UA / RU
Поддержать ZN.ua

В ПОИСКАХ ПОТЕРЯННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ... СКВОЗЬ ПРИЗМУ СУДЬБЫ ОДНОЙ СЕМЬИ

Украину сегодня можно считать европейским государством, к сожалению, только на основе географического фактора...

Автор: Мирослава Макаревич

Украину сегодня можно считать европейским государством, к сожалению, только на основе географического фактора. Ведь «европейство» в некоторой мере синоним цивилизованности, а цивилизованность — это симбиоз определенных исторически-генетических факторов, указывающих на достижение определенным обществом высокого уровня культуры. К сожалению, страна, в которой на протяжении почти всей истории ее существования, особенно в десятилетия сталинских репрессий, истреблялись лучшие из лучших — мощный интеллектуальный творческий слой, — не может за несколько лет восстановить потенциал, создававшийся в западноевропейских странах веками. У нас эта интеллектуально-духовная цепь наследственности разорвана... До сих пор продолжается процесс своеобразного геноцида, прежде всего против интеллигенции, ведь нет тайны в том, что и пенсионеру, и учителю, и академику в Украине платят столько, что едва хватает на оплату коммунальных услуг, не говоря обо всем прочем необходимом для нормального существования. Следовательно, интеллигенция мучительно переживает резкий переход к стихийному рынку, на котором даже бесценному навязывают денежный эквивалент.

Обратимся к истории: в постреволюционные годы у интеллигенции, которая не смогла приспособиться к новому коммунистическому порядку, было только три выбора — смерть, которую ей устраивали, «внутренняя эмиграция», из которой далеко не всем суждено было выйти и включиться в полноценную жизнь, и вынужденная эмиграция. Такой третий путь избрала Галя Мазуренко, потомок двух прославленных родов — казацкого рода Мазуренко и декабриста Татищева. Почти ровесница века (родившаяся в 1901 году), она и философ, и поэтесса, и писательница (была основателем Британского объединения украинских писателей «Слово»), и художница, и скульптор — без патетики, эта женщина прошла сквозь тернии войн и революций. Она сражалась в составе ІІІ Железной стрелковой дивизии армии УНР и была награждена Украинской Народной Республикой «Крестом железного стрельца».

Итак, девятнадцатилетней из-за политических обстоятельств вынуждена была уехать из Украины. Но до того успела стать студенткой и Украинского государственного университета в Каменец- Подольском во времена гетмана Скоропадского, и поучиться в малярной школе импрессиониста Вячеслава Коренева в Екатеринославе. Потом началась политическая эмиграция, которой суждено было продолжаться почти всю жизнь. Сначала была Варшава, потом Прага, где закончила Высшие студии и получила степень доктора философии. А дальше — Берлин, София, Вена, и, в конце концов, Лондон, в котором живет около сорока лет.

Ее имя вроде бы официально возвращено Украине, переданы архивы, но они осели в музеях и доступны лишь довольно узкому кругу специалистов, несмотря на то, что высокопоставленные чиновники обещали опубликовать хотя бы избранные произведения... Были найдены талантливые родственники — достойные творческие наследники, но и к ним внимание было непродолжительным. А самые родные люди Гали Мазуренко, дочь и внучка, крайне нуждаются в таком внимании хотя бы потому, что несколько лет находятся на грани голодной смерти.

Воображение рисует образ хрупкой женщины, которая словно готова растаять в эфире. Она вырисовывается на фоне созданных ею космических произведений, насыщенных музыкой сфер. Это Ольга Степановна Гончарова — внучка Гали Мазуренко. Госпожа Гончарова рождена от дочери Марины, которая, считала Галя, погибла вместе с матерью в тюрьме во время сталинских «чисток».

Ольга Степановна проживает вместе с матерью в Киеве. Она по образованию музыкант, преподает музыку в Государственном музыкальном колледже имени Глиэра, а на дому для души пишет современные иконы. Часто, не имея средств на жизнь, Ольга Степановна все-таки покупает акварельные краски и даже, если нет бумаги, рисует на стенах собственной квартиры, двери, шкафах. По словам музыканта, художница, когда она начинает писать, то будто оказывается в звездном творческом полете, и только так ощущает настоящую жизнь. Инвалид по состоянию здоровья, как и ее мать, Ольга Степановна творит Сказку, столь далекую от нашей реальности, на мелких руинах которой мы все существуем...

