году мы со священником собрали останки покойников древнерусских времен — женщины и нескольких детей — и вместе с остатками гроба и элементами украшений перезахоронили по всем церковным канонам. Тем не менее, по-видимому, снова придется просить батюшку осуществить новый обряд перезахоронения...

Древнерусское погребение обнаружили во время прокладки газопровода на одной из центральных улиц села. И хотя с найденными таким необыкновенным образом останками поступили по-христиански, ученые бьют тревогу. Ведь проводить любые строительные работы в напичканной древностями земле категорически запрещено. По-видимому, и газопровод в этом селе следовало прокладывать воздушным путем, а не копать траншеи трактором. Тем более что, опасаясь мщения со стороны душ умерших, крестьяне не позволили ученым должным образом исследовать обнаруженные останки.

Тем не менее очевидно, что, несмотря на титанические усилия местных энтузиастов, без экстраординарных мер не обойтись. Если оставить все как есть, то на уникальном объекте вскоре вообще нечего будет спасать. Первым шагом на этом пути должно бы стать объявление территории, которую занимает Василев, археологическим заповедником национального значения. Таким образом именно власть должна была бы отыскать средства на проведение здесь систематических археологических раскопок, в том числе на радиоуглеродный анализ обнаруженных в саркофагах останков. (Кто знает, какие еще тайны скрывает погребение под плитами белокаменного храма? Ведь доподлинно известно, что на территории церквей так погребали только знатных и зажиточных людей). Уникальные находки могли бы пополнить музей летописного Василева, а законсервированные специалистами и покрытые стеклом фундаменты древнего замка на горе Хом, скального монастыря, белокаменного храма и остальных церквей привлекали бы сюда тысячи почитателей старины.

То, что дело можно сдвинуть с мертвой точки, свидетельствует утвержденная областным советом в феврале 2007 года Комплексная программа сохранения и использования объектов культурного наследия Черновицкой области на 2007—2010 годы, которая, в частности, предусматривает выделение более 21 миллиона гривен на указанные потребности. Тем не менее, зная, как финансируются даже утвержденные культурные программы, уверенности в том, что памятник действительно будет спасен, с каждым годом становится меньше. К тому же в Василеве уже имеют печальный пример разорения, а не сохранения старины. В 1991 году здесь уничтожили музей истории села, который существовал с 1976 года. Руководители местного колхоза решили, что размещенный в его здании конденсаторный цех принесет больше пользы, чем «какие-то черепки». Поэтому собранные там несколькими поколениями ученых уникальные экспонаты без инвентарной сверки просто погрузили на телеги и сбросили на ступеньки возле клуба...

Практически разрушенный из-за равнодушия власть имущих памятник, который при рациональном хозяйствовании мог бы стать туристической изюминкой региона, — яркий, но, к сожалению, не единственный пример декларативного «спасения» Василева. Поскольку если бы приоритетность туристической области для развития экономики Буковины была не на бумаге, мы уже давно имели бы на ее туристической карте такой уникальный объект, как «летописный Василев».