28 февраля исполняется 200 лет со дня рождения поэта пушкинской плеяды, уроженца Украины Василия Ивановича Туманского. К этому юбилею академик Ю.Шемшученко подготовил и издал книгу «Наш друг Туманский». Сегодня он отвечает на некоторые вопросы, связанные с жизнью и деятельностью В.Туманского.
— Юрий Сергеевич, вы известный в стране правовед. Вашему перу принадлежат около 500 публикаций по юридической тематике. Чем вызвано ваше обращение к сфере поэзии? Ведь это уже за рамками ваших непосредственных профессиональных научных интересов.
— Иногда я пишу для души. Преимущественно это касается моих замечательных земляков — уроженцев Глуховщины. У меня есть публикации, в частности, о художнике, директоре Петербургской академии художеств А.Лосенко, композиторе Д.Бортнянском, втором президенте Всеукраинской академии наук, академике Н.Василенко.
Василий Иванович Туманский — тоже мой земляк и замечательная личность. Он и его творчество давно интересуют меня. Несколько лет назад я встретился в академическом санатории «Ворзель» с известным литературоведом, ныне уже покойным, академиком Л.Новиченко. Разговор зашел о В.Туманском, предстоящем 200-летии со дня его рождения. Я ему сказал: «Было бы неплохо, если бы наши литераторы подготовили к этой круглой дате книгу об этом полузабытом поэте». На что Леонид Николаевич ответил: «Из литераторов никто в Украине исследованием жизни и деятельности В.Туманского не занимается. Вы его земляк и немало знаете о нем. Вот вы и напишите такую книгу. Он этого заслуживает». С этого все и началось.
— А какую смысловую нагрузку несет название книги?
— «Наш друг Туманский» — это слова из пушкинского «Евгения Онегина». А.Пушкин, 200- летие со дня рождения которого торжественно отмечалось в прошлом году, был в дружеских отношениях с В.Туманским в течение длительного времени, ценил в нем «юный талант и добрый нрав». В адресованном П.Плетневу письме от 31 января 1831 г. он писал: «Вижу по письму твоему, что Туманский в Петербурге. Обними его за меня, полюби его, если ты еще его не любишь. В нем много прекрасного...» В.Туманский заслуживает того, чтобы быть и нашим другом.
— Где и как прошли детские годы будущего поэта?
— В.Туманский родился на рубеже столетий в селе Чарториги Глуховского уезда Черниговской губернии (сейчас — село Шевченково Глуховского района Сумской области) в имении своего деда — последнего генерального писаря Гетманщины Василия Григорьевича Туманского. Здесь он провел первые полтора-два года жизни. Затем родители увезли его в свое имение — село Апанасовку Гадячского уезда Полтавской губернии (сейчас — село Панасовка Липоводолинского района Сумской области).
Старинный род Туманских ведет свое начало из Польши. Один из его далеких предков Тимофей Игнатьевич в средине XVII века переселился на украинские земли и пустил здесь свои корни.
Большинство представителей этого рода относились к сословию казацкой старшины, служили при гетманах Левобережной Украины и в составе первой и второй Малороссийских коллегий в Глухове. После ликвидации в 1764 г. Гетманства получили статус дворянства, занимали различные военные должности в органах государственной администрации.
Отец Василия — Иван Васильевич учился в Кенигсбергском университете, затем служил в Измайловском и Старооскольском полках, ушел в отставку в чине генерал-лейтенанта. Мать — Надежда Семеновна — из рода Масюковых. Родители жили в мире и дружбе в своем «дворянском гнезде» на окраине Апанасовки. Василий подрастал в компании еще трех братьев и сестры Ольги. Летом здесь все утопало в зелени. Окрестные луга и леса радовали глаз. Усадьбу подковой опоясывал задумчивый Хорол.
Первоначальное образование Василий получил дома. В достопамятном 1812 году его ожидали для учебы в Слободско-украинской гимназии в Харькове. Именно в это время над семьей разразилась гроза. Сначала умер отец, а в августе 1814 года — и мать детей. Это наложило глубокий отпечаток на чувствительную натуру Василия. «От первой юности к печальным думам склонный» — скажет он о себе в одном из написанных позже стихотворений. Гимназию пришлось оставить. Впереди была неизвестность.
— И что же предпринял В.Туманский в этих условиях?
— Вместе с младшим братом Михаилом уехал в 1816 году в Санкт-Петербург, где оба поступили на учебу в Петропавловское училище, которое готовило чиновников для государственной службы. Вероятно, способствовали им в этом влиятельные Кочубеи, с которыми Туманские были в родстве.
