UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВАДИМ ПРОТИВ РЮРИКА

Едва ли следует углубляться в вопрос о пришествии варягов: звали их или они пришли сами, были они с...

Автор: Павел Позняк

Едва ли следует углубляться в вопрос о пришествии варягов: звали их или они пришли сами, были они скандинавами или так называемыми варягами-русь, насаждали ли свои нравы и обычаи, или наоборот - ассимилировались среди местного населения. Много уже об этом говорено и писано. Да и речь у нас о другом.

Легенда о призвании на Русь трех братьев варягов основана на реальных фактах. Известно, что младшие братья Синеус и Трувор умерли, ничем себя особенно не прославив, а остался Рюрик, от которого вели свою генеалогию многие поколения русских писателей. В официальной таблице родословной князей, которую приводит, например, С.Соловьев, список открывает именно Рюрик.

Линия Рюриковичей пресеклась на сыне Иоанна Грозного Феодоре, но еще долго многие знатные люди гордились своей причастностью к роду Рюриковичей, выдвигали ее как самый весомый аргумент при споре на право занять русский престол.

А при чем же здесь Вадим, и кто он, и чем прославился? Трудно дать пространный и внятный ответ на этот вопрос, листая труды по истории. Немного говорит о нем Карамзин, чуть больше - Татищев, а остальные исследователи нашей старины если и вспоминают о нем, то лишь вскользь.

Зато в художественной литературе образ Вадима нашел достойное отражение. К нему, в частности, обращались Княжнин, Рылеев, Пушкин, с особым пиететом относились к этому герою декабристы. Чем же привлекал писателей этот образ?

Если исключить присущие всем художественным произведениям так называемые личные линии - любовь, ревность, измену любимой или друга и т. д., то останется главное: новгородец Вадим отказался служить правителю, выступил против него и был убит. И только-то? Новгородцы всегда славились своим бунтарским характером. Вадим, видимо, превзошел других. Но все равно этого явно недостаточно для героизации образа. Обратимся к Татищеву: «В сии времена славяне бежали от Рюрика из Новгорода в Киев (год 869. - Ред.), зане убил Вадима храброго, князя славянского, иже не хотеша яко рабы быти варягом».

Вот, оказывается, в чем изюминка. Вадим предстал перед народом как первый защитник русской политической свободы!

Здесь в пору задаться вопросом - так чья же история начинается с воцарением Рюрика?

Древние летописи дают противоречивые сведения о том, кто заложил Новгород - называют и славян, и Рюрика. Вероятнее всего, город существовал до прихода варягов, а Рюрик только обновил его. Но, как видим по истории восстания Вадима, сами новгородцы его усердие оценили не очень высоко…

Восстание Вадима воспринимали и историки, и прогрессивные литераторы в первую очередь, как бунт против чужеземцев. Таким во всяком случае видели тогда Рюрика. Не просто как жесткого правителя, а как пришельца. Потому и бежали славяне из Новгорода в Киев. Правда, и Киев вскоре, с появлением Олега, с убийством Аскольда и Дира попал под влияние Рюриковичей, но он имел однако корни Киевской Руси.

Возникает вопрос: а как все-таки с Рюриком и его наследниками? Очевидно, в сознании многих поколений он оставался чужеземцем. И только пройдя через многие колена династии уже русских царей, утвердился как символ высшей элиты. Но героизация образа Вадима уже спустя значительное время свидетельствует о другом: Вадим стал символом борьбы за политическую свободу вообще, чем и привлек внимание передовой молодежи, в частности декабристов, прогрессивной интеллигенции. А Рюрик олицетворял несвободу вообще, политический и административный гнет.

А если вернуться к вопросу - так чья же история начинается с Рюрика, то можно ответить одно - история нашего народа с его постоянной, испоконвечной борьбой за свободу.