UA / RU
Поддержать ZN.ua

Валентин Манкин: «…Побеждает тот, кто делает меньше ошибок»

16—20 сентября в акватории Киевского водохранилища ведущие украинские яхтсмены боролись за звание лучшего экипажа...

16—20 сентября в акватории Киевского водохранилища ведущие украинские яхтсмены боролись за звание лучшего экипажа. Директор WindMaster Regatta Юрий Семенюк подчеркнул, что регату заметили за рубежом. В планах организаторов на следующий год — приглашение яхтсменов из соседних стран — России, Беларуси, Польши и проведение международных парусных гонок.

Осенние соревнования WindMaster Regatta прошли в трех дивизионах яхт — sportboat, bigboat и в олимпийском классе «Звездный». Отличилась регата не только именитыми фамилиями, но и интригой, непредсказуемостью.

Валентин Манкин
Одним из участников стал Валентин Манкин — легенда советского и звезда мирового парусного спорта, трехкратный олимпийский чемпион, причем единственный в мире яхтсмен, завоевавший олимпийское золото в соревнованиях разных классов яхт. Завершив свою блистательную спортивную карьеру, Манкин впоследствии стал не менее блистательным тренером. Более 20 лет он живет и работает в Италии, где подготовил огромное число яхтсменов мирового уровня. Мы побеседовали с Валентином Григорьевичем сразу после окончания соревнований.

— Валентин Григорьевич, вы впервые на соревнованиях WindMaster Regatta. Каковы ваши впечатления о гонке?

— На мой взгляд, любые гонки — итог какой-то работы. Осенние WindMaster Regatta проходят в конце сезона и этим они еще ценнее. По выступлениям здесь можно оценить, насколько хорошо спортсмены готовились, какого прогресса они достигли, правильно ли тренировались. Гонки получились интересные. На Киевском море ветер, как всегда, крутит-вертит. В таких условиях многое зависит от мастерства экипажа, от того, как он работает на старте, на лавировке, на полных курсах, на огибании. Понравилось и то, что одновременно гоняются многие классы, в том числе «Звездный». «Звездники» начинают сейчас борьбу за олимпийские лицензии, для них WindMaster Regatta — этап подготовки к важным стартам.

В соревнованиях также участвовали современные, быстрые спортботы и крейсерские яхты. Могу только порадоваться, что в Украине организована такая регата. Для спортсменов участие в подобных соревнованиях — большой плюс. Ведь каждый выход — это экзамен. На дистанции всегда что-то находишь, что-то проверяешь, чему-то учишься.

— Вы были тактиком на крейсерско-гоночной яхте «R&B». Что удалось осуществить, чем недовольны?

— В этом экипаже тактик, может, и не нужен был. Сергей Пичугин — очень высокого класса гонщик, Игорь Юшко как рулевой с каждым выходом становится более зрелым и опытным. Поэтому я лишь эпизодически советовал, как лучше действовать. Экипаж очень слаженный, хотя есть много моментов, которые нужно шлифовать (яхта «R&B» — партнер — «Сбербанк России» заняла второе место в осенних соревнованиях WindMaster Regatta. — Ред.). Например, подъем спинакера или какой-то поворот… Парус — это спорт, в котором все время учишься. Природные условия никогда не бывают одинаковыми, каждая волна разная, каждый день другой. В парусе ты постоянно с натурой, ты читаешь ветер, видишь его цвет. Поэтому нужно открыто смотреть на горизонт, различать все особенности, нюансы. И принимать правильные решения. Ведь побеждает тот, кто делает меньше ошибок.

— Вы живете в Италии и тренируете сборную этой страны в классе «Звездный». Успеваете ли следить за тем, что происходит в украинском парусном спорте?

— В каждой стране есть свои сильные и слабые стороны. В период независимости в Украине появилось много хороших спортсменов, добившихся серьезных результатов. Это Родион Лука и Георгий Леончук, Елена Пахольчик и Руслана Таран, другие яхтсмены. Но с каждым годом олимпийский спорт усложняется, растет конкуренция, поэтому
успокаиваться и засиживаться нельзя.

— Вы можете сравнить уровень поддержки парусного спорта в Италии и в Украине? Где лучше работают федерации и больше возможностей для подготовки спортсменов?

— В Италии много яхт-клубов, спонсоров, людей, которые любят парусный спорт, поэтому возможностей там больше, чем в Украине. К сожалению. Но и в Италии есть много проблем.

— Например?

— С детскими классами, с тренерами. В Италии вообще не употребляется слово «тренер». Есть «компонаторе» или «сопровождающий». И чтобы быть «сопровождающим», нужно закончить двухнедельные курсы, а не Институт физкультуры, как у нас.

— Иными словами, квалифицированные тренеры в дефиците?

— Естественно. Я иногда говорю жене: мне было легче работать начальником водных видов спорта в Москве, чем «сопровождающим» в Италии. Она смеется и отвечает: поэтому тебя туда и пригласили. В каждой стране свои проблемы. Но больше шансов достичь успеха имеют страны, в которых ценят парусный спорт и есть хорошие учителя. Хороший учитель может воспитать целую плеяду гонщиков. И что еще важно в работе с детьми — до 15 лет нужно не столько уделять внимание росту спортивного мастерства, сколько прививать любовь к морю и парусу. А уже с 15 лет — время показывать результаты. Сейчас так
работают в Италии, и это приносит свои плоды. Все силы брошены на юниорский спорт, на воспитание спортсменов в возрасте от 16 до 19 лет.

— Сборная Италии рассчитывает на богатый урожай медалей в парусном спорте на Олимпиаде в Лондоне?

— В двух-трех классах есть возможность показать хороший результат. Но от победы до поражения — один миллиметр, поэтому никто не может гарантировать медали.

— Вы рассматриваете как конкурентов украинских спортсменов?

— Конечно, хотя все зависит от того, как будет вестись подготовка. За успех нужно бороться каждый день. Тем более в парусном спорте, где то, что было вчера, не имеет значения.

Очень важно, что оргкомитет WindMaster Regatta совместно с партнерами — «Сбербанком России», Platinum Bank, НАСК «Оранта», АСК «Инго Украина», PUMA, ИЛТА и другими ведущими компаниями Украины оказывают поддержку детской школе парусного спорта и развитию яхтинга в целом. Это залог того, что будет расти достойное поколение спортсменов, которые смогут конкурировать на мировом уровне.

— Возможен ли такой вариант, что вы вернетесь в Украину, и здесь будете работать тренером?

— Я могу помочь, но работать должны более молодые тренеры. Если понадобится, я готов поделиться своим опытом. Победы достигаются, когда талант спортсмена умножается на опыт и превращается в мастерство. С моей точки зрения, не играет столь существенной роли яхта, паруса — это все можно купить. А вот мастерство не купишь.