Юного провинциала занимала не только учеба. Здесь он увлекся духом свободолюбия. Сблизился с возникшим в Петербурге Вольным обществом любителей словесности, наук и художеств. Здесь познакомился с такими его членами, как А.Пушкин, К. Рылеев, А.Бестужев, В.Кюхельбекер, Ф.Глинка, Е.Баратынский, А.Дельвиг...
Руководитель общества А.Измайлов поощрял литературные опыты В.Туманского. Первой его поэтической публикацией стала элегия «Поле Бородинского сражения», опубликованная в журнале «Сын Отечества» в 1817 году.
Особенно дружеские отношения в этот период сложились у В.Туманского с членом общества, поэтом и прозаиком из Слобожанщины О.Сомовым. Он свел Василия Ивановича с редакцией журнала «Украинский вестник». На его страницах за 1818 год они обменялись стихотворными посвящениями друг другу под одинаковым названием «Тоска по родине».
В августе 1819 года В.Туманский вместе с О.Сомовым выехал в Париж, где в качестве вольнослушателя посещал курсы лекций в престижном колледже (College de France), слушал известных в то время французских профессоров Араго, Кузена и других.
В начале 1821 года в Париже оказался и В.Кюхельбекер. Он читал здесь лекции по русской литературе. Друзьям было о чем поговорить. Они всерьез обсуждали возможность своего участия в начавшемся в это время восстании греков против турецкого ига. Это нашло отражение в стихотворении В.Кюхельбекера «К Туманскому»:
Туманский! Туманский! Ты слышишь ли глас,
Зовущий на битву, на подвиги нас?
Мой пламенный юноша, вспрянь!
О друг, полетим на священную брань!
Летом того же года В.Кюхельбекер за допущенное свободомыслие в своих лекциях был отозван из Парижа. В.Туманский одолжил ему деньги на дорогу и вместе с ним возвратился в Петербург.
Пребывание в Париже способствовало становлению В.Туманского как поэта-романтика. Здесь он написал ряд стихов. В Петербурге представил их на суд Вольного общества любителей российской словесности, в которое влилась часть членов Вольного общества любителей словесности, наук и художеств, в том числе и он сам. В августе 1821 года его избирают членом-сотрудником нового общества. А уже в октябре того же года он по соответствующему поручению вручает в Полтаве диплом почетного члена общества корифею украинской литературы И.Котляревскому.
После этого В.Туманский провел почти год в гостеприимном имении Кочубеев в Ярославце (сейчас — Кролевецкий район Сумской области). Здесь им была создана целая серия стихов — «Милой деве», «К брату из деревни», «К Арк. Вас. Кочубею», «Видение», «Элегия» и другие. Некоторые из них он читал на заседаниях Вольного общества по возвращении в Петербург.
18 декабря 1822 года В.Туманский был избран действительным членом Вольного общества. В первой половине 1823 года он принял участие в 16 заседаниях. В рамках общества он близко сошелся с К.Рылеевым, А.Бестужевым и В.Кюхельбекером. Их идеи свободолюбия и борьбы с крепостничеством оказали влияние на характер гражданской поэзии В.Туманского этого времени («Послание к кн. Н.А.Цертелеву», «Священный союз народов» и другие).
22 мая 1823 года Василий Иванович дважды выступал на торжественном публичном собрании Вольного общества, состоявшемся в доме Г.Державина. Сначала он читал свое стихотворение «Век Елисаветы и век Екатерины (отрывок из послания к Державину)», а затем, по просьбе К.Рылеева, — его поэму «Войнаровский». «Туманскому аплодировали, и стоит: были звонкие стихи и новые картины», — сообщал после собрания А.Бестужев П.Вяземскому. Но это выступление В.Туманского было последним его публичным выступлением в Вольном обществе любителей российской словесности.
— А что же А.Пушкин?
— Он в это время находился в ссылке в Кишиневе. Ближе к нему, в Одессу, направился в средине 1823 года и В.Туманский. Он сменил амплуа свободного поэта на службу в канцелярии Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора М.Воронцова. Почти одновременно сюда же переехал и А.Пушкин.
Судьба подарила В.Туманскому счастливый год непосредственного общения и дружбы с А.Пушкиным. Друзья почти ежедневно встречались на службе, вместе обедали у М.Воронцова и бывали у него на балах, посещали театр и местные казино, купались в море. Василий Иванович был первым слушателем и ценителем новых литературных произведений А.Пушкина. Это ему Александр Сергеевич читал «Бахчисарайский фонтан», написанные в Одессе главы «Евгения Онегина» и др.
Год с А.Пушкиным оказался одним из наиболее плодотворных в творческом отношении для В.Туманского. В этот период им были написаны такие стихотворения, как «Одесса», «Зинаиде», «Элегия» («как звонкое журчание Салгира»), «Манценил», «Греческая ода».
