UA / RU
Поддержать ZN.ua

Валерий Борзов: «ПРИОРИТЕТ — ОЛИМПИЙСКИМ ВИДАМ СПОРТА»

Валерий Борзов, выигравший в 1972 году на Мюнхенской Олимпиаде две золотые медали в спринте, стал тогда самым популярным человеком СССР, затмив на время Аркадия Райкина и восходящую звезду - Аллу Пугачеву...

Автор: Владимир Маевский

Валерий Борзов, выигравший в 1972 году на Мюнхенской Олимпиаде две золотые медали в спринте, стал тогда самым популярным человеком СССР, затмив на время Аркадия Райкина и восходящую звезду - Аллу Пугачеву. За ним ходили толпами, он не мог спокойно появиться на улице. Увы, мирская слава проходит быстро, а спортивная, даже олимпийская, с годами тоже тускнеет, хотя две золотые и еще три призовые медали двух Игр - это навечно. Сейчас Валерий Филиппович, наряду с должностями министра по делам молодежи и спорта и президента Национального олимпийского комитета Украины, стал первым в истории и единственным в Украине членом Международного олимпийского комитета, организации, насчитывающей в своем составе более двухсот стран, из которых собственного представителя в МОК имеют лишь чуть более ста. Правда, по Олимпийской хартии - своеобразной конструкции Олимпийских игр - член МОК не представляет в нем свою страну, а наоборот - представляет МОК в своей стране. Что означает полную независимость члена МОК от любых влияний, полную невозможность кому бы то ни было отстранить его от этой организации до достижения весьма почтенного возраста. А в МОК нашему министру приходится общаться с королями, принцами, баронами, герцогами, миллиардерами. Поэтому, входя сейчас в кабинет Валерия Филипповича, испытываешь легкий трепет.

- Как бы вы обозначили круг проблем, возникающих при подготовке к XXVI Олимпийским играм в Атланте?

- Подготовка эта разделяется на ряд этапов. В нынешнем году и до мая 1996 года будет продолжаться процесс отбора в национальную олимпийскую команду. Игры в Атланте имеют ту особенность, что международным федерациям дано поручение создать каждой свою систему отбора с тем, чтобы в Олимпиаде участвовали действительно сильнейшие спортсмены, выполнившие нормативы и получившие лицензии, а также необходимое решение федерации о том, что они могут быть членами олимпийской сборной. И главным для нас в этом году было участие в чемпионатах мира и Европы, а также в приравненных к ним отборочных соревнованиях.

Мы делали все необходимое для того, чтобы обеспечить выезд олимпийских команд в Атланту, взаимодействовали с оргкомитетом по участию в Играх, где решали все вопросы регламента и подготовки к участию в Играх. Ряд вопросов требует быстрейшего реагирования. Это подготовка информации об участниках олимпийской сборной, получение материалов об особенностях прохождения таможенного контроля, размещения сборной в Олимпийской деревне, размещения и квоте официальных лиц, о порядке приглашения высших должностных лиц государства на Олимпийские игры. Кроме того, решается ряд вопросов обозного характера. Это обеспечение претендентов на призовые места лучшим инвентарем и оборудованием, создание благоприятных условий на спортивных базах на территории Украины для проведения сборов по подготовке к Играм, изучение условий адаптации к соревнованиям непосредственно в предместьях Атланты, уточнение с диаспорой вопросов об оборудовании мест тренировок тем инвентарем, который будет использоваться на Играх, создание допинговой лаборатории, решение вопросов об изготовлении парадной формы для олимпийской команды, размещение заказов, утверждение дизайна. Я уже не говорю о проблемах методики подготовки, научном обеспечении, информационной работе и т.д.