Галя Мазуренко, которой в декабре этого года исполняется 99 лет, говорит, что старается привести в порядок все свои земные дела. А для нее, философа с большим жизненным опытом, и прошлое, и нынешнее, и будущее — одинаково бесценны.

Пять лет назад во время нашей первой встречи в лондонской квартире пани Мазуренко на мой вопрос, что ждет, по ее мнению, в ближайшем будущем Украину, ответила так:

— Все происходящее в Украине — это нормальный ход политической жизни. Посмотрим на бывшую Югославию, на современные межнациональные проблемы Великобритании. Наша обязанность — перенести все испытания и вырасти на собственных ошибках. До того, не знаю, мы были где-то на небе, потом пришли на Землю... А тут, на Земле, поможет только личный опыт. Через преодоление собственных неприятностей происходит рост.

Сегодня сжигаю многие вещи. Смотрю и думаю: «Боже мой, теперь я бы сделала все иначе, ведь уже имею опыт».

Украина, уже в качестве самостоятельного государства, тоже должна иметь свой, а не чужой опыт. Невозможно, чтобы не было больших и малых проблем. Они должны быть! Их нужно принять и преодолеть. И не сейчас решатся эти проблемы — пройдут годы. Это жизнь. Нужно опыт горький иметь.

Я верю в человека, в силу его интуиции. Я верю в чудо. Трудности необходимы в жизни. Претерпеть — и обязательно будет вознаграждение.

С тех пор прошли годы, и я вновь обратилась с вопросами к Галине Мазуренко:

— Какой вы представляете Украину, которую не видели несколько десятков лет?

— Для меня Украина является загадкой, где формируется национальное государство и национальный дух, однако все это должно еще гармонизироваться с другими факторами, вырасти...

Галя Мазуренко определяет свой современный период как поиск «смысла на старости лет». Она до недавнего времени изучала древние и новые языки, в частности санскрит, писала стихи и еще в позапрошлом году вела домашнюю художественную студию.

— Я очень люблю учиться, а учить не люблю. Задавать вопросы легко, а ответ найти — нам только кажется, что это возможно... Прогнозов я никаких делать не буду. Но скажу одно: у меня все больше веры вырастает во что-то такое, что мы не в силах постичь. Терпи. Молись. Иди.

Во время нашего последнего телефонного разговора я услышала голос безгранично уставшего от земной жизни человека, но и, парадокс, вместе с тем с большой жаждой жизни. Сегодня она одинока. Ей нужен, по ее словам, покой для медитации.

— У меня впереди большой труд, о чем еще не время говорить, — делится пани Мазуренко. — Я чувствую как никогда вес мысли. Если человек способен тонко понимать окружающее, то можно выдержать все. Ныне я, прикованная к комнате, смотрю в окно, наблюдаю за жизнью старого высокого дерева: как ветер гнет его ствол, как летают вокруг него черные вороны... Оно мне напоминает мое родословное дерево...

Эмиграция сохранила жизнь множества талантливых людей, составляющих элиту любого общества. Но Украина потеряла своих гениев, они рассеялись по миру, и это породило духовное опустошение. Большинство украинских политических эмигрантов никогда не забывали о своем происхождении, они в разные времена прилагали много усилий, чтобы о существовании ныне независимой Украины, а еще десятилетие назад составляющей СССР, знали и помнили в мире. Тем не менее, способна ли Украина сегодня оценить тот вклад и просто по-человечески поблагодарить?

Мне кажется, что жизнь семьи Мазуренко—Гончаровых является зеркалом трагедии нескольких поколений интеллигенции, которая волей судьбы связана с нашей землей. Не здесь ли скрыт корень большинства сегодняшних проблем?!

Р.S. Во время новогодних праздников в Таллинне при содействии посольства Украины в Эстонии должна открыться выставка картин Ольги Гончаровой.