Из Одессы В.Туманский оказал добрую услугу издателям «Полярной звезды» К.Рылееву и А.Бестужеву. Он способствовал установлению постоянных творческих связей между А.Пушкиным и журналом. К.Рылеев не скрывал в этой связи своего восторга «письмами нашего парнасского чудотворца, — сообщал он В.Туманскому, — «Полярная звезда» обязана тебе».
Уже после отъезда А.Пушкина из Одессы он предложил В.Туманскому присылать стихи и прозу для «Московского вестника». Василий Иванович воспользовался предложением и напечатал в этом журнале около полутора десятков своих стихотворений.
В 1827—1828 годах В.Туманский был одним из создателей газеты «Одесский вестник». В номере за 20 апреля 1827 г. по инициативе Василия Ивановича был перепечатан из «Московского вестника» отрывок из «Евгения Онегина», посвященный Одессе («Итак, я жил тогда в Одессе...»). Это описание, сообщал В.Туманский его автору, «принадлежит нам по праву, ибо в нем заключается грамота на бессмертие для нашего города».
— Время жизни В.Туманского в Одессе совпало с восстанием декабристов в Петербурге. Как отреагировал на это поэт?
— В.Туманский не был членом ни Северного, ни Южного тайных обществ, но через К.Рылеева, А.Бестужева и В.Кюхельбекера знал о их существовании и целях. И трудно сказать, как бы сложилась его судьба, окажись он в декабре 1825 года в Петербурге. Во всяком случае следствие по делу декабристов интересовалось и его ролью в этом движении.
О самом восстании В.Туманский узнал в канцелярии М.Воронцова. 16 декабря он написал письмо своей кузине С.Туманской. В нем он на французском языке привел одну из фраз Шатобриана, прокомментировав ее следующим образом: эта фраза «представляет теперь зрелище неслыханное: необыкновенную, даже дикую твердость духа при глубочайшей горести и при слабости физической, почти смертельной». Вполне вероятно, что это относилось к оценке того, что произошло.
Весть о казни пятерых декабристов, в том числе и К.Рылеева, застала В.Туманского в Ярославце. С братьями Кочубеями они допоздна говорили на французском языке об этом событии.
В 1826 году, пребывая на коронации Николая I, В.Туманский принимал участие в переписывании и распространении предсмертного письма К.Рылеева. «Посылаю тебе письмо Рылеева, — сообщал он все той же двоюродной сестре, — накануне казни писанное жене: оно здесь ходит по рукам и читается с жадностью. Я видал множество дам, обливающихся слезами при чтении сего трогательного послания».
К этому же времени относится и написанное В.Туманским стихотворение «Певец». В образе певца угадывается поэт-борец К.Рылеев:
Умолк мятеж! Смирились люди:
Как прежде тих и светел град,
Отрада вновь проникла в груди...
Но где же ты, певец отрад?
О горе! С площади кровавой
Не воротился к лире он!
И песнь, звучавшая забавой, —
То был его предсмертный стон.
— Известно, что В.Туманский оставил Одессу в марте 1828 года. Чем он занимался после этого?
— Служил при председателе диванов княжеств Молдавии и Валахии графе В.Палене, где редактировал проект Адрианопольского мирного договора между Россией и Турцией. С лета 1835 года был определен на должность второго секретаря Российской дипломатической миссии в Константинополе (Стамбуле). Здесь его поэтическая деятельность резко пошла на убыль. В Константинополе он написал только два стихотворения — «Дева» и «Дом на Босфоре».
В начале 1839 года В.Туманский оставляет полюбившийся ему юг и возвращается в Петербург. Здесь в Государственном совете получает должность помощника статс-секретаря по экономическим вопросам. Одновременно государственный секретарь барон М.Корф поручает ему подготовить для Николая I очерк об истории Государственного совета России.
Эта работа оказалась сложной. Но В.Туманский проявил настойчивость. К концу 1840 года он написал первую часть очерка. Она была удостоена «высочайшего прочтения». Автор получил чин действительного статского советника.
Однако продолжения работы над очерком не последовало. У В.Туманского обострились проблемы со здоровьем, он был вынужден часто выезжать на лечение. Вдобавок после ухода М.Корфа с занимаемого поста у Василия Ивановича не сложились отношения с новым государственным секретарем Н.Бахтиным. В этой ситуации он 28 апреля 1846 года обратился к государю с прошением об отставке «с выдачею надлежащего аттестата, но без назначения пенсии, в которой я по безбедному моему состоянию не нуждаюсь». Вскоре последовал царский указ и В.Туманский уехал из прохладного Петербурга в благословенные места своего детства.
— Чем занимался В.Туманский в дальнейшем? Ведь ему на момент ухода в отставку было не так много — всего 46 лет.