По всему этому комплексу вопросов в 1995 году проводилась организационная работа. Создан правительственный оргкомитет по участию в Играх, Президентом Украины утвержден план мероприятий по подготовке и принят указ о подготовке к Олимпийским и Параолимпийским играм 1996 года, формируется перечень проблем, которые необходимо решить нашим специалистам из числа кандидатов в олимпийскую сборную - тут много социально-бытовых вопросов. Оформляются документы и календарные планы на каждого спортсмена, претендующего на участие в Играх, с целью контроля за ходом их подготовки, начиная с ноября 1995 года. Отрабатывается программа по украинской диаспоре, в том числе - сбор средств, изготовление сувенирной продукции, подготовка кураторов, которые будут работать сопровождающими делегацию, помогать транспортом, переводить и т.д. Это молодые украинцы уже американского и канадского происхождения, которые горят желанием помочь нашим спортсменам, они прошли ряд репетиций, в следующем году будет отобрана группа людей из Спілки української молоді для конкретной подготовки.

Пытаемся освободить от подоходного налога те суммы, которые будут выплачены спортсменам в качестве поощрения за призовые места.

- Если я правильно помню, то оргкомитет не по проведению Игр, а по участию в них, создан у нас впервые...

- Раньше оргкомитет являлся государственным органом. В принципе у нас есть штаб олимпийской подготовки, а ряд вопросов, которые надо решать на правительственном уровне, поможет снять оргкомитет под руководством Валерия Пустовойтенко.

- А это не усложнит работу?

- Нет, это помогает быстрее добиться необходимых нам решений. Одно дело, если обращается по какой-то проблеме министр или президент Национального олимпийского комитета, другое дело, если решение или резолюция дается на уровне премьер-министра или министра Кабинета министров.

- А можно назвать сумму, необходимую для участия в Олимпийских играх и выделяемую государством, а не получаемую из дополнительных источников?

- Это значительная сумма, есть наши предложения, но точно можно будет сказать после утверждения бюджета. Во всяком случае, это больше 2,5 триллиона карбованцев, необходимых для реализации нашей олимпийской программы.

- Не можете ли рассказать о том, как вы лично были введены в престижнейшую международную организацию - Международный олимпийский комитет?

- Существует специальная процедура инаугурации новых членов МОК. Группа претендентов на это звание обычно сидит в зале на последних местах, а остальные члены МОК располагаются в зависимости от стажа пребывания в организации или порядка избрания - от крайнего левого в первом ряду, до правого крайнего в последнем. Сейчас членов МОК более ста. После размещения в зале избранный член МОК приглашается, зачитывает клятву где-то на две трети старичники, становится рядом с президентом МОК и по окончании инаугурации все во главе с президентом обходят членов исполкома МОК, а затем их проводят через ряды членов МОК и каждому представляют. Потом садятся в прежнем порядке. Если будут избраны новые члены, тогда мы подвинемся вправо.

- А не наблюдается ли какого-то высокомерного отношения со стороны имеющихся в МОК в изобилии королей, принцев, герцогов и т.д.?

- Там своя система взаимоотношений. Все члены МОК равны, это олимпийская семья. Привилегия более опытных и титулованных членов МОК в их интеллекте, опыте, ценности тех предложений, которые они вносят. Разумеется, всем там прекрасно известно, насколько кто из членов МОК, скажем, более материально обеспечен. И если сидит принц Монако, то и обращение к нему соответствующее, не забывают, что он принц, и от этого никуда не денешься. То же самое с принцессой Анной, герцогом Эдинбургским - разумеется, выдерживается определенный протокол. А в общении нет вообще никаких условностей. Скажем, на одном из приемов ко мне подошла принцесса Анна, и где-то минут двадцать мы общались. Правда, при этом вся публика стала в кружок и наблюдала. Я не чувствовал, что это какая-то августейшая особа, шел элементарный спортивный разговор. Она вспомнила, как была в Киеве, участвовала в соревнованиях, поговорили о каких-то общих вопросах и разошлись.

- А в смысле владения английским как у вас?

- Ну, я объясняюсь довольно свободно, понимаю и говорю, и этого достаточно для общения. Не скажу, что уж очень хорошо знаю английский, но могу общаться. Во всяком случае, на всех международных мероприятиях я без переводчика ориентируюсь о чем идет речь, и могу вставить слово, если надо.

- А вот процедура голосования в МОК - просто руки подымают или какие-то кнопки жмут?

