UA / RU
Поддержать ZN.ua

В защиту неполных семей

Кого ни спроси, все скажут, что для ребенка всегда и во всех смыслах лучше, когда он растет в полной семье...

Автор: Светлана Сененко

Кого ни спроси, все скажут, что для ребенка всегда и во всех смыслах лучше, когда он растет в полной семье. Это и естественно, и логично: двое дадут вдвое больше родительской любви, тепла, заботы и ресурсов, нежели один.

Об этом же говорят всевозможные исследования, сравнивающие более или менее объективные показатели детей, живущих в полных и неполных семьях. В частности, по данным всеамериканского исследования подростковой наркомании, доля тех, кто уже попробовал это зло, оказалась меньше среди детей, растущих в семьях с обоими родителями, чем среди их сверстников из семей с одним родителем. И такой результат нас совершенно не удивляет, он ожидаемый.
Удивительно другое — это «меньше» оказалось вовсе не в два раза, а на какие-то жалкие проценты. Так, «уровень наркомании» среди американских подростков из полных семей — 4,5%, а для тех, кто живет с одним из родителей, — 5,7%. Это уже не совсем ожидаемый результат.
Более того, магическое число «два» по отношению к родителям не всегда работает лучше. В частности, выяснилось, что «уровень наркомании» для детей из семей с одной мамой оказался ниже, чем для семей с родным папой и «новой мамой». А самой лучшей семейной структурой в этом смысле оказался «триумвират» — когда под одной крышей живут мама, папа (оба родные) и кто-то из их родителей.

Исследования, сравнивающие школьные оценки и качество взаимоотношений с братьями-сестрами и друзьями, чтобы найти корреляцию между этими показателями со структурой семьи (двое родных родителей, одна мама, приемные родители, приемная мама, приемный папа и т.д.), показали, что такой корреляции нет — правда, при условии, что сравниваются семьи примерно одного социального круга и уровня доходов. Другими словами, число родителей и факт их биологического родства или неродства не влияет ни на успеваемость, ни на уровень социальной адаптации ребенка. Самыми важными факторами в этом смысле оказались — в порядке убывания степени корреляции (и, похоже, влияния): 1) уровень конфликтности в семье в целом; 2) степень разногласий между родителями (как живущими в семье, так и «бывшими»); 3) частота и продолжительность споров между родителями и детьми.

Более того, есть показатели, по которым неполные семьи превосходят полные. Так, американское исследование повседневной жизни семей с детьми в возрасте от 10 до 14 лет выявило, что одинокие родители общались со своими чадами в среднем более дружелюбно, а эти дети проводили в среднем больше времени с членами своей «расширенной семьи» (бабушками, дедушками и другими родственниками), нежели их сверстники из полных семей (психологический консенсус считает такую практику полезной).

На всякий случай уточню: дружелюбное обращение с детьми вовсе не означает попустительство, вседозволенность или отказ от наказаний за плохое поведение. Речь идет, скорее, об общей атмосфере, когда строгость в защите границ дозволенного проявляется, а вот злоба и бессердечие — нет.

Как же так? Почему полные семьи показывают те же результаты, что и неполные, а иногда даже худшие? Потому что не число важно, а умение. Потому что, к сожалению, далеко не все дети, живущие с обоими биологическими родителями, получают от них необходимую порцию любви, заботы, тепла, внимания и в то же время ограждены от родительских конфликтов, ссор, взаимных обвинений и враждебности.

Другими словами, нет смысла сравнивать между собой две категории семей скопом — отдельно все семьи с папой и мамой и отдельно все семьи с одним из них. Потому что внутри каждой из этих категорий есть масса различий. И есть другие факторы, влияющие на благополучие детей сильнее, чем само по себе наличие или отсутствие одного из родителей.

В частности, уже появились исследования, согласно которым у детей, растущих в семьях с полным набором родителей, но при этом с высоким уровнем конфликтности между ними, гораздо больше поведенческих проблем, чем у детей из стабильной семьи с одним родителем. Тут уместно заметить, что очень часто в тех случаях, когда муж и жена продолжают жить вместе только ради детей и расценивают свои отношения как низко конфликтные (поскольку они «терпят» друг друга), их дети часто считают, что уровень конфликтности в семье высокий. Т.е. холодная война родителей воспринимается детьми как вполне горячая.

Я отнюдь не пропагандирую легкомысленное отношение к браку или предлагаю немедленный развод при любом недоразумении или ссоре. Над отношениями в семье надо работать и заботиться о них. Но в этом деле случаются и проигрыши. Я вижу тут аналогию со здоровьем: никто не хочет болеть, но это со многими случается, и далеко не всегда по вине заболевшего. К счастью, не все болезни фатальны, и при правильном лечении и поведении человек может если не выздороветь окончательно, то жить нормальной, счастливой и плодотворной жизнью.

Детям может не повезти с родителями. Бывает и так, что каждый из родителей вполне хорош, но вместе жить у них получается плохо — из-за своих конфликтов они мало занимаются детьми и их нуждами — так что иной раз и впрямь лучшим выходом было бы спокойно разойтись и выполнять свои родительские обязанности по отдельности. Или случается, что будущая мама ребенка так и не смогла найти человека, подходящего для роли папы. Ну, бывает еще, что кто-то из родителей безвременно умирает.

Короче говоря, семья может стать неполной по самым разным причинам, и дети, растущие с кем-то одним из родителей (чаще с мамой, но бывает, и с папой и даже бабушкой или другим родственником) — это реальность наших дней. Не надо считать такую ситуацию роковой и рисовать судьбу таких детей мрачными красками. Самым важным фактором, благотворно влияющим на детей, является наличие ответственного, вовлеченного и стабильного воспитания, и один по-настоящему хороший родитель лучше двух, если их союз негармоничен.