— В Апанасовке он занялся «агрономией» и обустройством своего дома. Часто выезжал в Москву, Петербург, Полтаву и на Глуховщину. Имел хорошую библиотеку, выписывал газеты и журналы, вел обширную переписку, много читал, но поэзией не занимался. Был активным местным общественным деятелем. Состоял почетным попечителем Полтавской гимназии и членом Полтавского комитета по улучшению быта помещичьих крестьян. Незадолго до крестьянской реформы 1861 года подготовил наброски приветственной речи, с которой намеревался выступить перед своими крестьянами в день царского манифеста.
«Считаю себя истинно счастливым, — писал В.Туманский, — что дожил до этого радостного для вас дня... Совесть моя перед вами чиста: я жил с вами всегда в мире, несмотря на крепостное право... Поздравляю с правами гражданства; будьте счастливы, богатейте, живите лучше и учите детей ваших всему доброму и честному».
Эти наброски стали духовным завещанием Василия Ивановича. Он не дожил до манифеста. 23 марта 1860 года в родном доме остановилось его благородное сердце.
— Были ли у В.Туманского семья, дети?
— Возможностей создать семью у него было немало, но ничего из этого не вышло. Роковую роль в этом сыграла его двоюродная сестра Софья Григорьевна Туманская, в которую Василий Иванович был с детства влюблен и которая была главным объектом его поэтического вдохновения. Кузине он посвятил много лирических стихотворений, написал около 60 дошедших до нас трогательных писем.
Близкое родство не позволило им объединиться семейными узами. С.Туманская почти в 30 лет вышла замуж за А.Милорадовича и родила ему двух сыновей и трех дочерей. Что же касается В.Туманского, то он остался верен дружбе и любви к Софье и собственной семьи не создал. В Апанасовке в последние годы жизни он воспитывал трех малолетних сыновей умершей к этому времени родной сестры Ольги.
— Какое литературное наследие оставил после себя В.Туманский?
— До нас дошла только часть прозаических произведений и около 200 стихотворений Василия Ивановича. Это и стихи гражданского звучания, и романтическая лирика. Как отмечал А.Пушкин, произведения В.Туманского «Греческая песнь» и «К одесским друзьям» «отличаются гармонией, точностью слова и обличают решительный талант». В целом его поэзия получила положительную оценку и со стороны таких мэтров литературы, как В.Белинский, Н.Некрасов, Н.Гоголь.
Лирическим стихотворениям В.Туманского присущи нежность чувств и музыкальность слога. Не случайно ряд их был положен на музыку («Звено», «Для чего тебе луч Востока», «Как мила ее головка», «Когда все пирует и блещет вокруг»). А музыкальную обработку стихотворения «Голубые глаза» осуществили композиторы А.Даргомыжский, И.Йогель, В.Соколов, Н.Норов.
— Насколько доступны сейчас стихи В.Туманского?
— Первый сборник «Стихотворения Василия Ивановича Туманского» опубликовал в 1881 году сын С.Милорадович (Туманской) — Г.Милорадович. Десять лет спустя им же был издан небольшим тиражом сборник «Письма В.И.Туманского и неизданные его стихотворения». Затем последовала книга «В.И.Туманский. Стихотворения и письма» под редакцией писателя и публициста, уроженца Днепропетровщины, С.Брайловского (Санкт-Петербург, 1912 год). Сейчас эта книга стала библиографической редкостью.
В годы советской власти отдельные стихи В.Туманского печатались в литературных журналах и сборниках преимущественно в России. В 1988 году в Ленинграде М.Ч.Ларионовой была защищена кандидатская диссертация на тему «В.И.Туманский — поэт 20—30-х годов XIX столетия».
В изданной мною книге помещены все известные на сегодня стихотворения В.Туманского в их современной орфографической обработке. В ней также содержится вся переписка В.Туманского и некоторые его прозаические произведения, очерки о Федоре Осиповиче и Федоре Антоновиче Туманских.
— В заключение несколько слов о судьбе имений, где родился и умер Василий Иванович?
— Она весьма печальна. Оба имения после смерти В.Туманского оказались в руках его родного брата Владимира, а от него перешли по наследству к сыну последнего Михаилу. Он был заядлым картежником и фактически промотал имения в Черторигах и Апанасовке. Во время революционных событий 1905—1906 годов оба имения были сожжены разбушевавшейся толпой.
Сейчас в селах Шевченково и Панасовке на Сумщине немногое напоминает о друге А.Пушкина. В первом — это развалины кирпичной ограды да старая липовая аллея на усадьбе Туманских. А во втором — могила В.Туманского во дворе сельской школы с весьма скромным памятником, над которым тихо шумят вечнозеленые ели.
Но осталось главное — память. Из поколения в поколение передается здесь молва о «Туманщине» и Туманских, их судьбы, их время продолжают волновать умы людей.