- Голосование по различной важности вопросам происходит по-разному. Это зависит от президента, но, как правило, за избрание новых членов голосование проводится тайно. Некоторые вопросы, если предварительно собраны подписи, обсуждаются в рабочем порядке, просто осведомляются, кто против и кто воздержался? При отсутствии таковых вопрос считается решенным. Но выбор олимпийских столиц для очередных Игр проводится только закрытым голосованием.

- Давайте вернемся в Украину. На первых порах данное министерство, вроде бы, ощущало трудности в контактах с местными - областными и районными организациями, не везде были комитеты по физкультуре и спорту, где-то ограничивались созданием комитетов по делам молодежи. А как сейчас, вы чувствуете, что владеете ситуацией на местах, управляете развитием спорта и молодежными делами?

- В спорте у нас своя специфика, свои законы, своя соподчиненность. Стержень, на котором все держится, - отбор в национальные команды, система отбора.

И все же прямой подчиненности по вертикали сейчас нет, и, конечно, это создает проблемы. При условии, мягко говоря, слабого финансирования мы вынуждены перейти на приоритетное обслуживание отдельных направлений, обозначенных решением коллегии. У меня 22 олимпийских вида спорта, на которые тратится 70 процентов бюджета. В областях они могут не принять это разделение и пустить деньги на виды, которые не входят в число олимпийских, но нравятся руководству или еще кому-то. Здесь прямой подчиненности нет, нет оптимальных условий для управления. Конечно, сейчас другая исполнительская дисциплина. Я не могу никому приказывать, я могу только «настоятельно рекомендовать». Сейчас появилась возможность использовать решения Президента или премьер-министра, но тогда приходится действовать не прямо, а через местную администрацию. По важным вопросам это может вдохновить людей в областях, но в рабочем порядке, конечно же, невозможно каждый раз бежать к Президенту или премьеру.

- В прежние времена орготдел Спорткомитета Украины торжественно принимал годовые и полугодовые отчеты областей. Сейчас есть такая отчетность?

- Да, форма отчетности установлена Министерством статистики и обязательна для всех отраслей. В феврале у нас как раз будет прием отчетов за 1995 год.

- А количество физкультурников по-прежнему неуклонно растет или уже как-то приблизилось к реальности?

- Вы знаете, изменены критерии оценок. Мы не заботимся, чтобы обязательно цифры росли, хотя любопытствуем, сколько все же людей у нас занимается физкультурой. Дело в том, что пошел этакий неуправляемый броуновский процесс, появилось много частных структур, которые не попадают в отчетность, не числятся, как спортивные организации. Мы точно знаем количество детей в спортшколах, приблизительно знаем процент отсева учащихся и можем с достаточной степенью вероятности очертить круг людей, занимающихся спортом, известен точно и контингент тренеров.

- А как с утечкой тренерских кадров за границу?

- Раньше это был односторонний процесс, теперь наметился и обратный поток. Все прекрасно понимают, что в Украине можно при желании заработать не меньше, чем «за бугром». Там, кстати, просто так сто долларов никому не дают. Плюс неудобства отрыва от семьи, ностальгия, непривычная погода и еда, система выжимания, когда если уж работаешь и получаешь, то надо выкладываться. А профсоюзов никаких нет.

- Ну, у нас роль профсоюзов не такая уж серьезная...

- Это пока дело не дошло до суда.

- Валерий Филиппович! Вот вы совершенно точно самый быстрый министр в нашем Кабинете, а сейчас смогли бы пробежаться?

- Прошло лет двадцать со времени моих лучших результатов, и я по физическим кондициям приблизился, если можно так сказать, к нормальному человеку. В воскресенье мне удается побегать, хочу подключить еще плавание и немного взяться за штангу.

- Но ведь это чревато опасностью радикулита...

- Ничего, можно ведь жать вес лежа, есть такая хитрость. Но дело даже не в этом, а в огромном дефиците времени. Каждый день одно нанизывается на другое, отвлекает. А ведь надо еще иногда посидеть и подумать...

- Спасибо вам за интервью!