Американские психологи исследовали поведение мальчиков — младших школьников, желая выяснить, каким образом среди детишек выделяются лидеры. В результате многочисленных тестов, экспериментов и опросов выяснилась неожиданная вещь: в детском коллективе действуют законы джунглей. В лидеры зачастую выходят наиболее агрессивные и жестокие ребята.
В исследование вовлекли около пятисот младших школьников из разных школ Северной Каролины. Особенное внимание обращали на формальных и неформальных лидеров — капитанов спортивных команд, президентов школьных клубов по интересам, победителей конкурсов и просто ребят, популярных в своей среде. Как оказалось, две трети из них действительно выделяются своими достоинствами — хорошо учатся, успешно занимаются спортом или другим хобби. А главное, каждый из них обладает превосходными социальными навыками.
Однако треть таких «героев» отличает откровенно антисоциальное поведение. Согласно опросам, склонные к насилию «настоящие парни» считают себя весьма популярными в школе. И это мнение разделяют учителя и другие ребята. В лидеры их выдвигают первые же успехи в травле слабаков, драки и попытки как-то «насолить» учителям, причем, эти выходки в детском коллективе нередко поощряются. Такой лидер становится объектом восхищения среди сверстников и дурным примером. Если ему не дают достойный отпор, ребенок может решить, что насильственное поведение позволит добиться успехов и в будущем.
Однако выросшие из таких детей грубые и жесткие юноши далеко не всегда пополняют ряды преступников. В некоторых сферах, например, спорте, армии или политике они могут как раз оказаться «на высоте».